Рабочая программа внеурочной деятельности Музыкальная шкатулка 2 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Согласовано
ШМО учителей начальных классов

Протокол №_____

от "____"_______________2015г.

Согласовано

Зам.директора________/Ю.В. Панибратец/


от "____"_______________2015г.

Утверждаю
Директор МБОУ "Кусакская СОШ"

_______________/С.В.Демчик/

от "____"_______________2015г.


"Кусакская средняя общеобразовательная школа"






Рабочая программа по внеурочной образовательной деятельности

«Музыкальная шкатулка»
(Духовно-нравственного направления)


«Начальная школа XXI века»
под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой

2 класс
(на 2015-2016 учебный год)



Разработала:
учитель начальных классов
Дзюбак Наталья Николаевна




с. Кусак, 2015 год

Пояснительная записка.
        Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
      Песня, а также современная песня в школе – это эффективная форма работы с детьми разного возраста. На мой взгляд, занятия в вокальной студии пробуждают интерес у ребят к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру.
        Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.
Вот почему необходимы оптимальные связи между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в вокальной студии.
         Большинство детей любят петь, особенно младшего возраста, и если не прививать детям любовь к пению, к вокальному искусству, то в последствии,  дети старшего возраста не будут любить пение и возможно искусство вообще. Поэтому моей целью было создание вокального кружка, что бы дети проводили свое свободное от уроков время с пользой. Ведь цель музыки – трогать сердца. Музыкально–эстетическое воспитание и вокально - техническое развитие школьников будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших школьников. Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. С помощью различного репертуара вокальных и инструментальных музыкальных  произведений осуществлять нравственно-эстетическое и гражданско-патриотическое воспитание учащихся, стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире?
 Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле, хоровым и сольным понятиям, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству и нацелить их на успешный результат в данном виде творчества.

В программе внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка» предусматривается следующая последовательность и порядок освоения:
2класс – 1 час в неделю, 34часа
3 класс – 1час в неделю, 34часа
4классы – 1 час в неделю, 34часа
 
Цель: привить любовь к вокальному искусству и научит - правильно исполнять вокальные произведения.
Задачи:
на основе изучения детских песен, вокальных произведений, русского романса, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре;
воспитывать и прививать любовь к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций;
научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важнейшую часть каждого человека;
оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений;
обучить основам сценической культуры, работе в коллективе;
развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса;
сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является ансамблевое и сольное пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
     
 Программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка» предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов –классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов – песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
           Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий, допускается возможность изменения репертуара, замена одних произведений другими).
           Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках внеурочной деятельности. Имеет место варьирование.

  Содержание изучаемого курса.
 Программа имеет двухуровневую, иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод «шаг за шагом).
                   Первая ступень обучения – младшая группа (2-3класс).
 Раскрывается певческий голос ребенка. Пение детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, народных песен и прибауток. Появляется навык вокально–хоровой деятельности. Появляются первые навыки выразительного пения. Развивается умение правильно распределять дыхание в пение. Формируются первые навыки культуры поведения на сцене.
                   Вторая ступень обучения – средняя группа (4 класс).
 Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни с усложненным ритмом и метром. Предполагается двухголосие, пунктирный ритм. Повышается исполнительское мастерство. Формируется умение цепного дыхания.
                                                 Методы и формы.
 В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
 Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов студии осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимания стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
 Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно – педагогический метод, определяющий качественно – результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляется во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально – сценической театрализации. В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
 Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
 Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Требование времени – умения держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
 
Методическое обеспечение программы внеурочной детельности
1.Метод - распевание. Ряд упражнений и методов для подготовки голосового аппарата. Под аккомпанемент  фортепиано и а капелла.
2.Метод - работа над текущим репертуаром. Здесь надо переключать внимание детей на разные по характеру произведения, активизируя их восприятие, это улучшает результаты творческой деятельности.
3.Метод проверки индивидуального звучания голосов в процессе общей работы. Используется магнитофон и микрофон на длинном шнуре. В ходе совместного пения отдельные участники в течение 10-15 секунд поют в микрофон, предварительно назвав себя. Далее микрофон передается соседу и он, также назвав имя, поет в микрофон. Получается возможность индивидуальной проверки. Все учащиеся с интересом прослушивают запись, открывая для себя собственные исполнительские достоинства и негативные стороны.
4.Метод называемый «разрядка» - это просмотр видео записей, прослушивание аудио записей, музыкальная викторина и даже небольшая разминка – «дискотека».
5.Сотрудничество с родителями учащихся и их помощь. Концерты, проводимые для родителей.
6.Участие участников кружка в школьных и районных мероприятиях.

