Внеклассное мероприятие по окружающему миру Я гражданин России 4 класс


"Я – гражданин России" (классный час)
Цель: определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”; Затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”.
Оформление доски (плакаты):
А что такое гражданин? Отечества достойный сын. Н. А. Некрасов.
Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.
Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится “винтиком”, обладающим своим “отверстием”. Или он - Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.
Государственная символика РФ:
Текст Гимна России.
Герб.
Флаг.
Ход классного часа
В одном из рассказов писателя Василия Шукшина выведен образ деревенского парня Пашки. Все знали о его несерьезном характере. Иначе как “балаболкой” и не называли.
Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута - и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка - за руль полыхающего чудовища и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва.
В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся…
Незатейливая история, рассказанная писателем - выдающимся Гражданином. Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине.
Как вы думаете, почему в тексте слово “Гражданин” начинается с большой буквы?
Что означает слово “гражданин”? (Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка).
В чем разница между значением этого слова и понятием “гражданин по рождению”?
Каждый гражданин любой страны должен знать и с чувством уважения относиться к национальной символике.
Проводится анкетирование.
Государственные символы РФ.
Когда принят закон о гербе?
Что из себя представляет флаг РФ?
Что означает каждый цвет?
Назовите день флага РФ.
Назовите авторов музыки и слов гимна России.
Какие понятия включает в себя слово “гражданин”? (Ответы учащихся выписываются на доске).
Патриотизм
Боль за родную природу
Высокая нравственность
Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине
Но что такое Родина?
Звучит песня “С чего начинается Родина?” (Муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).
Далее ученик читает стихотворение М. Пляцковского “Родина”.
“Родина” - мы произносим тихо, И в глазах задумчивых у нас Медленно качается гречиха И дымится луч в рассветный час. Речка вспоминается, наверное, Чистая, прозрачная до дна, И сережки светятся на вербе, И в траве тропинка не видна. Родина! Отечество святое! Перелески. Рощи. Берега. Поле, от пшеницы золотое, Голубые от луны стога. Сладкий запах скошенного сена, Разговор в деревне нараспев, Где звезда на ставенку присела, До земли чуть-чуть не долетев.
Я думаю, что вы получили исчерпывающий ответ на заданный вопрос. Сейчас для нашей страны наступили не самые легкие времена. И немало людей в разговоре о России используют слова: “В этой стране …?!” Смысл таков: разве может быть “в этой стране” что-нибудь хорошее?! Тут и пренебрежение, и высокомерие. И чувство собственного величия и достоинства. Ведь произнося эти слова, человек намекает, что в другой-то стране он бы …. Мол, я такой выдающийся, а вот страна подкачала…
На протяжение тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в “этой стране”, и в смутные, и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней.
Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это - Гражданин.
Приведите примеры высокой гражданственности, которую в трудные для страны минуты показывали миллионы россиян.
Россия лучшим своим гражданам ставит памятники. В Москве на Красной площади памятник Минину и Пожарскому с надписью “Благодарная Россия - Гражданину Минину и князю Пожарскому”.
Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?
Школьник - это гражданин?
В каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?
“Быть гражданином” - это не просто запись в паспорте, это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание.
- это не просто запись в паспорте, это и в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание.
Ученик читает стихотворение Е. Евтушенко “Гражданственность”.
Ты, гражданственность - флаг, а не флюгер. Флюгер слишком усердно скрипит. Тот, кто Родину подлинно любит, Тот в любви никогда не криклив. Стань, гражданственность, строже и чище - Ведь прохожих нелепо хватать. И, бия себя в грудь кулачищем, Им орать: “Я люблю свою мать!” Ты, гражданственность, - Пушкин, Некрасов - Не бумаринствующие врали, И замешана ты не на квасе, И заквашена на крови. Боль гражданства - не в собственной боли. Тот, кто истинный гражданин, Защищает собой все поле, Даже если он в поле один. Все мы порознь, как в чаще тропинка, И дорога, когда мы одно. Все мы порознь, как в поле травинка, Ну а вместе - Бородино. Показной героизм - криводушен. Вы, не чувствуя собственных ран, Защищайте Россию, как Пушкин, Незаметный ее капитан. Защищайте ее от двуличных Подхалимов и клеветников И от “умников” заграничных, И отечественных дураков. Защищайте леса и озера, Прикрывая их грудью своей, От губительного разора… Не забудьте защиту людей! Защищайте, как наши высоты, Нашей совести рубежи, Наших женщин - от хамства чьего-то И детей - от безверья и лжи. Крикуны исчезают бесследно, Но, как совести внутренний глас, На защиту России - бессмертно Поднимает гражданственность нас.
Работа в группах
Задание. Гражданские качества человека проявляются в его поступках. В течение нескольких минут (указать) подготовьте небольшой рассказ о настоящем гражданском поступке (может быть, вспомните свой поступок).
Гражданские качества человека проявляются в его поступках. В течение нескольких минут (указать) подготовьте небольшой рассказ о настоящем гражданском поступке (может быть, вспомните свой поступок).
Главное - объяснить, в чем гражданственность этого поступка, чем он отличается от обычных поступков. (Выслушиваются рассказы групп и задаются вопросы).
Подводя итоги очень серьезного и нужного, на мой взгляд, разговора, я предлагаю послушать стихотворение тольяттинского поэта Б. Скотневского (читает ученик):
У каждого заботой Своей Глаза полны, Наша Родина не что-то, Она сегодня - мы. У каждого дорога Своя или тропа, Но пусть нас очень много, Мы все ее судьба. Она не позабудет Ни света и ни тьмы, Она такою будет, Какими будем мы. И ей, одной - единой, В любые времена Не спрячешься за спины Хоть широка страна.
Да, ребята, “она такою будет”, какими будете вы. Дай-то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках. Смею надеяться - ваших.
Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми.
Звучит песня “Любите Россию” (сл. В. Милявского, муз. С. Туликова).