Проектная работа ученицы 7 класса Малышевой Жанны. Руководитель Андреева С. Р.


Министерство образования Республики Саха (Якутия)
XIX районная конференция молодых исследователей
«Шаг в будущее – 2016»
Аналогия образов мифологических персонажей и сюжетных отрезков поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» и якутским героическим эпосом Олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» воссозданном на основе народных сказаний П.А. ОйунскимМалышева Жанна Афанасьевна
Россия, Республика Саха (Якутия), Олекминский район
Село Нерюктяйинск 2-й,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«2-Нерюктяйинская средняя общеобразовательная школа им. Н.М. Корнилова»
7 «б» класс
Научный руководитель
Андреева Сардана Револиевна,
Учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«2-Нерюктяйинская средняя общеобразовательная школа им. Н.М. Корнилова»
Олекминск 2016
Аналогия образов мифологических персонажей и сюжетных отрезков поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» и якутским героическим эпосом Олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» воссозданном на основе народных сказаний П.А. ОйунскимМалышева Жанна Афанасьевна
Россия, Республика Саха (Якутия), Олекминский район
Село Нерюктяйинск 2-й,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«2-Нерюктяйинская средняя общеобразовательная школа им. Н.М. Корнилова»
7 «б» класс
Аннотация
В этом году мы продолжили исследование по поэме Пушкина, которую решили сопоставить с якутским олонхо. Тема нашего проекта - Аналогия образов мифологических персонажей и сюжетных отрезков поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» и якутским героическим эпосом олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» воссозданном на основе народных сказаний П.А. Ойунским.
Почему мы решили сопоставить с поэмой Пушкина именно олонхо? Потому что героический эпос олонхо признан ЮНЕСКО шедевром всего человечества (2005) и мы подумали, что его можно сравнить с произведением великого русского писателя.
Гипотеза, если в мифологии разных народов существует некая общность, то некоторая аналогия между мифологическими персонажами и сюжетными линиями поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» и олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» возможна.
Цель исследования – выявить аналогию сюжетных отрезков и образов мифологических персонажей поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» и героического олонхо «Нюргун Ботур Стремительный».Актуальность: умение анализировать и сопоставлять произведения художественной литературы необходимо для написания сочинений и комплексного анализа текста, а также для общего кругозора.
Задачи:
- провести опрос среди учащихся по теме исследования;
- изучить и сравнить тексты поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» и олонхо «Нюргун Ботур Стремительный»;
- выявить сходство персонажей и частей сюжета произведений (отмечать аналогии по ходу чтения произведений в блокноте);
- обобщить и систематизировать полученные данные.
Методы:
- анкетирование;
- анализ произведений по сюжетным отрезкам и системе образов;
- синтез материала для отображения в табличном варианте.

Тема исследовательской работы: Аналогия образов мифологических персонажей и сюжетных отрезков поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» и якутским героическим эпосом Олонхо Нюргун Боотур Стремительный» воссозданном на основе народных сказаний П.А. Ойунским.
Введение
Моим любимым произведением является поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», потому что мне нравятся герои поэмы и захватывающий сюжет произведения. Когда я училась в 5 классе, у меня возник вопрос: почему русалка в прологе поэмы сидит на ветвях? И мы решили провести исследовательскую работу «Образ русалки из пролога поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» или Почему русалка на ветвях сидит?»
В этом году мы продолжили исследование по поэме Пушкина, которую решили сопоставить с якутским олонхо. Тема нашего проекта - Аналогия образов мифологических персонажей и сюжетных отрезков поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» и якутским героическим эпосом олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» воссозданном на основе народных сказаний П.А. Ойунским.
Почему мы решили сопоставить с поэмой Пушкина именно олонхо? Потому что героический эпос олонхо признан ЮНЕСКО шедевром всего человечества (2005) и мы подумали, что его можно сравнить с произведением великого русского писателя.
Гипотеза, если в мифологии разных народов существует некая общность, то некоторая аналогия между мифологическими персонажами и сюжетными линиями поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» и олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» возможна.
Цель исследования – выявить аналогию сюжетных отрезков и образов мифологических персонажей поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» и героического олонхо «Нюргун Ботур Стремительный».Актуальность: умение анализировать и сопоставлять произведения художественной литературы необходимо для написания сочинений и комплексного анализа текста, а также для общего кругозора.