Планируемые результаты.
Первая ступень обучения (2-3 класс):
-наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение ансамблем, хором, участие в импровизациях, участие в музыкально – драматических постановках);
- использование голосового аппарата;
-проявление навыков вокально – хоровой деятельности ( вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
-умение двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
-стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

Вторая ступень обучения (4 класс):
-наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально – творческое самовыражение (пение в ансамбле и хоре, участие в импровизациях, активность в музыкально – драматических постановках);
-увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
-проявление навыков вокально - хоровой деятельности;
-умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
-усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
-участие в концертах, мероприятиях, умение чувствовать исполняемое произведение, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
 - развитие сольной деятельности: наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально – творческому самовыражению (пение сольно и ансамблем); умение услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство; умение самостоятельно и осознано высказать собственные предпочтения произведениям различных стилей и жанров.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

В результате обучения пению ребенок должен
знать и понимать:
-строение артикуляционного аппарата;
-особенности и возможности певческого голоса;
-гигиену певческого голоса;
-понимания по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
-понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание).

Уметь:
-правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плечи;
-петь короткие фразы на одном дыхании;
-петь короткие фразы на одном дыхании;
-передавать правильный ритм муз.произведения на шумовых инструментах;
-к концу года петь выразительно, осмысленно, в спокойном и подвижном темпе.
































Тематическое планирование
2 класс - 1 час.

 №  п/п
Дата
Название тем, разделов
Количество часов




всего
теория
практика

1-2

Пение учебно –тренировочного материала.

2
1
1

3

Индивидуальные занятия.

1

1

4

Разбор песни М.А. Пинегина «Скворушка прощается»
(сл. М.Ивенсон, муз.Т.Попатенко).
1

1

5


Работа над дикцией в песне «Скворушка прощается». Исполнение попевок «Осень», «Дождик».
1
1


6-7

Работа над песней «Пестрая песенка» (сл.З.Петровой, муз.И.Якушенко)
с солистами. Разбор песни «Золотая песенка» (сл.З.Петровой, муз.И.Якушенко).
2
1
1

8

Работа над песней «Пестрая песенка». Работа над мелодическими скачками в песне «Золотая песенка».
1

1

9-10

Работа над словами и интонацией в  изучаемых песнях.
2
1
1

11-12

Работа над выразительным пением в изучаемых песнях.
2
1
1

13

Разбор песни «Азбука» (сл.З.Петровой, муз.А.Островского).
1

1

14

Разбор песни «Алфавит» ( сл.И.Резника, муз. Р.Паульса).
1

1

15

Работа над мелодической линией в песнях «Азбука», «Алфавит».
1

1

16

Работа над словами в песнях«Азбука», «Алфавит».
1

1

17-18

Работа над хроматизмами в песне «Алфавит». Разбор песни «Песня о школе» (сл.В.Викторова, муз.Д.Кабалевского).
2
1
1

19

Работа над художественным образом, ритмом и мелодией в изучаемых песнях
1

1

20-21

Пение упражнений  на интонирование «Домисолька», «Семь подружек».
2

2

22

Индивидуальные занятия.
1

1

23

Разбор песни «Нотная тетрадь» (сл.М.Садовского, муз.З.Компанеец).
1

1

24-25

Работа над словом и мелодической линией в песне «Нотная тетрадь».
2
1
1

26

Работа над звуковедением и звукообразованием в песне «Нотная тетрадь».
1

1

27

Разбор песни «Колыбельная Волховы» (муз.Н.Римского-Корсакова).
1

1

28

Работа над песней. «Колыбельная Волховы».
1

1

29

Разбор песни «Здравствуй, детство» (сл.М.Яснова, муз.И.Космачева).
1

1

30

Работа над мелодией и словом в песне «Здравствуй, детство».
1

1

31

Разбор песни «Доброе утро» (сл.Солодаря, муз.Д.Кабалевского).
1

1

32

Работа с песней «Доброе утро» с фонограммой.

1

1

33

Итоговое занятие. Повторение всего репертуара.

1

1



Итого

33
7
26


 













































Тематическое планирование
3 класс

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

В результате обучения пению ребенок должен
знать и понимать:
-понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание).
-основы музыкальной грамоты;
-познакомится с народным творчеством, вокальной музыкой русских и зарубежных композиторов;
Уметь:
-правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плечи;
-на звуках первой октавы правильно показывать красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно проговаривая слова;
-к концу года петь выразительно, осмысленно, в спокойном и подвижном темпе;
-уметь исполнять вокальное произведение с шумовыми инструментами;
-показывать результат элементов двухголосия.

