Материал к уроку А.П. Чехов Вишнёвый сад


«Вишневый сад» Пьеса «Вишневый сад» (1903)Последнее драматическое произведение писателя. А.П. Чехов обдумывал пьесу с 1896 по 1903 гг., писал с марта по октябрь 1903 г.Поставлена 17 января 1904 г. в Московском художественном театре. Автор принимал активное участие в подготовке спектакля. «Новая драма» Чехова{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}А.П. Чехов – основоположник «новой драмы», представителями которой в мировой литературе является Ибсен, Гауптман, СтриндбергМеняет принцип организации сюжета. Нет ключевого события и «сквозного действия», мало внешних событий. Пьесы Чехова «бессюжетны». «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбивается их жизнь». (А.П. Чехов)В «Вишневом саде» Чехов выносит за сцену главные события – продажу сада с аукциона, вырубку вишен. Зритель видит только реакции героев на происходящее, слышит «сту топоров по дереву».Чехов изображает в драмах повседневность, быт, само течение жизни. «В бытовом тичении жизни, в обычном самочувствии, самом по себе, когда ничего не случается, Чехов увидел совершившуюся драму жизни».(А.П. Скафтымов)Эпизоды в «Вишневом саду» заполнены повседневностью, бытовыми мелочами, деталями, бесконечными разговорами как бы ни о чем, но на самом деле всегда о главном {BC89EF96-8CEA-46FF-86C4-4CE0E7609802}Чехов отказывается от внешней интриги. Внешний конфликт изначально неразрешим. Стержнем действия становится внутренний конфликт.Все персонажи «Вишневого сада» хорошо относятся к Раневской, разорение ее семейства не является итогом чьих-либо намеренных действий.В драмах отсутствует четкое деление персонажей на положительных и отрицательных, главных и второстепенных.В «Вишневом саде» нет по-настоящему отрицательных героев (кроме Яши).В драмах Чехова смыслы размыты. Часто под одним подразумевается иное. Важен скрытый подтекст, непроизносимое, мысли, движения души героев. От этого сами персонажи зачастую не слышат друг другаНапример:«Любовь Андреевна (задумчиво). Епихидов идет…Аня (задумчиво). Епихидов идет…Гаев. Солнце село, господа.Трофимов. Да» Вопрос жанра Чехов назвал «Вишневый сад» комедией, однако режиссеры часто ставили пьесу как лирическую драмуА.П. Чехов: «вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс»К.С. Станислаский: «Это не комедия, это трагедия… Я плакал, как женщина…»Чехов не отделял смешного от серьезного, потому что в жизни нет такого деления: «в жизни нет сюжетов, в ней все перемешано – глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагическое с смешным»З.С. Паперный: «жанр чеховских пьес <…> родился на границе понятий «комедия» и «драма», как бы на самом лезвии, и не соскакивает окончательно ни в одну, ни в другую сторону». Композиция и сюжет{3B4B98B0-60AC-42C2-AFA5-B58CD77FA1E5}Действие первоеВ мае, когда цветут вишни, в разоренное имение с вишневым садом возвращается из Парижа Любовь Андреевна Раневская с дочерью Аней. Их встречают Лопахин, друг семьи, Гаев, брат Раневской («все состояние проевший на леденцах») и ее приемная дочь Варя. Все вспоминают прошлое. Узнают, что торги (продажа вишневого сада) назначены на августДействие второеЛопахин предлагает продать сад под дачные участки. Петя Трофимов, «вечный студент», рассуждает о «гордом человеке». Герои слышат «звук лопнувшей струны», предвещающей несчастье.Действие третьеРаневские зовут в дом музыкантов и устраивают бал. Все ждут приезда Гаева с торгов. Раневская переживает: «Сегодня судьба моя решается, судьба…». Вишневый сад покупает Лопахин.Действие четвертоеВ октябре все выезжают из имения: Лопахин – на время в Харьков, Петя – в москву, Раневская – в Париж к любовнику. Аня собирается работать, мечтает о будущем. Лопахин так и не делает предложения вере. Любовь Андреевна прощается с садом: «О мой милый, мой нежный прекрасный сад!... Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!..» Хозяева забывают в закрытом доме больного доброго Фирса. «Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву» Система персонажейЛюбовь Андреевна Раневская, Леонид Андреевич Гаев, Варя, Фирс – представители уходящей эпохиАня, Петя Трофимов – «молодое поколение». Стремятся к неопределенному «прекрасному» и бесплотному «будущему», прочь от былых ценностей.Ермолай Алексеевич Лопахин – герой –деятель, энергичный, активный, реалист-прагматикФирс, Яша, Симеонов-Пищик, Шарлотта, Епихидов, Дуняша – вспомогательные персонажиНесмотря на разобщенность и различия во взглядах, герои любят друг друга, готовы прийти на помощь Любовь Андреевна Раневская Лопахин: Хороший она человек. Легкий, простой человек». «Таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал»Раневская о себе: «Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая, и вышла замуж за человека ,который делал одни только долги. Муж мой умер от шампанского», «я полюбила другого, сошлась», «он заболел там, и три года я не знала отдыха ни днем, ни ночью», «оборал меня, бросил, сошелся с другой». «Так глупо, так стыдно… И потянуло вдруг в Россию, на родину, к девочке моей…»Раневская не может спасти единственное, что ей дорого, - вишневый сад. Она непрактична, предается воспоминаниям о прошлом. Уезжая в Париж, не думает о том, что оставляет дочерей нищими. При этом Раневская тонко чувствует происходящее. Ермолай Алексеевич ЛопахинГерой о себе: «Я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера, ну, у меня постоянно деньги свои и чужие»«Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, <…> купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете».Лопахин искренне хочет помочь Раневской и осуждает ее за бездеятельность. Он способен на искренние душевные порывы («Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…»), однако не способен понять, в чем ценность сада. Лопахин – очень грамотный делец с практичным разумом, выбившийся своим трудом из «мужиков» в богачи.Петя: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен». Петя ТрофимовПрозорлив, но переходит на пустые пафосные речи: «Мы выше любви!». Больше говорит, чем делает.«Чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданиями, только необычайным, непрерывным трудом»О себе: «Да, я облезлый барин и горжусь этим!».Аня, влюбленная в «вечного студента», говорит: «Что вы со мной сделали, петя, отчего я уже не люблю вишневого сада ,как прежде». Мотивы {616DA210-FB5B-4158-B5E0-FEB733F419BA}Неизменности героевЛюбовь Андреевна: «Ты все такая же, Варя», «Ты все такой же, Леня». Варя: «Мамочка такая же, как была, нисколько не изменилась». Яша: «А вы, Леонид Андреевич, все такой же, как были» и т.д.Почти все персонажи имеют свою основную тему, о которой все время говорят. Раневская вспоминает Париж, Пищик ищет деньги, Епиханов жалуется на несчастья, Петя пытается все обличать и т.д. Изменяемости жизниЖизнь вокруг застывших героев меняется, проходит. Персонажи вспоминают о прошлом и сравнивают его с настоящимДетстваИдиллическое время, утерянный рай.Времени Персонажи все время куда-то спешат. Они постоянно беспокоятся, смотрят на часы: «Который час?», «Через 20 минут на станцию ехать», «До поезда осталось всего сорок шесть минут» и т.д. Роковой оказывается дата «22августа». Герои живут в ожидании ее. «Мы друг перед другом нос дерем ,а жизнь знай себе проходит».Разрушения Епиходов все время что-то ломает, Дуняша разбивает блюдечко, Любовь Андреевна роняет кошелек, рассыпает деньги. Сад и дом обречены на уничтожение.Смерти Любовь Андреевна вспоминает об умерших муже, сыне, ей чудится в саду покойница – мать. Трофимов говорит о замученных в усадьбе крепостных, глядящих теперь с каждой вишенки. Чехов, поясняя декорации ко второму акту, писал: «Кладбища нет, оно было очень давно. Две-три плиты, лежащие беспорядочно, - вот и все, что осталось». {616DA210-FB5B-4158-B5E0-FEB733F419BA}Гибель предвещает лопнувшая струна: «Вдруг раздался отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный». На сруб обречен и вишневый сад – вся живая жизнь, прекрасное прошлое.Непонимания Персонажи не слышат друг друга и даже не пытаются понять, каждый говорит о своем: «Лопахин: Охмелия, иди в монастырь…Гаев. А у меня дрожат руки: давно не играл на бильярде.Лопахин. Охмелия, о нимфа, помяни меня в твоих молитвах!Любовь Андреевна. Идемте, господа. Скоро ужинать.Варя. Напугал меня. Сердце так и стучит.Лопахин. Напоминаю вам, господа: двадцать второго августа будет продаваться вишневый сад. Думайте об этом!.. Думайте!».. {9D7B26C5-4107-4FEC-AEDC-1716B250A1EF}Вишневый сал – композиционный центр пьесы. Вокруг него разворачиваются все события.Сад уже в замысле комедии оказался на первом месте. А.П. Чехов 5 февраля 1903 г. пишет: «В голове она у меня уже готова. Называется «Вишневый сад», четыре акта, в первом акте в окна видны цветущие вишни, сплошной белый сад. И дамы в белых платьях».Сад – это: символ жизни; детство, потерянный рай; красота, духовность, счастье; прошлое России, обреченное на гибель; место снов, надежд, воспоминаний и т.д.Первые монологи (лирические признания) действующих лиц обращены к цветущему садуСад весь в белом. Белый цвет – символ чистоты ,непорочности. Однако актриса А. Демидова говорила о белом саде так: «Белый цвет… Беспечность. Легкие белые платья. Озноб. Цвет цветущей вишни – символ жизни, и цвет белых платьев, как саванов, - символ смерти. Круг замыкается».Б. Зингерман: «Место действия чеховских пьес – дом с садом – соотнесено с прошлым и будущим, с огромными, беспредельно расстилающимися пространствами…»Вишневый сад Вишневый садПространство действия Главный геройВиден из окон дома. Его решают вырубить, а на его мести разбить дачные участкиЖивой: его жалеют, желают, любят, от него отрекаются, его предают, убивают Отношение героев к саду{5DA37D80-6434-44D0-A028-1B22A696006F}Раневская, ГаевСтрастно любит сад. Это их прошлое, их детство, вся их жизнь. Но они предают этот потерянный рай, отдавая сад на сруб.Аня, ПетяСад у них ассоциируется с необыкновенным, прекрасным, фантастическим будущим, но для этого будущего герои ничего не делают. Мечтая о небывалом, отрекаются от существующего.ЛопахинВсю жизнь мечтает овладеть садом, спасти его, усовершенствовать. В итоги убивает. «О мой милый, мой нежный прекрасный сад!... Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!..»