Рабочая программа по метрологии, стандартизации и сертификации


Приложение 33

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 10. МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
специальность СПО 22.02.06 Сварочное производство
Тольятти, 2015г.

ОДОБРЕНА Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 22.02.06 Сварочное производство
предметной (цикловой) комиссией МАШИНОСТРОЕНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ МАТЕРИАЛОВ Протокол № ___ от «_____» 2015г. Председатель: Зам.директора по УМР
_______________ Л.Т. Агафонова ___________________ / И.И. УреневаСоставитель: А.А. Шувалова, преподаватель высшей квалификационной категории
Эксперты: Внутренняя экспертиза: Техническая экспертиза: Н.А. Гончарова, руководитель службы методического обеспечения и разработки ОПОП
Содержательная экспертиза: Л.Т. Агафонова, преподаватель высшей квалификационной категории
Внешняя экспертиза: И.О.Фамилия, должность, полное название ОУ СПО/ВПО
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в рамках эксперимента по теме «Исследование моделей организационного устройства образовательных учреждений СПО, обеспечивающих эффективное функционирование в соответствии с требованиями ФГОС, ФЗ «Об образовании» и трудовых рынков» (Приказ ФГАУ «ФИРО» от 01.11.2013г. № 199)

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
15
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
18
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) по специальности среднего профессионального образования 22.02.06 Сварочное производство базовой подготовки, входящей в состав укрупненной группы специальностей СПО 22.00.00 ТЕХНОЛОГИИ МАТЕРИАЛОВ.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл (общепрофессиональные дисциплины).
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Применять различные методы, способы и приёмы сборки и сварки конструкций с эксплуатационными свойствами.
ПК 1.2. Выполнять техническую подготовку производства сварных конструкций.
ПК 1.3. Выбирать оборудование, приспособления и инструменты для обеспечения производства сварных соединений с заданными свойствами.
ПК 1.4. Хранить и использовать сварочную аппаратуру и инструменты в ходе производственного процесса.
ПК 2.1. Выполнять проектирование технологических процессов производства сварных соединений с заданными свойствами.
ПК 2.2. Выполнять расчёты и конструирование сварных соединений и конструкций.
ПК 2.3. Осуществлять технико-экономическое обоснование выбранного технологического процесса.
ПК 2.4. Оформлять конструкторскую, технологическую и техническую документацию.
ПК 2.5. Осуществлять разработку и оформление графических, вычислительных и проектных работ с использованием информационно- компьютерных технологий.
ПК 3.1. Определять причины, приводящие к образованию дефектов в сварных соединениях.
ПК 3.2. Обоснованно выбирать и использовать методы, оборудование, аппаратуру и приборы для контроля металлов и сварных соединений.
ПК 3.3. Предупреждать, выявлять и устранять дефекты сварных соединений и изделий для получения качественной продукции.
ПК 3.4. Оформлять документацию по контролю качества сварки.
ПК 4.1. Осуществлять текущее и перспективное планирование производственных работ.
ПК 4.2. Производить технологические расчёты на основе нормативов технологических режимов, трудовых и материальных затрат.
ПК 4.3. Применять методы и приёмы организации труда, эксплуатации оборудования, оснастки, средств механизации для повышения эффективности производства.
ПК 4.4. Организовывать ремонт и техническое обслуживание сварочного производства по Единой системе планово-предупредительного ремонта.
ПК 4.5. Обеспечивать профилактику и безопасность условий труда на участке сварочных работ.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Обязательная часть ППССЗ:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующими нормативными правовыми актами на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;
применять документацию систем качества;
применять требования нормативных правовых актов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
документацию систем качества;
единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;
основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
основы повышения качества продукции.
Вариативная часть ППССЗ: - 22 час.
