Презентация Проблемно-диалогические методы обучения


ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКИЕМЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Проблемно- диалогическое обучение тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

Классификация методов обученияМетодыПроблемно-диалогическиеТрадиционныепостановкипроблемыпобуждающийот проблемнойситуации диалогподводящий ктеме диалогсообщение темы смотивирующимприемомсообщениетемыпоискарешенияпобуждающий квыдвижению ипроверкегипотез диалогподводящийот проблемыдиалогподводящий безпроблемы диалогсообщениезнаний
style.rotation Побуждающий от проблемной ситуации диалогПриемы создания проблемнойситуации Побуждение к осознаниюпротиворечияПобуждение кформулированиюпроблемы1. Одновременно предъявитьученикам противоречивыефакты, теории, мнения–Что вас удивило? Что интересного заметили? Выбрать подходящее:     – Какой возникает вопрос?    – Какая будет тема урока?2. Столкнуть мнения учениковвопросом или практическимзаданием на новый материал– Вопрос был один? А сколькомнений? Или Задание было одно? А как вы его выполнили?– Почему так получилось? Чего мы не знаем?3. Шаг 1.Выявить житейскоепредставление учащихсявопросом или практическимзаданием «на ошибку»Шаг 2.Предъявить научныйфакт сообщением, расчетом,экспериментом, наглядностью– Вы сначала как думали?А как на самом деле?4. Дать практическое задание,не сходное с предыдущими– Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?
Урок литературы в 6-м классе по теме «Образ Бирюка».АнализУчительУченикиПостановкапроблемы предъявлениепервого факта предъявлениевторого факта побуждение косознанию  побуждение кпроблеме  вопрос– Кто главный герой рассказа И.Тургенева «Бирюк»? – Слово «бирюк» устаревшее. А что оно обозначает? – Ребята, а вам самим понравился Бирюк?   – Что вас сейчас удивляет? Какое противоречие налицо?  – Какой возникает вопрос? – Точнее, тема урока … ?Фиксирует тему на доске.– Лесник, которого все называют «Бирюк».– Угрюмый, нелюдимый,злой человек – Да, нам он понравился.(Проблемная ситуация.) – Бирюк нам понравился, но само слово обозначает плохие качества. (Осознание противоречия.)– Почему нам понравился Бирюк? – Образ Бирюка. (Тема.) Побуждающий от проблемной ситуации диалогПриемы создания проблемнойситуации Побуждение к осознаниюпротиворечияПобуждение кформулированиюпроблемы1. Одновременно предъявитьученикам противоречивыефакты, теории, мнения–Что вас удивило? Что интересного заметили? Выбрать подходящее:     – Какой возникает вопрос?    – Какая будет тема урока?2. Столкнуть мнения учениковвопросом или практическимзаданием на новый материал– Вопрос был один? А сколькомнений? Или Задание было одно? А как вы его выполнили?– Почему так получилось? Чего мы не знаем?3. Шаг 1.Выявить житейскоепредставление учащихсявопросом или практическимзаданием «на ошибку»Шаг 2.Предъявить научныйфакт сообщением, расчетом,экспериментом, наглядностью– Вы сначала как думали?А как на самом деле?4. Дать практическое задание,не сходное с предыдущими– Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?
Урок литературного чтения в 3-м классе по теме «Басня С.В. Михалкова«Ворона и рак» (по материалам урока И.В.Дубининой, г. Москва)АнализУчительУченикиПостановкапроблемы    вопросна новыйматериал побуждение косознанию  побуждение кпроблеме  тема– С.В.Михалков уже известен вам как автор многочисленных стихов, сказок, басени пьес для детей. Сегодня мы будем читать еще одно его произведение. Оно называется «Ворона и рак». Послушайте (читает текст).– Прочитаем текст цепочкой. – Попробуйте определить жанр нового произведения.(Фиксирует мнения на доске.)– Ребята, отвечая на мой вопрос, сколько мнений вывысказали?– Какой же возникает вопрос? Фиксирует вопрос на доске.Слушают.   Читают. – Это сказка о животных.– Это басня! (Проблемная ситуация.) – Два. – Каков же жанр произведения С.В. Михалкова «Воронаи рак»? (Вопрос.) Побуждающий от проблемной ситуации диалогПриемы создания проблемнойситуации Побуждение к осознаниюпротиворечияПобуждение кформулированиюпроблемы1. Одновременно предъявитьученикам противоречивыефакты, теории, мнения–Что вас удивило? Что интересного заметили? Выбрать подходящее:     – Какой возникает вопрос?    – Какая будет тема урока?2. Столкнуть мнения учениковвопросом или практическимзаданием на новый материал– Вопрос был один? А сколькомнений? Или Задание было одно? А как вы его выполнили?– Почему так получилось? Чего мы не знаем?3. Шаг 1.Выявить житейскоепредставление учащихсявопросом или практическимзаданием «на ошибку»Шаг 2.