Рабочая программа по дисциплине Основы экономики организации и управление качеством для СПО, специальность 15.02.08 Технология машиностроения


Министерство образования Пензенской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Пензенской области
«Пензенский колледж информационных и промышленных технологий
(ИТ-колледж)»
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
15.02.08 «Технология машиностроения»
Составила преподаватель И. Д. БолденковаСОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
условия реализации программы учебной дисциплины
9
Контроль и оценка результатов Усвоения учебной дисциплины
9
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы экономики организации и управление качеством
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 15.02.08 «Технология машиностроения».
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при подготовке специалистов для машиностроительной отрасли.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам усвоения дисциплины:
В результате усвоения дисциплины обучающийся должен уметь:
рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности машиностроительной организации;
оформлять документацию по управлению качеством;
оценивать качество и надежность изделий;
В результате усвоения дисциплины обучающийся должен знать:
состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов  машиностроительной организации, показатели их эффективного использования, способы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии;
механизмы ценообразования, формы оплаты труда;
основные положения систем менеджмента качества и требования к ним;
методы и нормативную документацию по управлению качеством продукции;
основные методы оценки качества и надежности изделий;
правила предъявления и рассмотрения рекламаций по качеству сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и готовой продукции.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 114 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 76 часов;
самостоятельной работы обучающегося 38 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 114
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 76
в том числе: лабораторные занятия практические занятия 16
контрольная работа курсовая работа (проект) (если предусмотрено) Не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 38
в том числе: самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) Не предусмотрена
Рефераты, расчётно-графические работы, доклады 38
Итоговая аттестация в форме: дифференцированный зачёт.
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономики организации и управление качеством»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)Количествочасов Уровень усвоения
1 2 3 4
Введение Содержание учебного материала 1 1
1. Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. Раздел 1.
Организация (предприятие) в условиях рыночной экономики. 3 Тема 1.1.Предприятие – основное звено экономики. Содержание учебного материала 1 1
1. Определение предприятия, его основные черты и формы объединения. Тема 1.2.Организационно-правовые формы организаций. Содержание учебного материала 2 1
1. Организационно-правовые формы организаций: хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия. Самостоятельная работа. Составить схему «Организационно-правовые формы коммерческих организаций» 2 Раздел 2.
Принципы организации производства. 6 Тема 2.1.Производственный процесс, его структура и организация. Содержание учебного материала 2 1
1. Основные принципы организации производства: пропорциональность; параллельность; непрерывность; прямоточность; ритмичность; гибкость; концентрация; специализация и др.. Классификация производственных процессов: основные, вспомогательные, обслуживающие. Простые и сложные производства. Фазы основного производства: заготовительная, обрабатывающая, сборочная. Самостоятельная работа обучающихся. Заполнить таблицу «Классификация производственных процессов» 2 Тема 2.2Понятие о производственном цикле и путях его сокращения. Содержание учебного материала 4
1
2
1. Понятие производственного цикла, его структура и длительность. 2. Понятие нормативного размера партии деталей, понятие и классификация заделов (внутрилинейные и межлинейные). Самостоятельная работа обучающихся. Составить схему «Структура производственного цикла» 2 Раздел 3.
Материально-техническая база организации
14 Тема 3.1.Основные фонды и обеспеченность ими организации.
Содержание учебного материала 2 1
1. Сущность, назначение и состав основных средств; классификация и структура промышленно-производственных основных средств. Оценка основных средств, износ и амортизация; показатели эффективного использования основных средств, фондоотдача, фондоемкость продукции. Фондовооруженность труда; показатели интенсивного и экстенсивного использования оборудования. Пути повышения эффективности использования основных средств в условиях рыночной экономики. Практическое занятие. Расчёт стоимости основных средств, показателей использования основных средств. 2 3
Практическое занятие. Расчёт амортизационных отчислений. 2 3
Самостоятельная работа обучающихся. Составить схему «Классификация основных средств» 2 Самостоятельная работа обучающихся. Начислить амортизацию линейным и нелинейным методами. 5 Тема 3.2
Оборотные средства организации. Содержание учебного материала 6 1
2
2
1. Оборотные средства, понятия, состав, структура, классификация. Оборотные производственные фонды, фонды обращения. 2. Нормирование оборотных средств, норматив оборотных средств. 3. Показатели оборачиваемости. Пути повышения эффективности использования оборотных средств. Практическое занятие. Расчёт показателей использования оборотных средств. 2 3
Самостоятельная работа обучающихся. Составить схему «Движение оборотных средств» 2 Раздел 4.