С целью реализации требований работодателей в результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
осуществлять поиск необходимой нормативной документации и использовать ее при решении профессиональных задач;
объяснять наименование букв и цифр в обозначении полей допусков и посадок;
определять предельные размеры элементов деталей, зазоры, натяги и допуски по приведенным отклонениям;
читать на чертежах деталей требования к точности формы и расположения поверхностей элементов деталей, обозначенных условными знаками
должен знать:
знаки для обозначения вида обработки поверхностей;
способы обозначения требований к точности и расшифровку обозначений требований к точности;
1.4. Использование часов вариативной части ППССЗ:
№ п/пДополнительные знания, умения №, наименование темы Кол-во часов Обоснование включения в рабочую программу
1 уметь:
осуществлять поиск необходимой нормативной документации и использовать ее при решении профессиональных задач Тема 2.4
Организация работ по стандартизации. Нормоконтроль Экономическая эффективность стандартизации. 4 Требование работодателя
2 уметь:
объяснять наименование букв и цифр в обозначении полей допусков и посадок Тема 3.1.
Основные понятия о размерах, отклонениях и посадках. 6 Требование работодателя
3 уметь:
определять предельные размеры элементов деталей, зазоры, натяги и допуски по приведенным отклонениям Тема 3.2.
Система допусков и посадок для гладких элементов деталей. 2 Требование работодателя
4 уметь:
читать на чертежах деталей требования к точности формы и расположения поверхностей элементов деталей, обозначенных условными знаками
Тема 4.1.
Основные положения 4 Требование работодателя
5 знать:
знаки для обозначения вида обработки поверхностей. Тема 4.2.
Шероховатость поверхностей. 2 Требование работодателя
6 знать:
способы обозначения требований к точности и расшифровку обозначений требований к точности Тема 4.3.
Точность размерных цепей 4 Требование работодателя
1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося - 80 час., в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 54 час.;
самостоятельной работы обучающегося – 26 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 81
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 54
в том числе: лекции 12
практикум 21
лабораторные работы -
практические занятия 14
контрольные занятия 7
курсовая работа (проект) Самостоятельная работа обучающегося (всего) 26
в том числе: тематика домашних заданий; 10
индивидуальные задания; 17
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2 Тематический план
№ п/пНаименование учебного модуля (УМ), элемента (УЭ) количество часов
макси-мальная учебная нагрузка самос-тоятель-ная работа аудиторная учебная нагрузка:
всего в т.ч.
ЛР и ПЗ в т.ч. курс. работа (проект)
3 курс 80 26 54 14 УМ 1. Точность и качество в технике 2 2 Тема 1.1 Точность и качество в технике 2 2 УМ 2 Стандартизация. Виды нормативных документов 18 4 14 4 Тема 2.1. Система стандартизации 2 2 Тема 2.2 Принципы и методы стандартизации 2 2 Тема 2.3 Системы общетехнических стандартов 6 2 4 2 Тема 2.4 Организация работ по стандартизации. Нормоконтроль. Экономическая эффективность стандартизации 6 2 6 2 УМ 3 Нормирование точности размеров. Система допусков и посадок для гладких элементов деталей 16 6 10 4 Тема 3.1 Основные понятия о размерах, отклонениях и посадках 6 2 4 Тема 3.2 Система допусков и посадок для гладких элементов деталей 10 4 6 4 УМ 4 Нормирование точности формы и расположения поверхностей, шероховатость поверхностей 14 4 10 2 Тема 4.1 Основные положения 4 4 Тема 4.2 Шероховатость поверхностей 4 2 2 Тема 4.3 Точность размерных цепей 6 2 4 2 УМ 5 Метрология и средства измерений 18 8 10 2 Тема 5.1 Основные положения в области метрологии 4 4 2 Тема 5.2 Средства для измерения линейных размеров 6 4 2 Тема 5.3 Методы и средства измерения параметров точности типовых элементов деталей6 4 2 Тема 5.4 Системы автоматического контроля 2 2 УМ 6 Сертификация продукции 6 2 4 2 Тема 6.1 Сертификация продукции 6 2 4 2 УМ 7 Управление и обеспечение качества продукции 6 2 4 Тема 7.1 Управление и обеспечение качества продукции 6 2 4 Итого 80 26 54 14 2.3. Содержание учебной дисциплины
