Урок самопознания 2 класс. Тема: «Доброта – это солнце, которое согревает душу человека»


План урока самопознания
Школа: Вознесенская СОШ
Тема: «Доброта – это солнце, которое согревает душу человека»
Ценность: праведное поведение
Качества: Доброта, вежливость, любовь, хороший характер.
Учитель : Яловенко Г.А.
Класс: 2 класс , количество учащихся -6
Цель урока: Расширить представление детей о доброжелательности, праведном поведении, как ценном качестве человека.
Задачи:
Раскрыть значение понятий «добро», «добрый человек»;
Развить потребность делать добро окружающим;
Воспитывать добродушное отношение к окружающим через практику праведного поведения. Ресурсы
Интерактивная доска.
Ход урока:
Орг.момент. Позитивный настрой .
- Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь.
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и отпускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый.
Представьте, что свет начинает распространяться по всему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.
Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать только хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и вашей голове только добрые, светлые мысли.
Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения,, на все живое повсюду... Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете... Свет внутри меня... Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви, Покоя...
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной.
Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.
- Я здесь. Анализ
хода урока3 мин.
на фоне мелодии Эннио Морриконе «Ветер ,плач »
Выход на тему.
Просмотр мультфильма «Просто так»
Кто герои мультфильма?
Что они делаю?
Для чего они это делают?
Как можно охарактеризовать героев мульфильма? (Добрые)
А взвмен они ждут что-то за свою доброту?
Как нужно делать добрые дела? (Бескорыстно)
А вы делали когда-нибудь такие добрые дела?
О чём сегодня будем говорить на уроке? Мультфильм «Просто так!»
Проверка домашнего задания.(10 мин)
Выберите из предложенных слов только те ,которые характеризуют доброго человека и раскрасьте их в теплые тона.
1в.Какие слова вы выбрали?
2в. Почему вы выбрали именно эти слова?
3в. Можете ли вы отнести эти слова к себе? Упражнение «Шкатулка с сюрпризом» (играет музыка «Если добрый ты»)
- Ребята, я для вас приготовила сюрприз. Загляните в шкатулку, и вы увидите, что является самым ценным. (Дети заглядывают в шкатулку и видят свое отражение).
- Так, что вы увидели? (зеркало)
- А в зеркале, что увидели? (свое отражение, себя)
- Кто удивлен тем, что увидел? Почему? (ответы детей)
- Пока мы не научимся любить себя такими, какие мы есть, нам не суждено любить других людей. А значит, не сможем дарить счастье, доброту другим людям. Шкатулка, музыка
Позитивное высказывание (цитата)
Делать добрые дела и не хвалиться этим –
в этом достоинство человека.
Народная мудрость
- Как понимаете смысл данной мудрости?
- А вы делаете добрые дела?
- Для чего вы это делаете?.5 мин
- хором
Только девочки
-только мальчики
-запись цитаты
Сегодня на уроке мы поговорим доброте
Рассказывание притчи: «Почему великан помог?»
Жители горной деревни возили виноград на продажу в город по узкой горной дороге, которая шла мимо замка великана. Высокая каменная ограда с железными воротами окружала замок. Чтобы великан не трогал крестьян, они оставляли ему корзину с виноградом возле ворот.
Однажды ночью, когда все спали, гора затряслась. К счастью, толчки быстро прекратились. Утром крестьяне увидели, что огромная глыба перегородила горную дорогу. Крестьяне не смогли сдвинуть ее и решили попросить помощи у великана.
Двое крестьян спустились к замку. Великан чинил каменный забор.
- Эй, великан, убери глыбу! – крикнул один крестьянин.
- Если не уберешь, хуже будет. Мы не дадим тебе виноград, - крикнул второй.
Тут великан сделал вид, что хочет бросить в крестьян камень. Те быстро убежали.
Все ругали злого великана, но одна девочка думала по-другому. Рано утром она взяла горшок с цветком и вышла из деревни. Девочка спустилась к замку и постучалась в железные ворота. Великан приоткрыл ворота.
- Здравствуйте, я принесла Вам подарок. Я сама его вырастила, - сказала девочка и протянула великану цветок.
- Какой красивый, - прошептал великан.
В деревне уже все искали девочку.
- Смотрите, по дороге идет великан, а на плече у него сидит девочка! – крикнул кто-то.
Крестьяне схватили палки и побежали навстречу великану. Он, не обращая внимания на крестьян, ссадил малютку на землю и стал толкать глыбу. Каменная глыба покачнулась. Мужчины тоже схватились за глыбу, и вскоре дорога очистилась.
На прощание девочка сказала великану:
- Спасибо, добрый великан.
- Доброе слово и железные ворота открывает, - произнесла мама девочки.
Беседа:
- Как вы думаете, в чем заключается главная мысль данной притчи?
- О чем попросили крестьяне великана?
- Почему крестьяне так относились к великану?
- Как бы вы поступили на месте маленькой девочки? 10 мин
Подарок от учителя
5.Творческая деятельность, групповая работа.(15мин)
«Планета доброты»
• Представьте, что Фея красоты превратила ваши руки в самые красивые руки на земле. Напишите красивые дела, которые сделают эти руки. Например: руки одной кормят голодных детей; другая — сошьет красивое платье для бедной девочки; третья — рисует прекрасную картину и подарит ее людям и т.д. Прикрепите свои листочки на плакат, где мы заранее поместили изображение ваших рук. Спасибо!
2. А сейчас, ребята, перед вами на партах лежат золотые лучики солнца, напишите или нарисуйте, чего вы больше всего желаете окружающим.
мелодия Маленькая страна
Плакат с контурами детских ладошек, цветная бумага
Домашнее задание.(1мин)
1) Написать сказку, рассказ, стихотворение о добрых людях, о доброте. 2) Пофантазировать, как выглядит доброта, с чем она ассоциируется, какие краски преобладают, нарисовать образ доброты, аргументировать свой выбор.
Групповое пение.(2мин)
Б.СавельеваМ.Пляцковского
Дождик босиком по земле прошел,
Клены по плечам хлопал…
Если ясный день, это – хорошо,
А когда наоборот – плохо.
Слышишь, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны?
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот – трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпаясь смех звучно…
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот – скучно! Если добрый ты
( песня кота Леопольда)
Заключение. (1 мин)
-Ребята, закройте свои глаза и расслабьтесь… А теперь вспомните всё то, о чем мы с вами говорили… Наполните своё сердце добротой и любовью…
-Наш урок подошел к концу, всем спасибо за работу.
Минута тишины под звуки спокойной музыки.
-Ребята! Вот и закончился еще один урок самопознания. Сегодня мы узнали о таком прекрасном качестве, как красота человеческой души и сердца. Говорят, что когда любовь приходит, в сердце расцветают цветы. Хотите почувствовать, как они расцветают? Для этого нужно сесть удобно и сидеть тихо-тихо, и тогда случится чудо. А чтобы не отвлекаться, можно закрыть глазки и только слушать: золотистый солнечный луч, который входит в вашу голову, опускается ниже, согревает ваше горло и освещает центр груди. Там находится ваше духовное сердце. В нем растет бутон цветка. От света и тепла цветок раскрывает свои лепестки один за другим. Он чудесный, нежный и ароматный. Посмотрите на него…
А теперь представьте, что он раскрыл лепестки… И из него идет Тепло... Оно доходит до вашей мамы… до папы… до вашего друга, где бы они сейчас не находились. До всех людей во всем мире... А представляете, как было бы хорошо, если бы у всех людей распустились такие прекрасные Цветы в сердце? Давайте будем заботиться об этих Цветах.