Организация труда и заработной платы
18 Тема 4.1.Производительность труда. Содержание учебного материала 2 1
1. Понятие производительности труда, производительной силы, интенсивности труда. Показатели производительности труда: выработка, трудоемкость. Факторы и резервы роста производительности труда: характеристика и направление реализации. Практическое занятие. Расчёт основных показателей производительности труда. 2 3
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить сообщение на тему: Факторы, способствующие повышению производительности труда 3 Тема 4.2.Нормирование труда. Содержание учебного материала 2 1
1.
Основные виды норм затрат труда; нормы времени, выработки, обслуживания, численности, нормированные задания, комплексные и операционные нормы при бригадной форме организации труда.
Значение совершенствования нормирования труда в повышения эффективности экономики при одновременном усилении ее социальной направленности. Самостоятельная работа обучающихся. Заполнить таблицу «Система норм труда» 3 Тема 4.3.Оплата и мотивация труда.
Содержание учебного материала 8 1
2
1. Тарифная система оплаты труда: ее сущность, состав и содержание. 2. Рекомендации и пути использования ЕТС (единой тарифной системы заработной платы) в бюджетных и коммерческих структурах. 3. Формы и системы оплаты труда. Сдельная форма оплаты труда, её разновидности, преимущества и недостатки, области применения. 4. Формы и системы оплаты труда. Повременная форма оплаты труда, её разновидности, преимущества и недостатки, области применения. Практическое занятие. Расчёт сдельной заработной платы. 2 3
Практическое занятие. Расчёт повременной заработной платы. 2 3
Самостоятельная работа обучающихся. Рассчитать заработную плату рабочих при различных формах оплаты труда по исходным данным. 3 Раздел 5.Экономические показатели результатов деятельности организации 8
Тема 5.1.
Себестоимость продукции Содержание учебного материала 2 1
1.
Понятие и виды издержек. Понятие о себестоимости продукции, работ и услуг, как совокупности всех явных издержек. Группировка затрат, образующих себестоимость, по экономическим элементам. Состав затрат. Смета затрат.
Группировка затрат при калькулировании себестоимости по статьям затрат. Классификация затрат себестоимости. Отраслевые особенности структуры себестоимости. Виды себестоимости продукции: цеховая, производственная, коммерческая. Факторы и основные направления снижения себестоимости. Самостоятельная работа обучающихся. Заполнить таблицу «Типовая калькуляция затрат в промышленности» 2 Тема 5.2.
Ценообразование в рыночной экономике. Содержание учебного материала 2 1
1. Экономическое содержание, функции цен. Виды цен и их структура. Механизм рыночного ценообразования, методы определения цен. Факторы, влияющие на ценообразование. Государственное регулирование цен. Тема 5.3.
Прибыль и рентабельность.
Содержание учебного материала 4 1
2
1. Прибыль предприятия - основной показатель результатов производственной деятельности предприятия. Сущность прибыли, ее источники и виды. Функции и роль прибыли в рыночной экономике. Распределение и использование прибыли на предприятии. 2. Рентабельность - показатель эффективности работы предприятия. Показатели рентабельности. Расчет уровня рентабельности предприятия и продукции. Пути повышения рентабельности. Самостоятельная работа обучающихся. Рассчитать показатели рентабельности по исходным данным. 3 Раздел 6.
Планирование производственно-хозяйственной деятельности организации 10 Тема 6.1.
Основы внутрифирменного планирования.
Содержание учебного материала 2 1
1. Виды планирования: стратегическое, долгосрочное, краткосрочное и текущее. Бизнес-план как одна из основных форм внутрифирменного планирования. Структура бизнес-плана: описание продукта (услуги); анализ рынка сбыта; оценка конкурентов; стратегия маркетинга; план производства; организационный, финансовый и юридический план.Тема 6.2.
Технико-экономическое планирование. Содержание учебного материала 4 1
2
1. План предприятия по производству продукции. Содержание раздела и его взаимосвязь с другими разделами плана. 2. Производственная мощность предприятия, порядок ее расчета. Расчет технико-экономических показателей использования оборудования. Практическое занятие. Расчёт производственной мощности. 2 3
Практическое занятие. Расчёт основных показателей плана производства и реализации продукции. 2 3
Самостоятельная работа обучающихся. Рассчитать производственную мощность цеха по исходным данным. 2 Раздел 7. Основы управления качеством 12 Тема 7.1.