Номер и наименование учебных модулей и учебных элементов Содержание учебного материала, практикум, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
УМ 1. Точность и качество в технике 2 Тема 1.1 Точность и качество в технике Лекции: 2 1. Взаимозаменяемость. Определение взаимозаменяемости, ее виды. 1
2 Достоинства взаимозаменяемого производства. Меры по обеспечению взаимозаменяемости Практикум: - -
Практические занятия: - Самостоятельная работа: -
УМ 2. Стандартизация. Виды нормативных документов 18 Тема 2.1
Система стандартизации Лекции: - Практикум: 2 2
1. Обзорная конференция по темам: Задачи стандартизации. Основные понятия в области стандартизации. Нормативные документы по стандартизации Практические занятия: - Самостоятельная работа: - Тема 2.2 Принципы и методы стандартизации Лекции: - Практикум: 2 2
1. Урок- дискуссия по темам: Принципы стандартизации. Общая характеристика методов стандартизации. Математические методы. Предпочтительные числа. Параметрические ряды Практические занятия: - Самостоятельная работа: -
1 2 3 4
Тема 2.3 Системы общетехнических стандартов Лекции: - Практикум: - Практические занятия: 4 3
1. №1. Оформление комплекта технологической документации на единичный технологический процесс. Самостоятельная работа:
Подготовить рефераты по темам: Цели, принципы создания, структура, содержание и обозначение стандартов: системы разработки и постановки продукции на производство (СРПП), Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК ТЭИ). 2 Тема 2.4 Организация работ по стандартизации. Нормоконтроль Экономическая эффективность стандартизации Лекции: - Практикум: 2 3
1. Урок - дискуссия по темам: Организация работ по стандартизации. Нормоконтроль. Экономическая эффективность стандартизации. Контрольная работа №1 Практические занятия: 4 1. №2 Нормоконтроль конструкторской документации. Самостоятельная работа:
Подготовить реферат по теме: «Экономическая эффективность стандартизации». 2 УМ.3 Нормирование точности размеров. Система допусков и посадок для гладких элементов деталей 16 Тема 3.1 Основные понятия о размерах, отклонениях и посадках Лекции: 2 1
1. Нормативные документы по обеспечению взаимозаменяемости и нормированию точности. Основные термины. 2. Графическое изображение размеров и отклонений. Основные понятия о посадках (сопряжениях, соединениях). Понятие о посадках в системе отверстия и в системе вала
1 2 3 4
Практикум: 2 1 Защита проектов по темам: «Нормативные документы по обеспечению взаимозаменяемости и нормированию точности». Практические занятия: - Самостоятельная работа:
Подготовить проект по теме; Нормативные документы по обеспечению взаимозаменяемости и нормированию точности. 2 Тема 3.2 Система допусков и посадок для гладких элементов деталей Лекции: - Практикум: 2 1. Семинар по теме: Общие понятия о системах допусков и посадок. Единая система допусков и посадок (ЕСДП). Рекомендации по выбору допусков и посадок. Указание точности размеров. Приемочные границы при определении действительного размера. Контрольная работа №2 Практические занятия: 4 1. №3. Определение по заданному обозначению точности предельных отклонений и размеров элементов детали, допуска, допуска посадки, значений зазоров и натягов. Графическое изображение поля допусков и посадок Самостоятельная работа:
Выполнение упражнений по обозначению наименование букв и цифр в обозначении полей допусков и посадок 4 УМ.4 Нормирование точности формы и расположения поверхностей, шероховатость поверхностей 14
1 2 3 4
Тема 4.1. Основные положения Лекции: 2 1 Поверхности (профили) прилегающие и реальные. Отклонения и допуски формы и расположения поверхностей: терминология, виды, условные знаки 2
Практикум: 2 3
1. Семинар по теме: «Определение по заданному обозначению точности предельных отклонений и размеров элементов детали, допуска, допуска посадки, значений зазоров и натягов. Графическое изображение поля допусков и посадок» Практические занятия: - Самостоятельная работа: - Тема 4.2. Шероховатость поверхностей Лекции: - Практикум: 2 1. Защита проектов по темам: «Параметры шероховатости, их определения. Условные обозначения шероховатости поверхности. Понятие о волнистости поверхностей» Практические занятия: - Самостоятельная работа:
