Повторительно-обобщающий урок по обществознанию Мир избирательного права,9 класс

обобщающий урок по теме:
«Мир избирательного права»
9 класс

Цели урока:
проверить, обобщить, систематизировать знания обучающихся по избирательному праву;
создать условия для развития умения выражать свою точку зрения, аргументировать её;
способствовать воспитанию гражданской позиции у будущих избирателей;
рефлексия.

Тип урока: повторительно – обобщающий с использованием ИКТ и элементами ролевой игры.
Класс разделён на три группы. Отдельно за столами сидят: «социологи», «пресс – служба», «Участковая избирательная комиссия».
Ход урока:
1. Актуализация
Звучит музыка, выходит цыганка Ирина и поёт песню «Гадалка»:
Ну что сказать, ну что сказать.
Устроены так люди,
Желают знать, желают знать.
Желают знать, что будет!
- Кому погадать? Кому?
- Мне.
- Милый, позолоти ручку! Дай погадаю, да всю правду расскажу: что было, что есть, что будет! Ой, мил человек, слушай! Всё в руках твоих
пойдёшь на выборы, проголосуешь, кого выберешь, так и жить будешь!



«Поэтом можешь ты не быть,
Но Гражданином быть обязан»
Н. Некрасов.



Доброе утро! На сегодняшнем занятии мы с вами повторим, обобщим
ваши знания по избирательному праву, отчасти расширим их. Выясним основные принципы избирательного права, принципы, на которых должна строиться предвыборная агитация. Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока и ответьте в конце урока на вопрос: почему поэт считает, что вы должны быть Гражданами?
На нашем уроке присутствует председатель участковой избирательной комиссии Плотникова Нина Евгеньевна.
Социологическую службу будет представлять Алексеев Артур; происходящее будет освящать пресс – центр в лице Смирновой Натальи.
2. Блиц – турнир:
Главный документ страны? (Конституция)
Какая статья Конституции гарантирует всеобщее избирательное право? (32)
Форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, Конституциями субъектов, в том числе Конституцией Марий Эл (выборы)?
Все действия по подготовке и проведению выборов? (избирательная компания)
Когда бывает день тишины? (за сутки до дня голосования)
Куда опускают бюллетень? (урна)
Лицо, которое баллотируется на определённую должность? (кандидат)
С какого возраста граждане РФ получают избирательные права? (18)
Кто может быть Президентом РФ?
На какой срок избирается Президент?
Деятельность, осуществляемая в период избирательной компании и имеющая целью побудить избирателей к голосованию (агитация)
Какими правами обладают граждане РФ?
Перечислите политические права граждан РФ (избирательное право, свобода слова, мысли, информации, мирных собраний, союзов, право на пикетирование, на обращение в органы государственной власти).

3. Внимание! В эфире интеллектуальное казино «Что? Где? Когда?», где каждый может заработать оценки своим собственным умом. В игре принимают участие три команды. Сектор «Шанс»: вопрос поступил от ученика 10 класса п. Руэм:
Гражданин Рассеянный, с улицы Бассейной
Паспорта взял у жены, у соседей тоже.
И пошёл голосовать.
Мы ему поможем? (Нет).
Почему? Какой принцип избирательного права нарушен? (НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ).
Вопрос задаёт работница ОАО «Тепличное», пожелавшая остаться неизвестной:
Расскажу, как дело было,
Как на выборы ходила:
Я пришла голосовать,
А кабинки не видать!
Какой принцип избирательного права нарушен? (ТАЙНА ГОЛОСОВАНИЯ).
Сектор «Заключительный»: вопрос задаёт работник нашей школы гражданин Н.:
В долгом времени, аль вскоре,
Приключилося вдруг горе:
Пришёл милиционер, составил протокол:
«Почему не явились на выборы?»
Возможно ли такое? (Нет, нарушен принцип добровольности).
Какой вывод можно сделать из этих примеров? (заслушать ответы)
Каковы принципы избирательного права в России? (заслушать ответы)
(слайд №2), принципы избирательного права:
тайна голосования
непосредственность
равное избирательное право
всеобщее избирательное право (право избирать и быть избранным).
Основные принципы избирательного права закреплены в следующих документах: (слайд №3).
4. Существует три типа избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная (слайд № 3). Каждая группа должна через минуту охарактеризовать плюсы и минусы: 1 группа – мажоритарной, вторая – пропорциональной, третья – смешанной избирательных систем.
(заслушиваются ответы)
5. РФ – демократическое, правовое государство. Перечислите признаки правового государства. (Заслушать ответы)
Какие из перечисленных слов характеризуют демократические выборы?
Тайное голосование!
Имущественный ценз
Один кандидат

Отсутствие прессы
100% избирателей
Присутствие прессы!