Общие понятия и показатели качества продукции в машиностроении. Содержание учебного материала 2 1
1. Понятие качества. Единичные и комплексные показатели качества (показатели назначения, надёжности, безопасности, эргономические, эстетические, экологические, показатели транспортабельности, стойкости к внешним воздействиям, обобщённые и интегральные показатели).Тема 7.2.
Управление качеством на предприятии. Оценка уровня качества продукции. Содержание учебного материала 4 1
2
1. «Петля качества» на предприятии. Государственная система управления качеством продукции в Российской Федерации. Три уровня качества продукции: технический уровень; уровень качества изготовления продукции; уровень качества продукции в эксплуатации или потреблении. 2. Методы и нормативная документация по управлению качеством продукции. Правила предъявления и рассмотрения рекламаций по качеству сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и готовой продукции. Самостоятельная работа обучающихся. Составить схему «Петля качества» на предприятии. 2 Тема 7.3. Стандартизация и сертификация продукции. Содержание учебного материала 4 1
2
1. Госстандарт России. Государственная система стандартизации России. Международные стандарты ИСО. 2. Сертификация и её цели. Правовые основы сертификации. Виды и формы сертификации. Самостоятельная работа обучающихся. Изучить Федеральный закон РФ от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании». 5 Тема 7.4.
Понятие конкурентоспособности и методы её определения. Содержание учебного материала 2 1
1. Конкурентоспособность предприятия. Конкурентоспособность товара. Способы оценки конкурентоспособности продукции. Повышение конкурентоспособности. Итоговое занятие. Содержание учебного материала 4 1. Дифференцированный зачёт. 2. Дифференцированный зачёт. Всего: 76 Внеаудиторная самостоятельная работа 38 Максимальная учебная нагрузка 114 Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики организации.
Оборудование учебного кабинета экономики организации:
Рабочее место преподавателя.
Рабочие места студентов.
Доска.
ПК для преподавателя.
Проектор.
Экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Основные источники:
1. Экономика предприятия: Учебник/Под ред. Н.А.Сафронова. — М.: Юристъ, 2013.
2. Экономика предприятия: Учебник/Под ред. В.Я. Горфинкеля и Швандара. — М.: Финансы и статистика, 2013.
3. Грузинов В.П. и Грибов В.Д. Экономика предприятия — М.: Финансы и статистика, 2012.
4. Основы предпринимательской деятельности: Учебное пособие/Под ред. В.М.Власовой — М.: Финансы и статистика, 2014.
5. Бизнес-план: Методические материалы/Под ред. Р.Г.Маниловского. — М.: Финансы и статистика, 2013.
6. Бизнес - план/ Под ред. В.М Попова. — М.: Финансы и статистика, 2012.
Дополнительные источники:
7. Государственная текущая статистическая отчетность и инструкции к ее заполнению.
4. Контроль и оценка результатов усвоения учебной Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате усвоения дисциплины обучающийся должен уметь:
определять организационно-правовые формы организаций;
планировать деятельность организаций;
определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;
рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;
находить и использовать необходимую экономическую информацию.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
сущность организации как основного звена экономики отраслей;
основные принципы построения экономической системы организации;
управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования;
организацию производственного и технологического процессов;
состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
способы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии;
механизмы ценообразования, формы оплаты труда;
основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчёта.
Устный опрос. Текущая оценка.
Письменная проверка. Текущая оценка.
Стандартизированный контроль (тестирование).
Практическая проверка (5, 4, 3, 2, 1). Зачёт.
Практическая проверка (5, 4, 3, 2, 1). Зачёт.
Самоконтроль и самопроверка.
Устный опрос. Текущая оценка.
Письменная проверка. Текущая оценка.
Практическая проверка (5, 4, 3, 2, 1).
Устный опрос. Текущая оценка.
Тестирование.
Практическая проверка (5, 4, 3, 2, 1). Зачёт.
Устный опрос. Текущая оценка.
Контрольная работа.
Тестирование. Письменная и практическая проверка.
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Раздел (тема) учебной дисциплины Результаты
(освоенные умения, усвоенные знания) Основные показатели результатов подготовки Формы и методы контроля
Введение Изложение содержания дисциплины и ее задач; связи с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики; значения дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности.
Раздел 1.
Организация (предприятие) в условиях рыночной экономики. Тема 1.1.Предприятие – основное звено экономики. Знать:
определение предприятия (фирмы), его основные черты и формы объединения (на основе вертикального и горизонтального комбинирования, на основе диверсификации производства). Изложение определения предприятия, его основных черт и форм объединения (на основе вертикального и горизонтального комбинирования, на основе диверсификации производства). Устный опрос (фронтальный, индивидуальный). Повторение и обобщение.