Подготовить проект по теме: Связь точности формы и шероховатости поверхностей с технологическими факторами и точностью размеров 2 Тема 4.3. Точность размерных цепей Лекции: - Практикум: 2 1 Урок-исследование по темам: «Методы расчета размерных цепей при обеспечении полной («минимум-максимум») и неполной взаимозаменяемости». Контрольная работа №3 Практические занятия: 2 №4. Расчет размерных цепей. Самостоятельная работа:
Выполнить реферат по теме: «Виды размерных цепей.»2 УМ5. Метрология и средства измерений 18
1 2 3 4
Тема 5.1 Основные положения в области метрологии Лекции: - Практикум: 2 2
1 Семинар по темам: «Нормирование точности подшипников качения. Классы точности, назначение полей допусков для вала и отверстия. Системы отверстия и вала. Виды нагружения». 2
Практические занятия: 2 №5 Выбор средства измерения Самостоятельная работа: - Тема 5.2 Средства для измерения линейных размеров Лекции: - Практикум: 2 1 Урок-исследование по темам: «Параметры метрической резьбы. Взаимозаменяемость метрических резьб, посадки метрических резьб. Обозначение резьбовых соединений на чертежах. Средства контроля и измерений резьбы». Практические занятия: - Самостоятельная работа:
Подготовить проект по теме: Роль метрологии в формировании качества продукции. 4 Тема 5.3 Методы и средства измерения параметров точности типовых элементов деталейЛекции: - Практикум: 2 1 Семинар по теме: «Нормирование точности шлицевых соединений» Практические занятия: - Самостоятельная работа:
Подготовить проект по теме: Метрологическое обеспечение сварочного производства 4 Тема 5.4 Системы автоматического контроля Лекции: 2 1 Средства автоматизации и механизации измерений и контроля. Системы управления процессом обработки по измерительной информации. Приборы активного контроля. Контрольная работа №4 1

1 2 3 4
УМ 6. Сертификация продукции 6 Тема 6.1 Сертификация продукции Практикум: 2 1 Защита проектов по темам: «Роль метрологии в обеспечении взаимозаменяемости, в формировании качества продукции». «Средства для измерения линейных размеров». Контрольная работа №5 Практические занятия: 2 1 №6 Определение показателей качества продукции с помощью экспертного метода Самостоятельная работа:
Подготовить проект по темам: «Аттестация производства. Система сертификации. Организация технического контроля в производстве продукции. 2 УМ 7. Управление и обеспечение качества продукции 6 Тема 7.1 Управление и обеспечение качества продукции Лекции: - Практикум: 2 1 Защита проектов по темам: Аттестация производства. Система сертификации. Организация технического контроля в производстве продукции. Контроль и методы контроля качества продукции. Испытание продукции. Сертификация продукции. Практические занятия: - Самостоятельная работа:
Подготовить рефераты по темам: Применение нормативных актов в процессе управления качеством продукции. Юридическая природа стандарта.
Подготовка к зачету. 2 Контрольное занятие:
Дифференцированный зачет 2 Всего: 80
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к организации образовательного процесса:
Образовательный процесс организуется в соответствии с календарным учебным графиком образовательной деятельности и дорожной картой по специальности.
Освоение учебной дисциплины происходит посредством организации следующих видов занятий: лекции, практикум (защита проектов, урок-исследование, семинар, урок - дискуссия), практические работы. Лекция включает обзор основного теоретического материала учебного модуля, дает студентам общие установки на самостоятельное овладение теории учебного модуля. Лекция - основа успешной организации самостоятельной работы студентов. Лекция, как правило, носит объяснительный характер, желательно с использованием демонстрационного материала. Преподаватель обобщает современные представления об изучаемом объекте, акцентирует внимание студентов на имеющихся проблемах, высказывает собственную точку зрения, дает научный прогноз относительно дальнейшего развития изучаемой отрасли знаний.
Практикум - вид учебных занятий, имеющих целью организацию образовательной деятельности обучающихся в активных и интерактивных формах: семинар, деловая игра, круглый стол, тренировочные упражнения по решению задач, ситуаций, компьютерные симуляции, групповые дискуссии и т.п.