 
№  п/п
Дата
Название тем, разделов
Количество часов




всего
теория
практика

1

Пение учебно –тренировочного материала.

1

1

2

Индивидуальные занятия.

1

1

3

Разбор песни М.А. Пинегина «Моя Россия»
(сл. Н.Соловьевой,
муз.Г.Струве).
1

1

4


Работа над дикцией в песне «Моя Россия». Исполнение попевок «Осень, в гости просим», «Дождик припусти».
1
1


5

Работа над песней «Здравствуй, Родина моя» (сл.К.Ибряева, муз.Ю.Чичкова)
с солистами. Разбор песни «Патриотическая песня» (сл.А.Машистова, муз.М.Глинки).
1

1

6

Работа над песней «Здравствуй, Родина моя». Работа над мелодическими скачками в песне «Патриотическая песня».
1

1

7

Работа над словами и интонацией в  изучаемых песнях.
1

1

8

Работа над выразительным пением в изучаемых песнях.
1

1

9

Разбор песни «Колыбельная медведицы» (сл.Ю.Яковлева, муз.Е.Крылатова).
1

1

10

Разбор песни «Сонная песенка» ( сл.И.Ласманиса, муз. Р.Паульса).
1

1

11

Работа над мелодической линией в песнях «Колыбельная медведицы», «Сонная песенка».
1

1

12

Работа над словами в песнях «Колыбельная медведицы», «Сонная песенка».

1
1


13-14

Разбор песни «Рождественская песенка» (сл.и муз.П.Синявского).
2
1
1

15

Работа над художественным образом, ритмом и мелодией в изучаемых песнях
1

1

16

Пение упражнений  на интонирование «Лесенка», «Звуки музыки». Разбор песни «Бояре, а мы к вам пришли» (рус.нар.песня).
1

1

17

Работа над художественным образом в песне «Бояре, а мы к вам пришли».
1
1


18

Работа над звуковедением в песне по подгруппам «Бояре, а мы к вам пришли».
1

1

19

Работа над выученным репертуаром.

1

1

20

Индивидуальные занятия.

1

1

21

Разбор песни «Реченька» (сл.Е.Красева, муз.А.Абрамова).
1

1

21

Работа над словом и мелодической линией в песне «Реченька».
1

1

23-24

Работа над звуковедением и звукообразованием в песне «Реченька».
2
1
1

25

Разбор песни «Песня - спор» (сл.В.Луговского, муз.Г.Гладкова).
1

1

26

Работа над песней. «Песня-спор».
1

1

27

Разбор песни «Весенняя»(сл.Т.Сикорской, муз. В.Моцарта).
1

1

28

Работа над характером исполнения песни «Весенняя».
1

1

29

Разбор песни «Сказки гуляют по свету» (сл.М.Пляцковского, муз.Е.Птичкина).
1

1

30-31

Работа над мелодией и словом в песне «Сказки гуляют по свету».
2
1
1

32

Разбор песни «Большой хоровод» (сл.Л.Жигалкиной и А.Хайта, муз.Б.Савельева).
1


1

33

Работа над выразительным пением в песне «Большой хоровод».
1

1

34

Повтор всего репертуара.

1

1

 

Итого

34
6
28














Тематическое планирование
4 класс

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

В результате обучения пению ребенок должен
знать и понимать:
-соблюдать певческую установку;
- понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
-жанры вокальной музыки.
Уметь:
-правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плечи;
-точно повторять заданный звук;
 -в подвижных песнях делать быстрый вдох;
-правильно показывать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
-петь чисто слаженно в унисон;
-петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
-давать критическую оценку своему исполнению;
-к концу года показать результат исполнения двухголосия без музыкального сопровождения;
-уметь исполнять вокальное произведение с шумовыми инструментами;
-принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.  
                         
№  п/п
Дата
Название тем, разделов
Количество часов




всего
теория
практика

1

Пение учебно –тренировочного материала. Повторение песенного репертуара.
1

1

2

Индивидуальные занятия.

1

1

3

Разбор песни М.А. Пинегина «Домовой» (сл. А.Усачева).
1

1

4

Работа над дикцией в песне «Домовой». Исполнение попевок.
1
1


5

Работа над песней «Домовой» с солистами. Разбор песни «Добрый наш учитель»
1

1

6

Работа над песней «Домовой».Работа над мелодическими скачками в песне «Добрый наш учитель».
1

1

7

Работа над словами в песне «Добрый наш учитель».