Тема 1.2.Организационно-правовые формы организаций. Знать:
организационно-правовые формы организаций: хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Изложение организационно-правовых форм организаций: хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия. Устный опрос. Текущая оценка.
Раздел 2.
Принципы организации производства. Тема 2.1.Производственный процесс, его структура и организация. Знать:
классификацию производственных процессов, принципы их рациональной структуры, виды движения предметов труда в процессе производства, Изложение классификации производственных процессов: основные, вспомогательные, обслуживающие; простых и сложных производств; фаз основного производства: заготовительная, обрабатывающая, сборочная; основных принципов организации производственного процесса: пропорциональность, прямоточность, ритмичность, согласованность и их эффективность.Письменная проверка. Текущая оценка.
Тема 2.2Понятие о производственном цикле и путях его сокращения. Уметь:
рассчитывать длительность производственного цикла и изображать его схематически.
Знать:
понятие производственного цикла, его структуру и длительность; понятие нормативного размера партии деталей, понятие и классификацию заделов. Изложение понятия производственного цикла, его структуры и длительности; понятия нормативного размера партии деталей, понятия и классификации заделов. Практическая проверка.
Раздел 3.
Материально-техническая база организации
Тема 3.1.Основные фонды и обеспеченность ими организации.
Уметь:
рассчитывать основные показатели использования основных фондов; амортизационные отчисления.
Знать:
экономическую сущность, классификацию и структуру и методы оценки основных фондов, износ, амортизацию. Изложение отраслевой структуры и эффективной формы использования основных средств; сущности, назначения и состава основных средств; классификации и структуры промышленно-производственных основных средств; оценки основных средств, износа и амортизации; показателей эффективного использования основных средств, фондоотдачи, фондоемкости продукции; фондовооруженности труда; показателей интенсивного и экстенсивного использования оборудования; путей повышения эффективности использования основных средств в условиях рыночной экономики.Устный опрос.
Практическая проверка.
Тема 3.2
Оборотные средства организации. Уметь:
рассчитывать показатели оборачиваемости оборотных средств;
рассчитывать показатели использования оборотных средств.
Знать:
состав и структуру оборотных средств и их использование. Изложение понятия, состава, структуры оборотных средств, их классификации; О
оборотных производственных фондов, фондов обращения;
нормирования оборотных средств, норматива оборотных средств; показателей оборачиваемости; отдачи оборотных средств; путей повышения эффективности использования оборотных средств. Устный опрос.
Практическая проверка.
Раздел 4.
Организация труда и заработной платы
Тема 4.1.Производительность труда. Уметь:
Рассчитывать основные показатели производительности: выработку и трудоёмкость.
Знать:
показатели и резервы роста производительности труда. Изложение понятия производительности труда, производительной силы, интенсивности труда; показателей производительности труда: выработки, трудоемкости; методов измерения производительности труда: натурального, стоимостного и трудового.
Устный опрос.
Практическая проверка.
Тема 4.2.Нормирование труда. Знать:
основные виды норм затрат труда и методы его нормирования. Изложение основных видов норм затрат труда; нормы времени, выработки, обслуживания, численности, нормированного задания, комплексных и операционных норм при бригадной форме организации труда;
методов нормирования труда: опытно-статистического и аналитического;
значения совершенствования нормирования труда в повышении эффективности экономики при одновременном усилении ее социальной направленности. Устный опрос.
Текущая оценка.
Тема 4.3.Оплата и мотивация труда.
Уметь:
рассчитывать заработную плату отдельных категорий работающих.
Знать:
формы и системы оплаты труда; тарифную и бестарифную системы. Изложение принципов и механизмов организации заработной платы на предприятии; понятия «мотивации» труда и ее роли в новых условиях хозяйствования;
тарифной системы оплаты труда: ее сущности, состава и содержания; рекомендаций и путей использования ЕТС (единой тарифной системы заработной платы) в бюджетных и коммерческих структурах; форм и систем оплаты труда: сдельной и повременной, их разновидностей, преимуществ и недостатков, областей применения. Практическая проверка.
Контрольная работа.
Раздел 5.Экономические показатели результатов деятельности организации Тема 5.1.
Себестоимость продукции Знать:
виды издержек, классификацию затрат себестоимости; отраслевые особенности структуры себестоимости.
