Программа деятельности клуба знатоков избирательного права


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ Г. НОВОСИБИРСКА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Новосибирск «Гимназия №13»
160020025908000
Программа деятельности
клуба знатоков избирательного права
«Альтернатива»
-49657010541000

Автор: Авдеева Татьяна Владимировна,
учитель истории и обществознания ВКК
Новосибирск 2016 г.
Пояснительная записка
Паспорт
Наименование Программы Программа деятельности школьного клуба знатоков избирательного права «Альтернатива»
Руководитель
Авдеева Т.В. – учитель истории, обществознания, права ВКК.
2010 -2017 г. – деятельностный этап – проведение мероприятий по выбранным направлениям деятельности Разработка и реализация системы мероприятий в деятельности школьного правового клуба «Альтернатива» с целью достижения нового качественного уровня воспитательного пространства гимназии, духовно-нравственного, гражданско-правового развития гимназистов.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
-53975114427000 Усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине;
Реализация модели выпускника МБОУ гимназии № 13 Центрального округа;
Оптимизация и обогащение социокультурной среды гимназии;
Оптимизация духовно-нравственной атмосферы гимназии;
Рост социальной активности детей и молодежи гимназии.
«Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» гласит 1 статья Конституции РФ. Реализация в государственном масштабе таких элементов, как демократия, правовое государство, республика возможно только на основе выбора (волеизъявления) российского народа. Тем не менее, большому количеству населения свойственен правовой нигилизм. «…правовой нигилизм граждан России являются серьёзной проблемой обеспечения реализации принципов верховенства права»1. Формированию правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения способствуют в первую очередь - характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей; во-вторых, качественный уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях различного типа и вида, в том числе закрепление и развитие у учащихся основ правосознания; в-третьих, распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, в печатном, электронном, аудиовизуальном и ином виде, а также с помощью средств массовой информации.
«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны»2. Актуальным становится развитие совокупности компетенций, обеспечивающих молодому человеку способность:
- брать на себя ответственность;
- принимать совместные решения;
- участвовать в развитии демократических институтов общества;
- владеть новыми технологиями, понимать рамки их применения и распространения, осуществлять инновационную деятельность;
- обладать потребностью самосовершенствования как в плане роста профессионализма, так и в плане развития своей личности, своих человеческих качеств;
- адаптироваться в условиях современного мира.
Новые требования предъявляет изменяющаяся социокультурная ситуация в стране к современной молодёжи. Традиционно молодежь является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью общества, важнейшим фактором политического, экономического и духовного преображения российского общества. Однако сегодня гражданская пассивность части молодежи угрожает государству потерей целого поколения граждан, ведет к ограниченности интеллектуальных интересов, правовому нигилизму, крайнему индивидуализму, небрежности в соблюдении законов, отсутствию уверенности в своих действиях как гражданина, развитию асоциальных тенденций. Тревогу вызывают растущая «вестернизация» культурных потребностей и интересов молодежи, сопряженная с прагматизмом, эгоизмом, жестокостью, стремлением к благополучию любой ценой; приоритет потребительских ориентаций перед творческой самодеятельностью, политической активностью.
Сложные социально – политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством актуализировали проблему гражданско-правового воспитания, все более остро требующую ее практического решения.
В своей деятельности клуб «Альтернатива» руководствуется следующими документами:
Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан;
Закон «Об образовании»;
Концепция модернизации российского образования;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель программы: внедрение в систему сознания обучающихся правовых ценностей через общественно-практическую деятельность.
Задачи:
повысить правовую грамотность и правовую культуру гимназистов;
активизировать гражданскую позицию;
сократить разрыв между нравственными, правовыми знаниями и практикой;
включить гимназистов в процессы, направленные на развитие гражданского общества, демократии в правовом государстве;
сформировать гражданские, правовые, социальные, коммуникативные компетенции;
сформировать личность будущего избирателя.
В клуб входят учащиеся 6-11 классов. В каждой параллели сформирована команда.
Направления деятельности клуба

п/п Направления деятельности Решения и действия Ожидаемый результат
I. Информационно-образовательное Информирование учащихся коллектива школы об организации Клуба «Альтернатива», проведение организационного собрания по утверждению программы работы Клуба
Изучение нормативно-правовой базы по гражданско-правовому воспитанию граждан РФ, Новосибирской области-будущих избирателей.