1
1


8

Работа над выразительным пением в песне «Добрый наш учитель».
1

1

9

Работа с песнями «Домовой», «Добрый наш учитель».
1

1

10

Разбор песни Я.Дубравина «Незнайка»(сл.В.Суслова)
1

1

11

Работа над мелодической линией в песне «Незнайка».
1

1

12

Работа над словами в «Незнайке».

1
1


13-14

Работа над хроматизмами в песне «Незнайка». Разбор песни «Баба Яга» М.Славкина (сл. Е.Каргановой).
2
1
1

15-16

Работа над художественным образом в песне «Незнайка» и над ритмом и мелодией в песне «Баба Яга».
2

2

17

Пение упражнений  на интонирование. Работа над песней «Незнайка» и над словом в песне «Баба Яга».
1



18

Работа над песней «БабаЯга».

1

1

19

Работа над выученным репертуаром.

1

1

20

Индивидуальные занятия.

1

1

21

Разбор песни Г.Падольского «Песенка о смешной обезьянке»
1

1

22

Работа над словом и мелодической линией в песне «Песенка о смешной обезьянке».
1

1

23

Работа над звуковедением и звукообразованием в песне «Песенка о смешной обезьянке».
1

1

24

Работа над образом в песне «Песенка о смешной обезьянке».
1

1

25

Разбор песни «В каждом маленьком ребенке».

1

1

26-27

Работа над песней «В каждом маленьком ребенке».

2
1
1

28

Работа над звуковедением в песнях «Вкаждом маленьком ребенке» и «Песенка о смешной обезьянке».
1

1

29

Работа над характером исполнения песни «В каждом маленьком ребенке».Разбор песни С.Соснина «Снежный карнавал» (сл. П.Синявского).
1

1

30

Работа над мелодией и словом в песне «Снежный карнавал».
1

1

31

Работа над звуковедением в песне «Снежный карнавал».
1

1

32

Работа над выразительным пением в песне «Снежный карнавал».
1

1

33-34

Повтор всего репертуара.

2

2



Итого

34
5
29















4 класс                                              
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
4-й год обучения.
В результате обучения пению ребенок должен
знать и понимать:
-основные типы голосов;
-жанры вокальной музыки;
-типы дыхания;
-поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
-реабилитация при простудных заболеваниях;
-образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество.
Уметь:
-петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
-петь на одном дыхании более  длинные музыкальные фразы;
-петь несложные двухголосные каноны;
-импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты и др.;
-уметь исполнять вокальное произведение с шумовыми инструментами;
-исполнять образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество.
№ п/п
Название разделов, тем.
Количество часов



всего
теория
практика

1
Пение учебно –тренировочного материала. Повторение выученного песенного репертуара.
1

1

2
Знакомство с песней «Волшебная страна».
1

1

3
Работа над песней «Волшебная страна», разбор мелодии слов.
1

1

4
Работа над звуковедением, скачками в песне «Волшебная страна».
1

1

5
Работа над хроматизмами в песне «Волшебная страна».Упражнения на развитие музыкального слуха. Знакомство с песней «Бюро находок».
1

1

6
Индивидуальные занятия. Упражнения
а капелла.
1

1

7
Работа над мелодией и словом в песне «Бюро находок».Канон.
1

1

8
Работа над мелодией и словом в песне»Бюро находок». Разбор песни «Новый год».
1

1

9
Разучивание песни «Новый год».
1

1

10
Работа над позицией пения в песне «Новый год».
1

1

11
Пение вокальных упражнений на развитие мягкой атаки, легкого дыхания. Пение выученного песенного репертуара.
1

1

12
Знакомство с песней «Про сластену короля».
1

1

13
Работа над мелодией и дикцией в песне «Про сластену короля».
1

1

14
Знакомство с песней  «Книголюбы».
1

1

15
Работа над дикцией и выразительным пением в песне «Книголюбы».
1

1

16
Работа над песней «Книголюбы». Знакомство с песней «Шарики».
1

1

17
Работа над формой и выразительным пением в песне «Шарики».
1

1

18
Знакомство с песней «Волшебный мост».
1

1

19
Работа над худ. Образом в песне «Шарики», работа над двухголосием. Работа над мелодической линией в песне «Волшебный мост».
2
1
1

20
Работа над звуковедением и дикцией в песне «Волшебный мост».
1

1

21
Знакомство с песней «Раз, два – радуга».
1

1

22
Работа над мелодией  и словом в песне «Раз, два – радуга».
1

1

23
Упражнения на развитие точной интонации. Работа над звуковедением и артикуляцией в песне «Раз, два –радуга».
2
1
1