Изложение понятия и видов издержек; понятия себестоимости продукции, работ и услуг, как совокупности всех явных издержек; группировки затрат, образующих себестоимость, по экономическим элементам; состава затрат; понятия сметы затрат;
группировки затрат при калькулировании себестоимости по статьям затрат; классификации затрат себестоимости; отраслевых особенностей структуры себестоимости; видов себестоимости продукции: цеховой, производственной, коммерческой; факторов и основных направлений снижения себестоимости. Устный опрос.
Текущая оценка.
Тема 5.2.
Ценообразование в рыночной экономике.
Знать:
структуру ценообразования, ее отраслевые особенности; факторы, влияющие на ценообразование. Изложение экономического содержания, функций цен; видов цен и их структуры; механизма рыночного ценообразования, факторов, влияющих на ценообразование; государственного регулирования цен.
Устный опрос (фронтальный, индивидуальный). Повторение и обобщение..Тема 5.3.
Прибыль и рентабельность.
Уметь:
рассчитывать показатели и уровень рентабельности.
Знать:
механизм формирования и использования прибыли предприятия;
виды рентабельности;
Изложение сущности прибыли, ее источников и видов; функций и роли прибыли в рыночной экономике; распределения и использования прибыли на предприятии;
показателей рентабельности; расчета уровня рентабельности предприятия и продукции; путей повышения рентабельности. Устный опрос (фронтальный, индивидуальный).
Практическая проверка.
Раздел 6.
Планирование производственно-хозяйственной деятельности организации Тема 6.1.
Основы внутрифирменного планирования.
Уметь:
рассчитывать и анализировать основные технике - экономические показатели бизнес-плана.
Знать:
принципы и виды внутрифирменного планирования;
структуру и содержание бизнес-плана.
Изложение видов планирования: стратегического, долгосрочного, краткосрочного и текущего; понятия
бизнес-плана как одной из основных форм внутрифирменного планирования; структуры бизнес-плана: описание продукта (услуги); анализ рынка сбыта; оценка конкурентов; стратегия маркетинга; план производства; организационный, финансовый и юридический план. Устный опрос (фронтальный, индивидуальный). Повторение и обобщение.
Тема 6.2.
Технико-экономическое планирование. Уметь:
рассчитывать производственную программу, производственную мощность, эффективность новой техники, себестоимость и рентабельность продукции.
Знать:
основные технико-экономические показатели. Изложение плана предприятия по производству продукции; содержания раздела и его взаимосвязи с другими разделами плана; понятия производственной мощности предприятия, порядка ее расчета; расчета технико-экономических показателей использования оборудования.
Тестирование. Практическая проверка.
Раздел 7. Основы управления качеством Тема 7.1.
Общие понятия и показатели качества продукции в машиностроении. Знать:
основные положения систем менеджмента качества и требования к ним;
Изложение понятия качества; понятий единичные и комплексные показатели качества (показатели назначения, надёжности, безопасности, эргономические, эстетические, экологические, показатели транспортабельности, стойкости к внешним воздействиям, обобщённые и интегральные показатели).Устный опрос.
Текущая оценка.
Тема 7.2.
Управление качеством на предприятии. Оценка уровня качества продукции. Уметь:
оформлять документацию по управлению качеством;
оценивать качество и надежность изделий.
Знать:
методы и нормативную документацию по управлению качеством продукции;
основные методы оценки качества и надежности изделий;
правила предъявления и рассмотрения рекламаций по качеству сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и готовой продукции.
Изложение понятий «Петля качества» на предприятии; государственная система управления качеством продукции в Российской Федерации;
трёх уровней качества продукции: технический уровень; уровень качества изготовления продукции; уровень качества продукции в эксплуатации или потреблении. Устный опрос (фронтальный, индивидуальный). Текущая оценка.
Тема 7.3. Стандартизация и сертификация продукции. Знать:
виды и формы сертификации.
Изложение понятий Госстандарт России; Государственная система стандартизации России; Международные стандарты ИСО;
сертификация и её цели;
правовых основ сертификации; видов и форм сертификации. Устный опрос (фронтальный, индивидуальный). Текущая оценка.
Тема 7.4.
Понятие конкурентоспособности и методы её определения. Знать:
способы оценки конкурентоспособности продукции. Изложение понятий конкурентоспособность предприятия; конкурентоспособность товара; способов оценки конкурентоспособности продукции. Устный опрос (фронтальный, индивидуальный). Повторение и обобщение.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
70 ÷ 89 4 хорошо
50 ÷ 69 3 удовлетворительно
менее 50 2 не удовлетворительно
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов усвоения учебной дисциплины.