Сопоставление притчи о добром самарянине и сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок»


«Нам жизнь дана, чтобы любить…»Ф.И. ТютчевСопоставление притчи о добром самарянине и сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок» Цель урока: помочь ребятам глубже проникнуть в авторскую философию жизни, уберечь их от поверхностного восприятия А. Платонова; учиться видеть красоту и искренность произведений Платонова; формирование умеений собирать и систематизировать материал для характеристики героя; обучение принципам сопоставительного анализа. Планируемые результаты:Личностные : воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к чтению.Метапредметные;Познавательные: ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение, проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.Предметные: познакомить со сказкой-былью «Неизвестный цветок», сравнить сказку с притчей о добром самарянине, выявить проблемы, поднятые автором в тексте.Методы и формы обучения: урок-исследование; фронтальная (беседа), индивидуальная (выразительное чтение), творческий проект (инсценирование фрагмента произведения, подготовка презентации и музыкального сопровождения), групповая, коллективная.Оборудование:ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку; песня на стихи Ф.И. Тютчева «Нам жизнь дана, чтобы любить…», тексты, рабочая тетрадь, раздаточный материал (притча с необходимыми комментариями (сносками)).  Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:1. На уроке будь старательным,Будь спокойным и внимательным.2. Всё пиши, не отставая,Слушай, не перебивая.3. Говорите чётко, внятно,Чтобы было всё понятно.4. Если хочешь отвечать Надо руку поднимать.

«Нам жизнь дана, чтобы любить…»Ф.И. ТютчевА. Платонов Притча о добром самарянине {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Притча о добром самарянине«Неизвестный цветок»Составление таблицы Анализ притчи о добром самарянине Кто главные герои притчи?Что мы узнаем о самарянине?Что известно про другого героя?Почему у него нет имени?Кто еще видел пострадавшего? Как они поступили?Какие чувства они проявили?Почему самарянин не прошел мимо, как сделали это другие?Чему учит притча?Какие глаголы в притче звучат как совет, побуждают к действию, заставляют задуматься над своими поступками?



Физминутка! Сопоставительный анализ сказки-были «Неизвестный цветок» и притчи о добром самарянинеКлючевые вопросы: что объединяет эти произведения? Как притча помогает понять платоновскую сказку? Можно ли ее считать притчей?Сопоставим заглавия. Есть ли общее между ними? Какова роль эпитетов «добрый», «неизвестный»?
Работа в группахВ какой момент мы знакомимся с Дашей? О чем она беспокоится? Как это ее характеризует?Почему именно Даша заметила цветок, почувствовала его благоухание? Отчего девочка вспоминает сказку о розе? Как Даша поступила, увидев необычный цветок?Каким мы видим цветок в начале произведения? Какое чувство вызывает его описание?В каких условиях рос цветок?Как вы понимаете слова «нуждался в жизни»? Что помогало цветку выжить? Сопоставительный анализ сказки-были «Неизвестный цветок» и притчи о добром самарянинеНайдите глаголы в начале сказки, описывающие борьбу цветка за жизнь. Какова их роль?«Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев».


Сопоставительный анализ сказки-были «Неизвестный цветок» и притчи о добром самарянинеОпишите, каким он стал. Какие автор использует эпитеты, сравнения? Зачем?«В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою».


Первый разговор Даши и цветкаМеня никто не зовет, - сказал маленький цветок, - я один живу. Даша осмотрелась в пустыре. Тут камень, тут глина! - сказала она. - Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой? - Не знаю, - ответил цветок. Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку. Сопоставительный анализ сказки-были «Неизвестный цветок» и притчи о добром самарянинеКак Даша решила помочь своему новому другу?Как сложились их отношения после разлуки? Можем ли мы сказать, что цветок зря прожил жизнь и старания Даши оказались напрасны?Можно ли говорить о сходстве между библейской притчей и платоновской сказкой?Сравните финал притчи о добром самарянине с финалом сказки. Есть ли общее?Можно ли назвать сказку Платонова притчей?


Что значит любить? В чем проявляется любовь?{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Притча о добром самарянине«Неизвестный цветок»ДобротаУчастиеСочувствиеВниманиеСостраданиеЗаботаЖалостьДобротаЗаботаЖалость УчастиеСочувствиеВниманиеСостраданиеМилосердиеМилосердие ДобротасочувствиесостраданиемилосердиеУчастиеЗаботаВниманиелюбовь



Домашнее заданиеНапишите сочинение-миниатюру «Что значит любить? В чем проявляется любовь? Зачем нужно любить» Рефлексия (итоги урока)Оцените свою работу!Зеленый цветок – вы довольны своей работой.Оранжевый цветок – вы в целом удовлетворены своей работой.Красный цветок– вы неплохо потрудились, но считаете, что могли бы работать лучше.