38 лет
18 лет!
40 лет


6. На какие категории граждан распространяется ограничение избирательных прав? (НЕДЕЕСПОСОБНЫЕ ПО СУДУ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ПО ПРИГОВОРУ СУДА).
7. Следующее задание:
Вставить пропущенные слова в политический текст:
.(1) обществе партии должны бороться за власть легальными парламентскими методами. Предполагается, что между ними должно устанавливаться согласие относительно того, какие средства борьбы могут быть использованы, а какие недопустимы. Партия, находящаяся у (2), следуя общепринятым нормам, предпочитает отказываться от применения к соперникам способов насилия и подавления, признаёт право других.(3) отстаивать свои экономические и политические программы. В случае потери поддержки (4) на очередных выборах, правящая партия мирным путём передаёт власть партии, набравшей большинство голосов, и переходит в ..(5).
А) ИЗБИРАТЕЛИ
Б) ВЛАСТЬ
В) ЦЕЛИ
Г) ПОЛИТИКА Д) ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ Е) ПАРТИЯ Ж) ОППОЗИЦИЯ З) УСТАВ
8. Слово предоставляется социологической службе (слайд №4).
(выступление Алексеева Артура)

9. Следующее задание «Установить правильную последовательность проведения выборов»:
Сделайте свой выбор в кабине для тайного голосования, поставив любой знак в квадратике напротив выбранного вами кандидата.
Узнайте, какой орган государственной власти мы выбираем.
Узнайте номер и местонахождения участка, где вы будете голосовать.
Опустите заполненный бюллетень в избирательную урну.
Проверьте свои данные в списке избирателей заранее.
Ознакомьтесь с информацией о кандидатах.
Распишитесь за бюллетень в списке избирателей и получите бюллетень.
В день голосования вы приходите на участок, не забыв взять с собой паспорт.
С чувством выполненного долга вы можете спокойно идти домой.
Предъявите свой паспорт избирательной комиссии.
10. Выборам предшествует предвыборная кампания. Исходя из конкретных ситуаций, попробуйте сформулировать принципы, на которых в демократическом государстве должна строиться предвыборная агитация:
Кандидат в мэры города папа Карло решил напечатать в самой популярной городской газете «Поле чудес» статью с изложением своей программы. Однако, по распоряжению генерал – губернатора в газете печатались статьи только о друге генерал – губернатора Карабасе – Барабасе, втором кандидате. Какой принцип нарушен? (принцип: равные условия доступа кандидатов к государственным СМИ)
11. Следующее задание:
Группы выдвигают кандидатов от партий , которые должны выступить с предвыборной речью: партии «Зелёные» и «Молодёжная».. Команда№3 – жюри: придумывает критерии, по которым будут оценивать выступающих.
(заслушать выступления).
Далее – процедура выборов, подведение итогов. Вернуться к эпиграфу.
Закрепление материала.
Тест: «Я – избиратель»
1. Если Ваш лучший друг будет уговаривать Вас проголосовать за кандидата на пост президента, который нравится ему, то:
а) сделаю, что просит
б) не знаю, как поступить
в) не сделаю

2. Если Вам предложат приличные деньги за Ваш избирательный бюллетень, то:
а) продам
б) не знаю
в) не продам
3. Если в день выборов президента у меня появиться шанс классно отдохнуть с ночёвкой у реки в отличной компании, то:
а) не проголосую
б) не знаю
в) проголосую
4. Если Вы узнаете, что в день выборов президента ваши родители собрались в гости и не намерены голосовать, то:
а) промолчу
б) не знаю
в) буду просить голосовать
5. Если один из кандидатов на пост президента пообещает молодёжи в случае своей победы ежегодные бесплатные поездки за границу и бесплатные банкеты каждую субботу на протяжении всего срока его президентства, то:
а) проголосую
б) не знаю
в) проголосую за другого кандидата
6. Если один из кандидатов пообещает перед выборами резко снизить цены на продукты и одежду, то:
а) проголосую за него
б) не знаю, как поступить
в) не проголосую за него
7. Если один из кандидатов пообещает очистить страну от «инородцев», из-за которых все неприятности, то:
а) проголосую за него
б) не знаю, как поступить
в) не проголосую за него
8. Если один из кандидатов пообещает организовать быстрые и победоносные военные походы для расширения границ державы со 100% гарантией успеха, то:
а) проголосую за него
б) не знаю, как поступить
в) не проголосую за него
Если преобладает вариант «а», то печальной может быть судьба нашего Отечества. Вы недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете, что от вашего голоса многое зависит.
Если преобладает в ответах вариант «Б», то вы немногим отличаетесь от предыдущего избирателя.
Если в ответах преобладает вариант «В», то всё в порядке: страна будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и вы.
Слово предоставляется председателю участковой избирательной комиссии.
(выступление председателя избирательной комиссии).
Далее – выступление прессы.
Рефлексия:
Выделить формы деятельности, в которых вы принимали участие на занятии.











Список использованной литературы:

1. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения/ под ред. Н. Воскресенской и С. Шехтера. М.2005.
2. Иоффе А.Н. Методические материалы по гражданскому образованию.-М,2003.
3. Преподавание прав человека в 6-8 классах средней школы. М. 2000.
4. Соколов Я. В. Соколов, Прутченков А. С. Граждановедение. М, 2002.