Методическая разработка урока по теме:«Правильная посадка за руль автомобиля. Приемы действия органами управления, приборами сигнализации и КИП».


Методическая разработка урока производственного обучения
по устройству и эксплуатации автомобиля
Урок производственного обучения по профессии «Автокрановщик»
Раздел: Практическое обучение вождению.
Курс: второй.
1. Тема: «Правильная посадка за руль автомобиля. Приемы действия органами управления, приборами сигнализации и КИП».
2. Цели урока:
а) Обучающая – научить учащегося правильной посадке за руль, приемам управления автомобилем, контролю за приборами сигнализации и КИП.б) Развивающая – сформировать профессиональные навыки, развивать умения анализировать.в) Воспитывающая – воспитывать профессиональные качества будущего водителя культуру труда.
3. Материально-технические и дидактические средства обучения: автомобиль ЗиЛ-130, ноутбук, план урока, указка, журнал инструктажа по технике безопасности, журнал производственного обучения, инструктивная карта, индивидуальная книжка вождения.
4. Форма проведения занятий: рассказ, беседа, показ приемов выполнения задания, практическое выполнение заданий.
5. Межпредметные связи:- физика (мощность, сила тока, масса, скорость, температура кипения);- химия (дизельное топливо, электролит, кислота, каучук);- техническое обслуживание и ремонт (ежедневное техническое обслуживание);- устройство автомобиля (механизмы, агрегаты);
- основы управления и безопасность движения (посадка в автомобиль, положения рук и ног);
- правила дорожного движения;
Ход урока:
1. Организационная часть урок - 3 мин.а) явка учащегося на урок, наличие индивидуальной книжки вождения;
б) проверка готовности к занятию (внешний вид, самочувствие, наличие соответствующей обуви для вождения автомобиля)
в) уточнение выполнения домашнего задания (узнать у учащегося имел ли он какое-нибудь отношение к автомобилю, имеет ли удостоверение водителя автомобиля категории «В», навыки вождения, знает ли, что входит в комплект инструментов ключей и принадлежностей для автомобиля (по слайду презентации).
2. Вводный инструктаж - 15 мин.
Характеристика автомобиля. - Автомобиль марки ЗиЛ-130, выпускается в городе Москва – Завод имени Лихачева. Автомобиль предназначен для перевозки народнохозяйственных и строительных грузов.
Техническая характеристика.
Смотрим руководство по эксплуатации автомобиля.
Показать размещение двигателя (двигатель марки ЗиЛ-130: мощность – 150 лошадиных сил). Показать, где расположены: двигатель, коробка передач, карданная передача, главная передача, ведущие и направляющие колеса.
Показать размещение номерных знаков, топливного бака емкостью 150 литров. Также показать расположение запасного колеса, огнетушителя, медицинской аптечки. Левую и правую сторону определяют по ходу движения автомобиля вперед.
Правильная посадка за рулем:
- посадка на рабочее место начинается с подхода учащегося к стоящему
автомобилю;
- подходить следует спереди, навстречу потоку транспорта, что позволяет увидеть и оценить обстановку на дороге, при необходимости пропустить движущиеся транспортные средства, подойти к автомобилю и открыть дверь;
- после посадки сразу закрыть дверь;
- отрегулировать зеркала заднего вида;
- перед выходом из автомобиля с помощью зеркал заднего вида оценить обстановку на проезжей части, при необходимости пропустить движущиеся транспортные средства и только при отсутствии помех открыть дверь и выйти;
- правильность посадки на рабочее место обеспечивается перемещением сидения (есть два положения);
- установить спинку сиденья в положение, при котором она плотно прилегает к почти вертикально расположенной спине и при этом не требуется изменять положение корпуса;
- правильное положение водителя на рабочем месте определяется точками опоры спины, поясницы и ног, направление взгляда четко видеть дорогу перед собой;
Органы управления.
К органам управления относятся: рулевое колесо, педали сцепления, тормоза, подачи топлива, рычаг коробки передач, рычаг указателя поворота, рычаг стеклоомывателя, стеклоочистителя и звукового сигнала, контрольно-измерительные приборы.
Рулевое колесо.
Нахождение рук на рулевом колесе: левая рука должна держать рулевое колесо между 9 и 10 часами указателя циферблата, а правая рука между 2 и 3 часами "без пятнадцати три" или "без десяти два".
Существует три способа руления:
- выравнивающее - для удержания автомобиля в прямолинейном направлении и при необходимости принять влево или вправо для смены полосы движения или съезда на обочину дороги, поворот рулевого колеса в сторону не превышает 70 градусов и осуществляется без перехвата рук;
- силовое - его применение ограничено невысокой скоростью вращения рулевого колеса (одна рука скользит, а другая вращает);
- скоростное - для быстрого изменения траектории движения автомобиля (руки скрещиваются).
