Сопоставление притчи о добром самарянине и сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок»


Технологическая карта открытого урока литературы по рассказу А.Платонова «Неизвестный цветок». 6 класс
Тема урока: «Нам жизнь дана, чтобы любить…». Сопоставление притчи о добром самарянине и сказки-были А. Платонова «Неизвестный цветок
Цель урока: помочь ребятам глубже проникнуть в авторскую философию жизни, уберечь их от поверхностного восприятия А. Платонова; учиться видеть красоту и искренность произведений Платонова; формирование умеений собирать и систематизировать материал для характеристики героя; обучение принципам сопоставительного анализа.
Планируемые результаты:
Личностные : воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к чтению.
Метапредметные;
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение, проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
Предметные: познакомить со сказкой-былью «Неизвестный цветок», сравнить сказку с притчей о добром самарянине, выявить проблемы, поднятые автором в тексте.
Методы и формы обучения: урок-исследование; фронтальная (беседа), индивидуальная (выразительное чтение), творческий проект (инсценирование фрагмента произведения, подготовка презентации и музыкального сопровождения), групповая, коллективная.
Оборудование:
ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку; песня на стихи Ф.И. Тютчева «Нам жизнь дана, чтобы любить…», тексты, рабочая тетрадь, раздаточный материал (притча с необходимыми комментариями (сносками)).
Технологическая карта урока
Этап урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Организационный момент Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха Проверяетготовность к уроку Приветствуют учителя Личностные, коммуникативные
Вступительное слово учителя
Анализ притчи о добром самарянине.
- Тема нашего урока сформулирована словами русского поэта Ф.И. Тютчева «Нам жизнь дана, чтобы любить…».
- Какое слово является ключевым в этой цитате?
- «Нам жизнь дана, чтобы любить…». Это утверждение кажется таким очевидным, что мы над ним не всегда задумываемся. Но если оглянемся вокруг, то увидим, что в мире до сих пор существуют зло, обида, ненависть. Значит, любить умеют не все. И любят тоже не всех. Мне очень хочется, чтобы вы умели любить и чтобы вас всегда любили. И сегодняшний урок должен в какой-то мере этому помочь.
- Мы проведем литературное исследование по сопоставлению притчи о добром самарянине и сказки-были А. Платонова «Неизвестный цветок». На первый взгляд, эти тексты далеки друг от друга и по времени создания, и по тематике, и по системе персонажей. Что может быть общего между притчей, возвращающей нас в далекие времена пребывания Иисуса Христа на земле, и сказкой Платонова, события которой происходят в 20 веке? Но следует вспомнить: именно библейские сюжеты помогают глубже проникнуть в идейную суть произведения, постичь авторский замысел.
- А вам, ребята, я предлагаю на время нашего урока стать исследователями и попытаться сообща найти ответы на поставленные вопросы.
- Итак, какое произведение мы называем притчей?
- Перед нами текст притчи о добром самарянине. Давайте прочитаем ее.
Учитель показывает слайд с таблицей. 1 колонка – притча, 2 – сказка-быль.
- Обратите внимание на доску. Ребята, в течение урока мы будем заполнять таблицу, в которую вы будете вносить характеристику поступков героев. Предлагаю использовать для этого преимущественно существительные (таблица заранее распечатана или нарисована в тетради).
- Кто главные герои притчи?
- Что о них известно?
- Какие душевные качества он проявил?
- Обратите внимание на сноски к тексту.
- Почему у него нет имени?
- Кто увидел пострадавшего? Как поступил?
- Какие чувства они проявили к пострадавшему?
- Будем записывать эти слова в таблицу?
- Почему?
- А самарянин как поступил?
- То есть что он проявил?
- Почему он не прошел мимо, как сделали это другие?
- Какое еще существительное необходимо написать?
- Чуму учит притча?
- Оказывается, не имя красит человека, а поступки. Все, что вы сказали можно выразить одной фразой: «Люби ближнего своего». Это одна из божьих заповедей. А кого можно назвать ближним?
- То есть человек становится ближним, если его поступками движет любовь и милосердие.
- Какие глаголы в притче звучат как совет, побуждают к действию, заставляют задуматься над своими поступками? Подсказка: они употреблены в форме повелительного наклонения. Отвечают на вопросы
- Любить.
- Притча – это небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.
Заранее выбранный ученик выразительно читает притчу. Чтение сопровождается приглушенной классической музыкой и презентацией с иллюстрациями к притче, тоже заранее подготовленными учащимися.
- Самарянин и человек, пострадавший от разбойников.
- Самарянин оказался добрым человеком и помог пострадавшему.
