Конспект урока по литературе Нравственная проблематика рассказа И.А.Бунина Лапти

Нравственная проблематика рассказа И.А.Бунина «Лапти»

Урок в 7 классе
УМК В.Я. Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина
Учитель МБОУ ООШ р.п.Сосновоборск Данилина С.В.

Цель урока:
проанализировать рассказ и соотнести его с понятием «самопожертвование»
Образовательная:
сформировать умение выделять наиболее важные смысловые части произведения и понимать авторский замысел;
продолжить работу по формированию навыков сравнительного анализа произведений, близких тематически.
Развивающая:
развить творческие способности и читательскую наблюдательность через анализ художественного произведения.
Воспитательная:
через погружение в текст воспитывать дух/нравственные качества личности
Задачи:
рассмотреть поведение человека в ситуации выбора;
воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.

Тип урока: урок - размышление
Методические приёмы: чтение с остановками, прогнозирование, опережающее задание, обращение к личному опыту, «сундучок мудрости», корзина идей, кластер.
Оборудование:
Мультимедийная система
Презентация
Словарь Даля
Папка-кейс
Ход урока:
Оргмомент.
Цель: мотивация к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята. Друзья мои, сегодня мне как никогда нужна ваша помощь. Я хочу разобраться: способны ли мы на благородные поступки.
Вызов
Цель: пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;
помочь учащимся самостоятельно определять направление в изучении темы и самостоятельно решать проблемы
Я предлагаю размышление начать с просмотра фрагмента фильма
Фрагмент мультфильма «Счастливый принц»
О чём данный сюжет? (о самопожертвовании, сострадании, милосердии и т.д)
Чем жертвует счастливый принц? (своей жизнью)
Он мог этого не делать? (да, помощи у него никто не просил)
А что для вас значит «самопожертвование»?
Кластер (на партах)
Как вы думаете, как это понятие будет соотноситься с нашим уроком литературы? (прогнозирование)
(у: постараемся рассмотреть данную проблему в произведении, будем размышлять, анализируя поступки героев)
Осмысление.
Целеполагание
Вы правы. Сегодня мы поговорим о том, как важно протягивать руку помощи, порой жертвуя самым дорогим в своей жизни. Рассматривать эту проблему мы будем на основе произведения И.Бунина «Лапти». Но читать мы будем этот
необычно - с остановками.
Чтение с остановками
Пятый день несло непроглядной вьюгой. Где ж в такой ужас дойти!..
1-я остановка
- в какое время года происходит действие рассказа?
- а какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте.
- почему это так важно знать?
- у вас было домашнее задание по заполнению таблицы:
кто может помочь больному?
как можно это сделать? (прогнозирование - карточки)

Прогнозирование
Реализация в тексте

кто может помочь заболевшему?
Кто помогает в произведении?




Как можно это сделать?
Что может помочь выздороветь?





- давайте ещё раз обратимся к тексту и посмотрим на сложившуюся ситуацию (отец в отъезде, мальчик просит красные лапти) Отметим в карточке
- Кто в минуты беспомощности оказывается рядом с барыней? (Нефёд, показывает единственного человека, который сможет помочь).
- Каким вы его себе представляете, услышав диалог?
(устное словесное рисование)
- Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили?
- Как вы думаете, пойдёт ли Нефёд в Новосёлки, до которых шесть вёрст?
(Ответы детей.)
- Об этом узнаем из следующего отрывка.
Еще подумал. , куда-то бешено несущемся степном море
2остановка.
- Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки? (Да.)
- Что взял с собой Нефёд? Для чего? (Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки.)
- Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок? (Догадывался.)
- Но почему это его не остановило? (человек слова: раз ребёнок просит, значит, надо выполнить, надо добывать, душа просит)
- Ребята, как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда? (Ответы детей.)
- Об этом мы узнаем в следующем отрывке.
Но прежде давайте немного отдохнём - ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Пообедали, стало смеркаться, смерклось . Стук в окно
3- я остановка
- Переживали ли домашние о Нефёде? (да, конечно, и от этого ночь казалась ещё страшней; думали, что он остался ночевать в Новосёлках, что придёт только к обеду завтрашнего дня)
- Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефёда было неуютно? Найдите в тексте подтвеждение моим словам. (весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака)
- Ещё одна деталь: Бунин называет стук в дверь «зловещим». Почему? (он предвещает что-то недоброе, беду)
- Значит что-то должно произойти Об этом мы узнаем из последнего фрагмента.
4-я остановка
- А вот теперь ответьте, что означает «зловещий» стук? (привезли мёртвое тело Нефёда)
- Кто его привёз? (мужики, раскопав Нефёда, они поняли, что жильё близко)
- А случает ли выбран цвет лаптей – красный (нет, цвет жизни, опасности, рассуждение детей о цветовой гамме)
- Кого спас Нефёд?(ребёнка, мужиков) А свою душу? (да, барыня полагалась только на его помощь)
- Мог ли выжить Нефед? ( Да, если бы остался в Новоселках)
- Но почему он не остался у знакомых?
- Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет? (предположения детей, народные поверья)
- А что вы вообще можете сказать о финале?

IV. Итог урока, домашнее задание
Цель: обобщение изученного материала и соотнесение его со своими жизненными принципами
1) - Вернёмся к началу урока, к сюжету мультфильма. Что между ними общего?
- А жертвовать собой или чем-то дорогим для тебя это оправдано? Ведь у нас всегда есть выбор
2) Я прошу дома вас об этом порассуждать (на выбор):
напишите письмо Нефёду
прокомментируйте стихотворение Т.Кузовлёвой, соотнеся его с произведением И.Бунина
Путь к милосердию долог,
но милосердие необходимо:
беспомощным людям и взрослым,
особенно детям.
Не жалейте сердца: пусть недолго
бьётся, беспокойное, оно,
Всё ж от своего земного долга
сердце отступиться не должно:
от тревог за всех, кто рядом дышит,
и от дум, что отгоняет ночь,
и от страха: вдруг да не услышать
чью-то просьбу тихую – помочь.
3) Отметки за урок.
4) У меня на столе «Сундучок мудрости», а у вас – листочки. Напишите, пожалуйста, какой урок вы извлекли из рассказа И.А. Бунина «Лапти»? (чему научил вас рассказ) О чём задумались?