Объяснить и показать правила пользования рычагом стояночного тормоза.
При включении рычаг надо потянуть к себе. Рычаг привода должен перемещаться на 15-20 зубьев (контролируется по щелчкам).
При выключении рычаг надо потянуть к себе, нажать кнопку фиксатора и отпустить вниз.
Педали включения сцепления, тормоза,подачи топлива (дроссельных заслонок).
Педаль включения сцепления нажимать левой ногой, а педаль управления тормозами подачи топлива только правой ногой по ходу часовой стрелки.
Часто учащиеся педаль управления тормозами нажимают левой ногой – это НЕДОПУСТИМО.
Свободный ход педали должно быть в пределах сцепления 25-40 мм, тормоза 8-14 мм, зазор между педалью и полом кабины должен быть не менее 25 мм.
Стопа ноги делится условно на три части:
- 1 (передняя): используется для нажатия на педали подачи топлива;
- 2 (средняя): используется для нажатия на педали сцепления и тормоза;
- 3 (пятка) служит опорой для ног.
Рычаг коробки передач.
Рычаг коробки передач: пять передач вперед и одна назад. Рычаг коробки передач нужно включать, не применяя большое усилие.
Приборы сигнализации.
-включатель и переключатель света фар, напряжение 12В, имеет три положения (показать работу);
-включатель аварийной остановки;
- рычаг указателя поворота: включать надо заблаговременно до начала маневра, а выключать - после выполнения поворота, обгона и др.;
- рычаг включения стеклоочистителя и стеклоомывателя со звуковым сигналом (Показать работу стеклоочистителя, стеклоомывателя и звукового сигнала);
- выключатели скорости вентиляторов отопителя кабины;
- замок зажигания имеет четыре положения (Показать работу);
Указатели.
- амперметр (указывает силу тока);
- указатель давления в системе смазки, измерения в системе СИ – кг\см2. (Ребята часто ошибаются, говоря, что прибор показывает наличие масла в картере)
- спидометр (скорость движения и пробег автомобиля). Скорость – это расстояние, пройденное за определённый промежуток времени;
-указатель наличия топлива в баке;
-прибор (указатель), указывающий температуру охлаждающей жидкости, измеряется в градусах. Заливаем воду (также можно использовать «ТОСОЛ» или «АНТИФРИЗ»).
Регулировка зеркала заднего вида.
Сначала необходимо показать место установки зеркал. Затем объяснить, что их использование позволяет водителю быть в курсе дорожной обстановки, происходящей сзади и по обе стороны автомобиля и своевременно принимать меры в сложившейся ситуации, исходя из требований безопасности. Хороший обзор дороги позади автомобиля обеспечивается правильной регулировкой положения зеркал. При регулировке правого зеркала должен быть виден правый край заднего колеса, при регулировке левого – аналогично.
Уточнение восприятия учащимся алгоритма выполнения задания, опросить о приборах сигнализации.
Инструктаж по правилам техники безопасности при выполнении задания.
Подошву обуви протереть, не прыгать с кабины, обходить автомобиль по ходу часовой стрелки. Берётся подпись учащегося о технике безопасности в журнале производственного обучения.
Практическое выполнение задания учащегося проводится под контролем мастера производственного обучения, выдаётся инструкционно – технологическая карта.
3. Текущий инструктаж и самостоятельная работа учащегося – 20 мин.
Самостоятельная работа учащегося по выполнению задания под контролем мастера:
- проведение ЕТО по инструкционной карте;
-изучение органов управления и измерительных приборов; -регулировка сиденья и спинки, зеркал заднего вида. Практическая обработка задания;
-разбор допущенных ошибок, дать дополнительный инструктаж, показать правильную регулировку зеркал заднего вида и технику руления;
-показ учащимся правильной техники нажатия на педаль сцепления, тормоза.
Продолжать работать до полного и правильного выполнения задания и всех его элементов. При повторении одних и тех же ошибок повторить текущий инструктаж.
Окончание работы учащегося.
Послесменное техническое обслуживание;
Очистить кабину от пыли и грязи. Принять инструменты и все отложить на отведенное место.
4. Заключительный инструктаж – 5 мин.
Анализ работы учащегося по выполнению задания (урока).
Выявить допущенные ошибки, поправить, объяснить причины их возникновения.
Отметить лучшие стороны, тактично указать на допущенные ошибки. Опросить, как он запомнил контрольные приборы и их физические параметры.
Объявить оценки, выставить в журнал производственного обучения и в книжку индивидуального вождения.
5.Домашнее задание:
- заправочные ёмкости автомобиля КамАЗ.