Практические занятия (лабораторные и практические работы, работы прикладного характера, связанные с профессиональными задачами) — метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекции, в ходе организации практикума и внеаудиторной самостоятельной работы. На практическом занятии каждый студент должен получить возможность «раскрыться», проявить способности, у каждого обучающегося должен быть выработан определенный профессиональный подход.
Практикум и практические занятия проводятся с применением соответствующего учебно-методического и программного обеспечения. При составлении практических заданий моделируются реальные ситуации, в задание включается анализ результатов и выводы.
В образовательном процессе выделяются два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Видами заданий являются: тестирование, исследовательская учебная работа, расшифровка условных обозначений, работа со словарями и справочниками. Задания имеют вариативный и дифференцированный характер и учитывают индивидуальные особенности обучающихся. Результат самостоятельной работы контролируется преподавателем.
В процессе изучения дисциплины текущий контроль усвоения знаний обучающихся осуществляется в форме тестирования, контрольных работ, творческих заданий.
Формы проведения консультаций индивидуальные и групповые.
Индивидуальный образовательный маршрут осуществляется в соответствии с дорожной картой с учётом скорости освоения обучающимся модулей. Обучающиеся, имеющие свободный график посещения учебных занятий или пропустившие занятия по уважительной причине, обучаются также в соответствии с дорожной картой, но по индивидуальной программе.
3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета Метрология, стандартизация и сертификация
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
компьютеры с лицензионным программным обеспечением для обучающихся и преподавателя;
мультимедиапроектор;
широкоформатный принтер Xerox 7142
3.3. Информационное обеспечение обучения
Основные источники
Белкин И. М. Справочник по допускам и посадкам для рабочего-машиностроителя. — М.: Машиностроение, 1985, с. 320.
Берков В. И. Технические измерения. Альбом. — М.: Высшая школа, 1983, с. 143.
Допуски и посадки. Справочник в 2-х частях. /В М. Мягков и др./. — Л.: Машиностроение, Ленинградское отделение, 1982, ч. 1 с. 543, ч. 2 с. 448.
Козловский Н. С, Виноградов А. Н. Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения. — М.: Машиностроение, 1982, с. 288.
Козловский Н. С, Ключников В. М. Сборник примеров и задач по курсу «Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения». — М.: Машиностроение, 1983, с. 304.
Марков А. И., Ганевский Г. М. Конструкция, расчет и эксплуатация измерительных инструментов и приборов. — Машиностроение, 1981, с. 368.
Марков Н. Н. Нормирование точности в машиностроении. — М.: Издательство «Станкин», 1992, с. 302.
Таныгин В. А. Основы стандартизации и управление качеством. — М.: Издательство стандартов, 1986.
Тюрин Н. И. Введение в метрологию. — М.: Издательство стандартов, 1989, с. 208.
Якушев А. И., Воронцов Л. Н., Федотов Н. М. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические изменения. — М.: Машиностроение, 1987, с. 356.
Дополнительные источники
ГОСТ 25346-89. Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды доступов и основных отклонений.
ГОСТ 25347-82. Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Поля доступов и рекомендуемые посадки.
ГОСТ 2.307-68. ЕСКД. Нанесение размеров и предельных отклонений.
ГОСТ 6636-69. Основные нормы взаимозаменяемости. Нормальные линейные размеры.
ГОСТ 24642-81. Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски формы и расположения поверхностей. Основные термины и определения.
ГОСТ 24643-81. Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски и расположения. Числовые значения.
ГОСТ 2.308-79. Указание на чертежах допусков формы и расположение поверхностей.
ГОСТ 25142-82. Шероховатость поверхности. Термины и определения.
ГОСТ 2789-73. Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики.
ГОСТ 16263-70 ГСИ. Метрология. Термины и определения.
РД50-690-89. Надежность в технике. Методы оценки.
ГОСТ 4. 93—83. Система показателей качества продукции. Станки металлообрабатывающие. Номенклатура показателей.