Сотрудничество со школьной правовой газетой «Вестница правды», газетой «Бригантина», школьная киностудия «Тринашка». Привлечение учащихся гимназии к решению программы повышения правовой культуры, формированию активной гражданской позиции.
Организация практики гражданско-правовой работы в школе.
Расширение возможностей и привлечение учащихся к проблеме
II. Диагностическое 1.Исследование социального самочувствия детей (социологическая лаборатория правовой газеты и члены клуба).
2.Исследование положительного и отрицательного опыта правового воспитания в школьном коллективе.
3. Диагностика уровня сформированности элементов правовой культуры школьников
(индекс правовой культуры). Выявление стартового уровня гражданско-правовой культуры школьников.
Создание эффективного механизма реагирования/коррекции состояния правового сознанияIII. Организационное 1.Организация учебы учащихся по правовым вопросам.
2. Корректировка плана гражданско-правового воспитания, плана работы клуба знатоков избирательного права «Альтернатива» с учебно-воспитательным планом школы.
Создание комфортных условий для всех участников учебно-воспитательного процесса по формированию правовой культуры, гражданственности.
Разработка классных мероприятий по проблеме правового воспитания учащихся.
Мониторинг процесса правового воспитания учащихся на уровне образовательного учреждения
IV. Социальное партнерство 1 Установление тесного контакта с органами местного самоуправления, избирательной комиссией, администрацией школы, со всеми заинтересованными лицами - семьей, работниками библиотек (Областная библиотека им. Горького), Дома детского творчества «Центральный», ДДТ «Заельцовский», школа права НГПУ с целью формирования единого образовательного пространства по организации правового обучения молодежи. Привлечение социальных партнеров к проблеме правового воспитания молодежи и ее разрешению
V. Практическое (деятельностное) Работа согласно плану работы Клуба Реализация плана работы
VI. Результативно-аналитическое 1.Мониторинг процесса правового обучения школьников.
2.Осмысление опыта деятельности Клуба
429895144907000Обоснование выбранной стратегии для реализации цели программы или переосмысление форм и методов работы по правовому воспитанию.

Планирование работы клуба знатоков избирательного права
«Альтернатива» на 2016-2017 учебный год

п/п Мероприятия Цель Сроки Ответственный
1. Заседание клуба: круглый стол Мобилизационный этап: планирование деятельности клуба на новый учебный год, постановка целей и задач, направлений деятельности.
Участие в окружной игре на знание избирательного права.
Тема изучения нового материала: «Источники избирательного права»; «История российского парламентаризма» Сентябрь
Рук. клуба, президент
2. Заседание клуба: круглый стол Утверждение плана работы клуба, выборы президента клуба, утверждение списка его членов, руководителя, актива. Разработка, обсуждение и утверждение деятельности клуба.
Участие в городском конкурсе среди учащихся 10-11 класса общеобразовательных учреждений Центрального района города Новосибирска по избирательному праву и избирательному процессу (окружной этап).
Школа права при НГПУ.
Тема изучения нового материала: «Избирательные системы» октябрь Рук. клуба ,президент
3. Заседание - дискуссионный клуб на тему: «Сотрудничество: понятие, цели, направления взаимодействия, целесообразность»
Налаживание контактов во взаимоотношениях между взрослыми и детьми, определение перспектив совместной деятельности.
Проведение занятий старшей команды (10 класс) с младшими командами по теме:
«Выборы – основа демократии».
Участие в конкурсе кроссвордов (ИК Новосибирской области)
Тема изучения нового материала: «Избирательный процесс: понятие, стадии. Избирательный
процесс в Российской Федерации» ноябрь Рук. клуба,
участники старшей команды
4. Учебные занятия Расширение информационного поля по вопросу избирательного права, государственной символики: «Избирательные комиссии»;
«Порядок выборов депутатов Совета депутатов города Новосибирска и Законодательного собрания Новосибирской области, губернатора Новосибирской области, мэра города Новосибирска» декабрь Рук. клуба
5. Совместное заседание учащихся: библиотечный урок «Развитие ЗУН в работе фондом библиотеки по правовому воспитанию учащихся» Практика, расширение информационного поля учащихся
Тема изучения нового материала: «Референдум Российской Федерации» январь Зав. школьной библиотекой
6. Подготовительный этап деловой игры: социологические опросы общественного мнения
Практическое применение избирательных технологий: проведение деловой игры (этап планирования).