24
Знакомство с песней «Песенка о смешном человечке».
1

1

25
Разбор мелодии и текста песни «Песенка о смешном человечке».
1

1

26
Работа над штрихами и паузами в песне «Песенка о смешном человечке».
1

1

28
Работа над вокальным ансамблем в песне «Песенка о смешном человечке».
1

1

29
Знакомство с песней «Здравствуй, лето».
2

1

30
Работа над звуковедением и точной интонацией в песне «Здравствуй, лето».
1

1

31
Работа над выразительным пением в песне «Здравствуй, лето», работа с фонограммой.
1

1

32
Повторение выученного песенного репертуара.
1

1


Итого
34
2
32

 
 Содержание изучаемого курса.
 Программа имеет двухуровневую, иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод «шаг за шагом).
                   Первая ступень обучения – младшая группа (1-3классы).
 Раскрывается певческий голос ребенка. Пение детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, народных песен и прибауток. Появляется навык вокально–хоровой деятельности. Появляются первые навыки выразительного пения. Развивается умение правильно распределять дыхание в пение. Формируются первые навыки культуры поведения на сцене.
                   Вторая ступень обучения – средняя группа (4 классы).
 Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни с усложненным ритмом и метром. Предполагается двухголосие, пунктирный ритм. Повышается исполнительское мастерство. Формируется умение цепного дыхания.
                                                 Методы и формы.
 В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
 Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов студии осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимания стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
 Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно – педагогический метод, определяющий качественно – результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляется во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально – сценической театрализации. В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
 Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
 Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Требование времени – умения держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
 Методическое обеспечение программы внеурочной детельности
1.Метод - распевание. Ряд упражнений и методов для подготовки голосового аппарата. Под аккомпанемент  фортепиано и а капелла.
2.Метод - работа над текущим репертуаром. Здесь надо переключать внимание детей на разные по характеру произведения, активизируя их восприятие, это улучшает результаты творческой деятельности.
3.Метод проверки индивидуального звучания голосов в процессе общей работы. Используется магнитофон и микрофон на длинном шнуре. В ходе совместного пения отдельные участники в течение 10-15 секунд поют в микрофон, предварительно назвав себя. Далее микрофон передается соседу и он, также назвав имя, поет в микрофон. Получается возможность индивидуальной проверки. Все учащиеся с интересом прослушивают запись, открывая для себя собственные исполнительские достоинства и негативные стороны.
4.Метод называемый «разрядка» - это просмотр видео записей, прослушивание аудио записей, музыкальная викторина и даже небольшая разминка – «дискотека».
5.Сотрудничество с родителями учащихся и их помощь. Концерты, проводимые для родителей.
6.Участие участников кружка в школьных и районных мероприятиях.
7.Учащиеся 4 классов участвуют в составлении музыкальных кроссвордов, а учащиеся 1-3 классов  участвуют в конкурсе рисунков «Я рисую музыку».
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Технические средства: музыкальный центр; компьютер, проектор; телевизор, DVD- плеер.
Комплект дисков с классической, детской, популярной музыкой.
Обучающие и демонстрационные диски.
Литература
Закон РФ об образование. Москва 2009 г.
Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых.       
Сборник методических статей «Хоровое пение в художественной  самодеятельности»- М.,2010г.
«Программы для внеклассной и внешкольной работы» редактор О.А.Апраксина. -М .:Просвещение»,2011г.
«Настольная книга школьного учителя –музыканта». –М.    «Владос»,2010г.
«Как Рыжик научился петь» А.Абелян – М. «Композитор».2009г.
«Методика музыкального воспитания в школе» Л.Г.Дмитриева – М. «Академия».2009г.
«Развитие голоса» В.В.Емельянов «Лань» 2009г.
«Мир вокального искусства» 1-4 классы Г.А. Суязова «Учитель»   2010г.
Музыкально-эстетическое воспитание: пособие для учителя «Просвещение» 2009г.
«Песенные узоры». Русские народные песни, игры для детей школьного возраста/ Сост. Н.Сорокина «Музыка» 2009г.
 
Список литературы, рекомендуемой для родителей:
 «Мир вокального искусства» 1-4 классы Г.А. Суязова «Учитель» 2010г.
«Мой первый учебник по музыке и творчеству» Е.И.Юдина М.«Аквариум»
«Музыкальное воспитание детей» Н.Н.Доломанова М. «Сфера» 2009г.











ђ Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415