ГОСТ 8. 82. Станки металлорежущие. Общие требования к испытаниям на точность.
ГОСТ 25443-82Е. Станки металлорежущие. Образцы - изделия для проверки точности обработки. Общие технические требования.
ГОСТ 15647-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения, а также другие стандарты систем ОНВ ЕСДН, ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП, ГСС, ГСИ, СПКП, ЕСГУКП и комплекс общесоюзных классификаций КЕСКД, ТКД, ТКСЕ, КТО КТД КТП, ОКП, ОК ПРДС, ТР.
Интернет-ресурс
Российское образование. Федеральный портал//Режим доступа: http://www.edu.ru/Федеральный центр информационных образовательных ресурсов. Каталог //Режим доступа: http://fcior.edu.ru/Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества // Режим доступа: http://www.openclass.ru/sub/Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов// Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практикума, практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля Оценка результатов освоения
УМ 02. Стандартизация. Виды нормативных документов
Умения:
оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;
применять документацию систем качества;
применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
осуществлять поиск необходимой нормативной документации и использовать ее при решении профессиональных задач (ВЧ); Практическая работа
Практическая работа №1
Оформление комплекта технологической документации на единичный технологический процесс.
Практическая работа №2
Нормоконтроль конструкторской документации.
Знания:
документацию систем качества;
единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартизации и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;
основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
основы повышения качества продукции. внеаудиторная
самостоятельная работа
Практикум
контрольная работа Подготовить рефераты по темам: Цели, принципы создания, структура, содержание и обозначение стандартов: системы разработки и постановки продукции на производство (СРПП), Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК ТЭИ).
Подготовить реферат по теме: «Экономическая эффективность стандартизации».
Урок- дискуция по темам: Принципы стандартизации. Общая характеристика методов стандартизации. Математические методы. Предпочтительные числа. Параметрические ряды
Контрольная работа №1
УМ 03. Нормирование точности размеров. Система допусков и посадок для гладких элементов деталей
Умения:
осуществлять поиск необходимой нормативной документации и использовать ее при решении профессиональных задач (ВЧ);
объяснять наименование букв и цифр в обозначении полей допусков и посадок;
определять предельные размеры элементов деталей, зазоры, натяги и допуски по приведенным отклонениям;
читать на чертежах деталей требования к точности формы и расположения поверхностей элементов деталей, обозначенных условными знаками
Практическая работа.
Практикум Практическая работа №3
Определение по заданному обозначению точности предельных отклонений и размеров элементов детали, допуска, допуска посадки, значений зазоров и натягов. Графическое изображение поля допусков и посадок
Защита проектов по темам: «Нормативные документы по обеспечению взаимозаменяемости и нормированию точности».
Семинар по теме: Общие понятия о системах допусков и посадок. Единая система допусков и посадок (ЕСДП). Рекомендации по выбору допусков и посадок. Указание точности размеров. Приемочные границы при определении действительного размера.
Знания:
единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартизации и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;
основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
знаки для обозначения вида обработки поверхностей;
способы обозначения требований к точности и расшифровку обозначений требований к точности (ВЧ); внеаудиторная самостоятельная работа
Контрольная работа Подготовить проект по теме; Нормативные документы по обеспечению взаимозаменяемости и нормированию точности.
Выполнение упражнений по обозначению наименование букв и цифр в обозначении полей допусков и посадок
Контрольная работа №2
УМ 04. Нормирование точности формы и расположения поверхностей, шероховатость поверхностей
Умения:
осуществлять поиск необходимой нормативной документации и использовать ее при решении профессиональных задач (ВЧ);
объяснять наименование букв и цифр в обозначении полей допусков и посадок (ВЧ);
определять предельные размеры элементов деталей, зазоры, натяги и допуски по приведенным отклонениям (ВЧ);
читать на чертежах деталей требования к точности формы и расположения поверхностей элементов деталей, обозначенных условными знаками (ВЧ);
Практическая работа.
Практикум
Практическая работа №4
Расчет размерных цепей.