Задачи:
- провести опрос среди учащихся по теме исследования;
- изучить и сравнить тексты поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» и олонхо «Нюргун Ботур Стремительный»;
- выявить сходство персонажей и частей сюжета произведений (отмечать аналогии по ходу чтения произведений в блокноте);
- обобщить и систематизировать полученные данные.
Методы:
- анкетирование;
- анализ произведений по сюжетным отрезкам и системе образов;
- синтез материала для отображения в табличном варианте.
Глава 1. Фольклорные и мифологические мотивы в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»
Изучая творческое наследие А. С. Пушкина, легко заметить, что великий русский поэт в своих произведениях нередко обращался к мотивам, темам и образам, позаимствованным из мифов, легенд и сказаний европейских народов. Конечно, фольклорная традиция русского народа наложила наиболее сильный отпечаток на творчество Пушкина и наиболее ярко проявилась в сказках и поэме «Руслан и Людмила».
Однако в произведениях Пушкина можно отыскать мотивы, заимствованные из фольклора других народов. В качестве примера можно назвать поэтический цикл «Песни западных славян». Кроме того, в произведениях Пушкина встречаются мотивы греческих, римских, скандинавских и арабских преданий и мифов, а также средневековых легенд Европы.
Нетрудно догадаться, что интерес к русским сказкам и преданиям был связан с влиянием няни поэта, простой русской крестьянки Арины Родионовны, которой Пушкин посвятил проникновенные стихи, полные теплоты и нежности. Что же касается мотивов и образов, позаимствованных из мифологии и фольклора других народов, то и они, разумеется, появились в произведениях Пушкина не случайно. Во-первых, великий русский поэт был экспериментатором, которому всегда интересен поиск разнообразных форм воплощения своего таланта — жанров, тем, образов. Во-вторых, образы и мотивы мифов, сказок, народных песен, нередко повторяющиеся у многих народов мира, несут в себе глубокий смысл. Кроме того, они универсальны, и потому на определенном уровне понятны всем. В качестве примера подобных универсальных образов можно назвать волшебника Финна и колдунью Наину из поэмы «Руслан и Людмила», в которых воплотились представления о добром и злом чародее. Также понятия Добра и Зла воплощены и в образах князя Руслана и волшебника Черномора, противопоставление которых имеет и другую ипостась: молодой влюбленный — сластолюбивый старик.
Поэма «Руслан и Людмила» — это, по сути, сплав фольклорных и мифологических мотивов, почерпнутых не только из русской народной традиции, хотя она, конечно, является доминирующей. Начальные строфы песни первой, предваряющие повествование, заключают в себе перечисление некоторых характерных образов и сюжетов народной поэзии. Интересно отметить, что в начале произведения Пушкин использовал часть традиционного присловья, которым нередко заканчиваются народные сказки: «И я там был, и мед я пил».
Дух русских былин явственно ощущается в поэме: тут и легендарный Владимир-Солнце, который давно стал мифологическим образом, почти полностью утратившим реальные черты исторического Владимира, крестившего Русь, и не менее легендарный певец Баян, упоминание о котором можно найти, к примеру в «Слове о полку Игореве». Мотив путешествия, в которое отправляются четыре витязя, чтобы отыскать пропавшую княжескую дочь, широко распространен в легендах и сказках народов мира. Также типична и награда, которую обещает безутешный отец:
Тому я дам ее в супруги
С полцарством прадедов моих...
Как и былинный богатырь Илья Муромец приковывает Соловья-разбойника к стремени, чтобы доставить в Киев, так и Руслан везет Черномора к князю Владимиру, положив побежденного врага «в котомку за седло». Подобно Илье Муромцу, Руслан доблестно сражается с войском врагов, осадившим Киев.
Образ чудесного помощника героя можно найти во многих сказках, былинах, легендах. Есть такой помощник и у Руслана. Это волшебник Финн, мудрец, живущий в пещере. От него князь узнает, кто похитил его невесту. Он же с помощью живой и мертвой воды воскрешает Руслана, предательски убитого трусливым Фарлафом. Старец вручает князю волшебное кольцо, которое пробуждает Людмилу от зачарованного сна. Другой чудесный помощник — исполинская голова, от которой Руслан получает волшебный меч.
