Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Зимние гости

Урок литературного чтения в 3 классе на тему:
Стихотворение Павла Николаевича Барто «Зимние гости»
(Система развивающего обучения Л. В. Занкова)
Цель: Познакомить учащихся с творчеством П. Н. Барто, и его стихотворением «Зимние гости»

Предметные задачи:
Создать условия для развития у учащихся умения:
Участвовать в диалоге при обсуждении анализируемых текстов.
Осознанно воспринимать стихотворный текст.
Иметь навыки подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста (определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз), к чтению по ролям.
Метапредметные задачи:
Создать условия для развития у учащихся:
Интереса к чтению.
Умения сохранять и выполнять учебную задачу.
Полного и адекватного восприятия и анализа стихотворного текста.
Умения анализировать его.
Умения делать выводы, проводить сравнения на текстовом материале.
Способности выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге.
Умение учитывать позицию собеседника.


Оборудование:
презентация;
учебник «Литературное чтение», 3 класс, ч. 2 (авт. В. Ю. Свиридова), 2013.















Ход урока:
Организационный момент.
На уроке тишина
Нам особенно нужна.
Уходите разговоры,
В вестибюли, в коридоры.
Нам урок пора начать
И задание проверять.
2. Проверка домашнего задания. 3. Актуализация знаний. Создание условий для введения в тему урока.
- Начнём наш урок с загадки, а вы должны догадаться о каком она времени года.
Кто поляны белит белым, И на стенах пишет мелом, Шьет пуховые перины, Разукрасил все витрины? (зима)
- Давайте поговорим об этом времени года. - Какие зимние месяцы вы знаете? - Как изменилась природа с наступлением зимы? - Какие изменения произошли с растениями? - Снег защищает землю от мороза, и только хвойные деревья стоят зеленые. - А есть ли сейчас плоды и семена на деревьях, кустарниках и травах? - Можно ли увидеть зимой насекомых? - Действительно, насекомые спрятались в укромные места, плодов на деревьях мало и нашим друзьям стало холодно и голодно. А вот каким друзьям, вы догадаетесь, отгадав загадку:
Снится ночью пауку, чудо-юдо на суку, Длинный клюв и два крыла: Прилетит - плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это (птица).
- Птицы - дети воздуха. - Птицы могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море. - Птицы - наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов от вредителей. - Птицы - это тайна и красота, без них нам не обойтись. - Скажите, все птицы с наступлением холодов могут найти себе необходимый корм? - Действительно, многим птицам приходится очень трудно и им приходится покидать родные места, улетая в теплые края. - А как мы называем тех птиц, которые улетают от нас? - С наступлением холодов птицы собираются в большие стаи и улетают в теплые края, где они зимуют до следующего года. У многих птиц здесь остаются их гнезда, в которых они вывели своих птенцов и к ним они вернутся весной. - А как мы называем птиц, которые не улетают от нас, а остаются с нами? - Каких зимующих птиц вы знаете? - Да, это воробьи, вороны, сороки, синицы, дятлы, снегири, клесты, зяблики, свиристели. - Эти птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас и удивить своей красотой и необычными звуками.
- Отгадай загадку: Зимой на ветке яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это: (снегири)
О снегирях рассказывает заранее подготовленная ученица. - Снегири очень красивы в своих ярко - красных нарядах. Они птицы солидные, не суетятся и не торопятся, снегири еще и рыцари. Самцы, как бы не были голодны, всегда уступают лучшие гроздья самке. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое. И делает это по команде вожака: тот слегка приподнимет крылышки, покажет всем белое пятнышко у себя на пояснице. Это команда " В полет". Летает снегирь легко и красиво. Снегири держатся обычно небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку, отломить почку, а затем снова сесть неподвижно на некоторое время.
- А вот еще одна загадка, отгадайте и ее: Спинкой зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка, И полоска шарфика. (Синица)
О синицах рассказывает заранее подготовленный ученик. Все синицы птицы лесные. А прилетают синицы ближе к жилью человека не от хорошей жизни: трудно им, голодно в лесу зимой, и поэтому летят туда, где легче прожить, прокормиться. В это время синицы становятся всеядными птицами т.е. едят крошки хлеба, крупу, кусочки сала и мясо. И все-таки очень много птиц гибнет зимой: из 10 синиц до весны доживет всего1 -2. Гибнут не от холода, а от голода. Голодная синица не переносит даже слабых морозов.
Очень трудно прокормиться Юрким, маленьким синицам. Ты зимой суровою Сделай им столовую.

4. Физкультминутка.
Дыхательная гимнастика «Снежинки»
Эта игра основана на дыхательном ритме и приводит весь организм к высокой степени мобилизации.
5. Открытие новых знаний.
- Ребята, я думаю, вы уже догадались о ком пойдёт речь на нашем уроке?
- Откройте учебник на странице 13, прочитайте автора и название произведения.
- Знаком ли вам автор произведения Павел Николаевич Барто?
- Давайте познакомимся с ним поближе.
Па
·вел Никола
·евич Барто
· (4 января 1904 23 октября 1986) детский поэт, орнитолог.
Орнитолог  это биолог, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в условиях живой природы, мегаполиса и в неволе.
Павел родился в семье инженера. Рос вместе со старшим братом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и сестрой Евгенией.
В юности занимался балетом в студии своей тёти. Там же познакомился с будущей женой Гетель Воловой, которая взяла в браке фамилию мужа и сменила имя на Агния. Их брак продлился 6 лет. Сын от этого брака Эдгар погиб в результате несчастного случая (катался на велосипеде и попал под грузовик) в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Павел Барто был соавтором трёх стихотворений Агнии Барто.
После развода Агния Львовна запретила Павлу Николаевичу издавать детские стихи под своей фамилией. Предлагала даже сменить фамилию, сказав: "Весь Союз знает только Агнию Барто, других Барто не надо".
- Предположите, о ком пойдёт речь в этом стихотворении. Чтение стихотворения учителем.
6. Включение нового в активное пользование.
- Ваши предположения оказались верными?
- Какую картину вы видите, читая первые строчки?
- А какие строчки помогают вам ощутить хрупкость этой красоты?
Легко ли вам представить то, о чём пишет Павел Барто? Почему?
- Расследуйте, какой литературный приём использовал автор в стихотворении?
- Найдите подтверждение.
- Можно ли назвать «объяснительным» стихотворение Павла Николаевича Барто?
- Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Работа в группах
Пословицы рассыпались, соберите их. Слово не воробей, (свое гнездо знает). Где птица не летает, (человека в работе). Птицу узнаешь в полете, а (вылетит не поймаешь).
Проверка
- Давайте не забывать о зимующих птицах и помогать им выживать в холодное время года. Покормим наших пернатых друзей семенами и семечками.
7. Рефлексия.
- Насколько интересно вам было на уроке?
- Чью работу на уроке вы хотели бы отметить?
- А что нового вы открыли для себя?
- Удовлетворены ли вы своей работой на уроке? Почему?
8. Домашнее задание.
Домашнее задание вы выберите себе по силам
1.Выучить стихотворение наизусть. 2.Прочитать выразительно и нарисовать рисунок.