Семинар по теме: «Поверхности (профили) прилегающие и реальные. Отклонения и допуски формы и расположения поверхностей: терминология, виды, условные знаки»
Защита проектов по темам: «Связь точности формы и шероховатости поверхностей с технологическими факторами и точностью размеров». «Параметры шероховатости, их определения. Условные обозначения шероховатости поверхности. Понятие о волнистости поверхностей»
Урок-исследование по темам: « Виды размерных цепей. Методы расчета размерных цепей при обеспечении полной («минимум-максимум») и неполной взаимозаменяемости»
Знания:
единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартизации и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;
основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
знаки для обозначения вида обработки поверхностей (ВЧ);
способы обозначения требований к точности и расшифровку обозначений требований к точности (ВЧ); внеаудиторная самостоятельная работа
Контрольная работа Подготовить проект по теме: Связь точности формы и шероховатости поверхностей с технологическими факторами и точностью размеров
Выполнить реферат по теме: «Виды размерных цепей.»Контрольная работа№3
УМ 05. Метрология и средства измерений
Умения:
осуществлять поиск необходимой нормативной документации и использовать ее при решении профессиональных задач (ВЧ);
объяснять наименование букв и цифр в обозначении полей допусков и посадок (ВЧ);
определять предельные размеры элементов деталей, зазоры, натяги и допуски по приведенным отклонениям (ВЧ);
читать на чертежах деталей требования к точности формы и расположения поверхностей элементов деталей, обозначенных условными знаками (ВЧ) Практическая работа
Практикум Практическая работа №5
Выбор средства измерения
Семинар по темам: «Нормирование точности подшипников качения. Классы точности, назначение полей допусков для вала и отверстия. Системы отверстия и вала. Виды нагружения».
Семинар по теме: «Нормирование точности шлицевых соединений»
Знания:
единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартизации и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;
основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
основы повышения качества продукции.
знаки для обозначения вида обработки поверхностей (ВЧ);
способы обозначения требований к точности и расшифровку обозначений требований к точности (ВЧ); внеаудиторная самостоятельная работа
Контрольная работа Подготовить проект по теме: Роль метрологии в обеспечении взаимозаменяемости, в формировании качества продукции.
Подготовить проект по теме: Метрологическое обеспечение сварочного производства
Контрольная работа№4
УМ 06. Сертификация продукции
Умения:
оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;
применять документацию систем качества;
применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
осуществлять поиск необходимой нормативной документации и использовать ее при решении профессиональных задач (ВЧ); Практическая работа
Практикум Практическая работа №6
Определение показателей качества продукции с помощью экспертного метода
Защита проектов по темам: « Роль метрологии в обеспечении взаимозаменяемости, в формировании качества продукции». «Средства для измерения линейных размеров». «Аттестация производства. Система сертификации. Организация технического контроля в производстве продукции.
Знания:
документацию систем качества;
единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартизации и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;
основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
основы повышения качества продукции. внеаудиторная самостоятельная
Контрольная работа Подготовить проект по темам: «Аттестация производства. Система сертификации. Организация технического контроля в производстве продукции.
Контрольная работа№5
УМ.7 Управление и обеспечение качества продукции
Умения:
оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;
применять документацию систем качества;
применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
осуществлять поиск необходимой нормативной документации и использовать ее при решении профессиональных задач (ВЧ); Практикум Защита проектов по темам: «Применение нормативных актов в процессе управления качеством продукции». «Юридическая природа стандарта». «Участники сертификации. Структура взаимодействия участников системы сертификации». «Международное сотрудничество в области стандартизации, метрологии и качества продукции. Система обеспечения качества продукции». «Единая система государственного управления качеством продукции. Международная система стандартов по обеспечению качества (серия стандартов ИСО 9000)».
Знания:
документацию систем качества;
единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартизации и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;
основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
основы повышения качества продукции. внеаудиторная самостоятельная работа
Подготовить рефераты по темам: Применение нормативных актов в процессе управления качеством продукции. Юридическая природа стандарта.
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
БЫЛО: СТАЛО:
Основание:
Протокол № ___ от «_______» 201__г.
Председатель: ____________________ / ____________________________________
подпись И.О.Фамилия