Запись в тетради – доброта.
- Самарянин – единственный, кто не прошел мимо и не оставил человека в беде.
- Сочувствие, сострадание.
Ученики читают.
Другой герой – «некий человек, неизвестный, ограблен и изранен разбойниками. Разбойники оставили его едва живым, а сами ушли».
- На его месте мог оказаться любой человек.
- Первым увидел священник: «увидел и прошел мимо».
- Потом помощник священника, который «подошел, посмотрел и прошел мимо».
- Равнодушие, бессердечие.
- Нет.
- Потому что это отрицательные качества человека.
- «Увидел и сжалился, подошел …и позаботился о нем». Он не только перевязал раны, но и отвез пострадавшего в гостиницу, побеспокоился о его дальнейшей судьбе.
- Жалость, заботу, участие, внимание.
- Пострадавший нуждался в помощи, он оказался добрее, милосерднее.
- Милосердие.
- Помогай тем, кто в беде, не будь равнодушным, проявляй заботу, доброту, внимание. Даже если речь идет о незнакомом, чужом человеке.
- Близкие, родные люди. Назвать ближним можно только доброго человека, того, кто не пройдет мимо.
- «Люби», «иди», «поступай».
Физминутка. Наши чудные цветки (Дети сидят на корточках)Распускают лепестки (Начинают медленно вставать)Ветерок чуть дышит (раскрывают руки над головой)Лепестки колышет (раскачиваются) Наши чудные цветкиЗакрывают лепесткиГоловой качают (раскачиваются)Тихо засыпают (и медленно принимают исходное положение) Сопоставительный анализ сказки-были «Неизвестный цветок» и притчи. - Теперь обратимся к сказке А. Платонова и постараемся понять: что объединяет эти произведения? Как притча помогает понять платоновскую сказку? Можно ли ее считать притчей?
- Сопоставим заглавия. Есть ли общее между ними?
- Какова роль эпитетов «добрый», «неизвестный»?
- Что еще общего?
- Что мы узнаем о них?
- Найдите глаголы в начале сказки, описывающие борьбу цветка за жизнь. Каковы их роль?
- Когда и чему он радовался?
- Опишите, каким он стал. Какие автор использует эпитеты, сравнения? Зачем?
- Давайте послушаем, о чем они ведут свой первый разговор.
- Итак, чем закончился разговор?
- Как Даша решила помочь своему новому другу?
- Как сложились их отношения после разлуки?
- Можем ли мы сказать, что цветок зря прожил жизнь и старания Даши оказались напрасны?
- А теперь вернемся к предмету нашего исследования. Можно ли говорить о сходстве между библейской притчей и платоновской сказкой?
- Можно ли назвать сказку Платонова притчей? - В обоих заглавиях названы главные герои, у которых нет конкретных имен.
- Они помогают понять поступки героев, особенности их характеров.
- Как и в притче, главных героев тоже двое: Даша и цветок; и один из них неизвестен.
Работа в группах 2-3 минуты. Вопросы на карточках (см. Приложение).
- Цветок борется за жизнь, он стремится любой ценой выжить, преодолеть все трудности.
- «Когда первый луч солнца касался его утомленных листьев», когда подружился.
- «Стал настоящим цветком»: «венчик составлен из лепестков простого светлого цвета», «как звезда, светился живым мерцающим огнем» и др. Жизнь цветка особенно изменилась, когда в его жизни появилась Даша. Теперь ему не так одиноко.
Инсценируют фрагмент.
- Даша склонилась к нему и поцеловала в «светящуюся головку». Это и стало началом их дружбы.
- Она привела пионеров, которые «четыре дня работали на пустыре, удобряя землю». Ребята хотели, чтобы «земля стала доброй» и цветку стало легче расти.
- Даша скучала без своего друга, хотела снова с ним встретиться. Девочка вернулась к своему старому другу, чтобы узнать, не понадобилась ли вновь ее помощь. Вернувшись, Даша узнала, что цветок погиб.
- Нет. Он возродился. Добро оказалось бессмертным: появился цветок-сын, еще лучше, сильнее, прекраснее.
На слайде появляется цветок, на листиках которой написаны слова из таблицы. Ребята дедают вывод, что в серединке цветка должно быть слово любовь. Итоги урока. Рефлексия. - Подарите свой цветок тому, у кого, на ваш взгляд, были самые интересные и глубокие высказывания сегодня. Оценивают совю работу на уроке при помощи цветов разного цвета, которые лежат на парте. Зеленый – довольны своей работой, желтый – в целом удовлетворены своей работой, красный – считают, что могли бы работать лучше.