Тема изучения нового материала: «Выдвижение и регистрация кандидатов» февраль Руководитель клуба. Члены клуба
7 Деловая игра (тренинг) на базе одного из классов Избирательные технологии. Выбираем президента класса и совет класса.
Школа права при НГПУ.
Тема изучения нового материала: «Организация голосования и подведения итогов выборов» март Члены клуба
8. Учебные занятия
Расширение информационного поля по вопросу избирательного права, государственной символики:
ФЗ «О выборах президента»;
ФЗ «О политических партиях».
Участие в окружной игре «Знатоки избирательного права» апрель Рук. клуба
9. Итоговое занятие Анализ работы клуба, подведение итогов, планы на будущий год. май Руководитель клуба, Президент
Основное содержание по темам
1.Источники избирательного права
Конституция РФ – принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ), Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. (в ред. от 02.10.2012), Федеральный закон «О выборах Президента РФ» №19-ФЗ от 10.01.2003 г. (в ред. 02.05.2012 г.), Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» № 51-ФЗ от 18.05.2005 г. (в ред. 02.05.2012 г.), Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» № 184 от 06.10.1999 г. (в ред. 03.12.2012 г.), Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-Ф3 от 06.10.2003 г. (в ред. 03.12.2012 г.), Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» № 138-ФЗ от 26.11.1996 г. (в ред. 12.07.2006 г.), Федеральный закон «О политических партиях» №95-ФЗ от 11.07.2001 г. (в ред. 02.04.2012 г.) и некоторые другие законы о выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, которые защищают и реализуют избирательные права граждан. В целый ряд других законов внесены изменения, которые существенно корректируют российское избирательное право.
2.История российского парламентаризма
История российского парламентаризма в дореволюционный период. Система советского избирательного права. Новейший период в истории отечественного избирательного права: этапы.
3.Избирательные системы
Понятие избирательной системы. Мажоритарная система: принципы. Достоинства и недостатки мажоритарной системы. Виды мажоритарной системы: относительного большинства, абсолютного большинства, квалифицированного большинства. Пропорциональная система: основные принципы. Способы распределения квот. Достоинства и недостатки пропорциональной системы. Разновидности пропорциональной системы. Смешанная избирательная система.
4.Избирательный процесс: понятие, стадии. Избирательный
процесс в Российской Федерации
Понятие избирательного процесса. Основные стадии избирательного процесса. Назначение выборов. Избирательный округ: единый, федеральный, многомандатный, одномандатный. Избирательный участок. Регистрация избирателей. Списки избирателей.
5. Избирательные комиссии
Понятие избирательная комиссия. Система и статус избирательных комиссий. Компетенция, полномочия и порядок деятельности ЦИК РФ. Избирательная система субъектов РФ. Избирательная комиссия муниципального образования. Окружная избирательная комиссия. Территориальная избирательная комиссия. Участковая избирательная комиссия.
6.Порядок выборов депутатов Совета депутатов города Новосибирска и Законодательного собрания Новосибирской области, губернатора Новосибирской области, мэра города Новосибирска.
7. Референдум Российской Федерации
Понятие референдум. Правовая база проведения референдума. Инициаторы референдума. Вопросы, выносимые на референдум. Сбор подписей. Сроки проведения.
8. Выдвижение и регистрация кандидатов
Выдвижение кандидатов и сбор подписей в их поддержку. В порядке самовыдвижения; избирательным объединениям, политическим партиям. Недостатки выдвижения списка кандидатов в Государственную Думу исключительно политическими партиями. Преимущества системы единственного передаваемого голоса перед другими системами. Сбор подписей избирателей. Условия регистрации кандидатов. Проверка достоверности подписей. Права и обязанности кандидатов и их доверенных лиц. Статус кандидатов: ограничения, связанные с должностным или служебным положением. Предвыборная агитация: понятие, правовое регулирование и порядок проведения. Информирование избирателей. Предвыборная агитация. Общие условия проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях. Условия проведения предвыборной агитации. Ограничения при проведении предвыборной агитации. Формы и виды предвыборной агитации.