Предъявить научныйфакт сообщением, расчетом,экспериментом, наглядностью– Вы сначала как думали?А как на самом деле?4. Дать практическое задание,не сходное с предыдущими– Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? Урок русского языка в 7-м классе по теме «Дефис в наречиях» (по материалам урока Л.И. Ильинской, г. Люберцы)АнализУчительУченикиПостановкапроблемы практическоезадание«на ошибку»   предъявлениенаучного фактасообщением побуждение косознанию побуждение кпроблеме тема   – Я диктую словосочетания с наречиями, а вы записываете: один человек у доски,остальные на листочках.   – Посмотрите, я выписаладля вас из словаря все этинаречия. (Открывает доску.)   – Вы как написали сначала?  – А как надо на самом деле?– Значит, какая тема урока? Фиксирует тему на доскеУченик у доски пишет без дефиса наречия по-медвежьи,по-зимнему, во-первых и др. (Житейское представление.) Видят дефисное написаниеслов.(Проблемная ситуация.)   – Мы написали наречияслитно. – Эти наречия пишутся через дефис.(Осознание противоречия.) – Дефис в наречиях. (Тема.) Побуждающий от проблемной ситуации диалогПриемы создания проблемнойситуации Побуждение к осознаниюпротиворечияПобуждение кформулированиюпроблемы1. Одновременно предъявитьученикам противоречивыефакты, теории, мнения–Что вас удивило? Что интересного заметили? Выбрать подходящее:     – Какой возникает вопрос?    – Какая будет тема урока?2. Столкнуть мнения учениковвопросом или практическимзаданием на новый материал– Вопрос был один? А сколькомнений? Или Задание было одно? А как вы его выполнили?– Почему так получилось? Чего мы не знаем?3. Шаг 1.Выявить житейскоепредставление учащихсявопросом или практическимзаданием «на ошибку»Шаг 2.Предъявить научныйфакт сообщением, расчетом,экспериментом, наглядностью– Вы сначала как думали?А как на самом деле?4. Дать практическое задание,не сходное с предыдущими– Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?
Урок математики в 3-м классе по теме «Умножение на двузначное число».АнализУчительУченикиПостановкапроблемы задание наизвестныйматериал задание нановыйматериал побуждение косознаниюпроблемы побуждение кпроблеме тема – Найдите площадь прямоугольника со сторонами 15 и3 см. Работайте в тетради.  На листочках найдитеплощадь прямоугольника состоронами 56 и 21 см.  – Смогли выполнить задание?– В чем затруднение?  – Чем это задание не похоже на предыдущее? – Какова сегодня тема урока? Фиксирует тему на доскеЛегко выполняют задание.   Испытывают затруднение.(Проблемная ситуация.)  – Нет, не смогли.– Это новое умножение. – Надо умножить на двузначное число, а мы такогоеще не решали. (Осознаниепроблемы.) – Умножение на двузначноечисло. (Тема.) Подводящий к теме диалогУрок русского языка в 7-м классе по теме «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»АнализУчительУченикиПостановкапроблемы подводящийк теме диалог            тема– Посмотрите на два столбика слов на доске.      – Что заметили общего?– В чем различие?    – Значит, какая сегодня будет тема урока?Фиксирует тему.На доске:пешеходныйстарославянский северо- восточныйкисло- сладкийи т.п.– В каждом столбике сложные прилагательные.– В 1-м столбике сложныеприлагательные пишутсяслитно, во 2-м – через дефис.  – Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. (Тема.) Сообщение темы с мотивирующим приемомУрок русского языка в 4- м классе по теме «Дательный падеж» (по материалам урока М.А. Яковлевой, г. Химки)АнализУчительУченикиПостановкапроблемы «яркое пятно»в формешуточногостихотворения         тема– Сегодня мы познакомимсяс падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г. Граубина, сказал так:Такой падеж как …Я с детства не терплю.Давать, делитьсяЧем-нибудьС друзьями не люблю.– Кто догадался, о каком падеже идет речь? – Значит, тема нашего урока?Фиксирует тему на доске.         – О дательном.    – Дательный падеж. Урок математики в 6-м классе по теме «Процент».АнализУчительУченикиПостановкапроблемы «актуальность»            тема– Начинаем новую тему, а какую – догадаетесь сами, потому что с этим термином мы сталкиваемся на каждом шагу. Вы приходите в универсам и видите объявление: «В дневные часы скидка 10 …». Чего?– Выбираете молоко, а на пачке написано: «Жирность3,2 …». Чего?– Реклама по телевизору:«В нашей стране самый низкий налог на доходы. Он составляет всего 13 …». – А в школе вам уже встречался термин «процент»? – Термин «процент» прочно вошел в нашу жизнь. Это иесть тема урока.Фиксирует тему на доске.    – Процентов. – Процента. – Процентов. – Мы слышали