9. Организация голосования и подведения итогов выборов
Обеспечение голосования. День голосования. Порядок голосования: общие условия. Порядок голосования: в помещении для голосования, досрочное голосование, вне помещения для голосования. Институт наблюдателей в избирательном процессе. Подсчёт голосов и составление протокола об итогах голосования на избирательном участке. Определение результатов выборов.
10.ФЗ «О выборах президента»
11. ФЗ «О политических партиях»

Литература
Глотов С.А., Какителашвили М.М., Фомиченко М.П. Избирательное право и избирательный процесс Учебное пособие / Под ред. д.ю.н. проф. С.А. Глотова. – М.: Международный юридический институт, 2013. -320 с.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: «Просвещение», 2009.
Основы правовых знаний, 8-11 классы. Интерактивные методы преподавания права: конспекты уроков/авт.-сост. Е.А. Мавлютова.-Волгоград: Учитель, 2009.-190с.
Отечество: гражданское и патриотическое воспитание/ Авт.-сост. Т.М.Кумицкая, О.Е.Жиренко. – М.: ВАКО,2009.-224с.
Певцова Е.А. Проблемы формирования правового сознания учащейся молодежи: теоретико-правовые аспекты: Автореф. Дис. Докт. Юрид.наук. – М., 2006.-453 с.
Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. – М. «Просвещение», 1991. – С. 158
Элективный курс практического права «Детский правозащитный университет»: для предпрофильной подготовки учащихся 9-х кл: О.В.Козачек, В.В.Черникова. – М.: Глобус, 2007. -193с.
61150513970000
Интернет-ресурсы
http://izbirkom.novo-sibirsk.ru/ - Новосибирская городская муниципальная комиссия
http://www.izbirkomnso.ru/ - Избирательная комиссия Новосибирской области
http://www.cikrf.ru/ - Центральная избирательная комиссия
Приложение 1
Диагностический инструментарий
I. «Психологический климат в ученическом коллективе»
Каждый пункт отмечайте оценкой:
«5» - Вы полностью удовлетворены;
«4» - скорее удовлетворены, чем нет;
«3» - трудно сказать;
«2» - не удовлетворены.
В какой степени Вы удовлетворены – оценка:
1. Вашей учебой в данной школе.
2. Вашими взаимоотношениями с учителями и учащимися школы.
3. Заботой администрации о Вас.
4. Готовностью учащихся школы, педагогов, работников школы оказать помощь в работе.
5. Настроением в ученическом, школьном коллективе.
6. Доброжелательной, рабочей атмосферой.
7. Совместными творческими делами, проектной деятельностью педагогов и учащихся.
8. Доброжелательной оценкой администрации Вашей работы.
9. Творческой атмосферой в коллективе.
10. Вашими взаимоотношениями с руководителями.
11. Отсутствием формализма и «показухи».
II. Анкетирование по правовой культуре
Цель: выявить уровень правовых знаний и правовой культурыАнкета №1. ВОПРОСЫ ДЛЯ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 1. Назови твои основные права и обязанности перед обществом? 2. В чем ты видишь различие между аморальным и противоправным поступком? 3. Как ты считаешь, кто должен нести ответственность за твой плохой поступок? - учителя, - родители, - общественные организации, - твои друзья, - классный руководитель4. Как ты поступаешь в том случае, когда уверен, что это никто не узнает? – думаешь о том, что тебе выгодно; – поступаешь так, как считаешь правильным; – думаешь о том, что скажут твои друзья. 5. Можно ли избежать ответственности за совершение преступления? – можно; – нельзя; – в зависимости о возраста 6. Как бы ты поступил, если бы в совершенном тобой преступлении обвиняли другого человека? – не сознался бы; – сознался бы в своей вине; – молчал бы; – делал вид, что лично знал. 7. Как бы ты поступил, если для оправдания невинного человека нужно было назвать своего друга – действительного виновника? – старался бы выгородить; - сказал правду; – смолчал. Анкета №2. Анкета составлена из четырех вопросов, направленных на выявление уровня гражданской позиции, направленности личности выявления отношения к насилию, страхам. 1. Чего вы больше всего боитесь в жизни? 2. Где вы можете стать жертвой насилия? 3. Если с вами что-то случается, кто придет на помощь? 4. Что нужно сделать, чтобы подростки не встали на путь преступления?
III. Агрегированный индекс «уровень правовой культуры населения».