Образы злого колдуна Черномора и его брата-исполина, их ссора и подлое предательство Черномора, возможно, являются своеобразной интерпретацией скандинавского предания. В легендах рассказывается, что у героя Сигурда был воспитателем карлик Регин, который был сведущ во многих искусствах, в том числе в магии и кузнечном деле. У Регина был брат Фафнир. Братья поссорились при дележе сокровищ, и дело кончилось тем, что Фафнир ничего не дал брату, а сам превратился в дракона и стал стеречь золото. Регин решил отомстить брату и выковал чудо-меч, который и вручил своему воспитаннику Сигурду. Тот убил дракона Фафнира и завладел его сокровищами. Перед смертью дракон предостерег Сигурда, что Регин предаст и его. О том же говорили птицы, и Сигурд расправился и с коварным Регином. Черномор, как и Регин, тоже карлик и колдун. Меч, которому суждено погубить обоих братьев, в поэме Пушкина одновременно является и сокровищем, из-за которого происходит ссора братьев. Подобно дракону Фафниру, голова стережет это сокровище. Герой завладевает им после битвы с его хранителем.
Образ отрубленной головы, в которой чудесным образом сохраняется жизнь, вполне возможно, был взят писателем из кельтских легенд, в которых повествуется о Бране, герое исполинского роста, который, будучи смертельно ранен в бою, приказал своим воинам отделить его голову от тела и доставить на родину. Голова Брана долгие годы оставалась живой, могла говорить, есть и пить. А борода Черномора, в которой сохраняется его сила? Вспомним сказки о Кощее Бессмертном, душа которого находится в тщательно запрятанной иголке. Представление о том, что душа или сила находится в той или иной части тела или даже в предметах, существующих самостоятельно от тела, бытовали у многих народов. Особое отношение к бороде также прослеживается во многих культурах. На Руси оно держалось очень долго. Вспомним, как русские противились требованию Петра I брить бороды.
Образ спящей девушки, распространенный в сказках, встречается не только в пушкинской поэме «Руслан и Людмила», но и в другом произведении — «В сказке о мертвой царевне и о семи богатырях». Возможно, это образ — один из древнейших в мировой культуре. Как он возник? Можно предположить, что спящая девушка — это земля, скованная зимним холодом. Пробудить девушку может лишь тот, кто предназначен ей в мужья, так и земля проснется и оживет только под лучами жаркого солнца...
Еще один мотив, распространенный в сказках — это мотив лжи, присвоения славы подвига недостойным (нередко погубившим настоящего героя, как и в поэме Пушкина), а также последующего разоблачения лжеца, Фарлаф, изрубив Руслана сонным, присваивает себе заслугу спасения Людмилы. Однако он не может ее разбудить, это под силу лишь воскресшему Руслану: так торжествуют справедливость и верная, преданная любовь, а подлость и ложь разоблачены. Наконец, и заканчивается история Руслана и Людмилы традиционным для большинства сказок образом — веселым пиром.
Глава 2. Олонхо – героический эпос якутского народа
Олонхо – древнейший героический эпос якутов, своего рода былина, сказание о богатырях, отстаивающих мирную и привольную жизнь.
Исполняются олонхо сказителями-олонхосутами без музыкального сопровождения, но с разнообразной мастерской декламацией, давшей основание современному исследователю назвать олонхо "Театром одного актера".
Известны и коллективные формы исполнения, когда монологи персонажей и повествовательная часть олонхо распределяются между несколькими олонхосутами.
В олонхо описывается изначальная жизнь человека с момента первого появления его на земле.
Человек, появившись на земле, начинает организовывать жизнь на ней, преодолевая различные препятствия, стоящие на его пути. Препятствия эти создателям олонхо представляются в виде чудовищ, заполонивших прекрасную страну. Они разрушают ее и уничтожают на ней все живое. Человек должен очистить страну от этих чудовищ и создать на ней изобильную, мирную и счастливую жизнь, поэтому он должен быть необыкновенным, чудесным героем с предопределенной свыше судьбой, специально посланный, "чтоб улусы солнечные защитить, чтоб людей от гибели оградить".
Во всех олонхо первый человек – герой. Он и его племя божественного происхождения. Соответственно своему высокому назначению герой изображается не только самым сильным, по и красивым, величественным, статным. Внешний облик героя отражает его внутренне содержание. В олонхо велика роль фантастического момента как средства выражения героического.
Целостный свод олонхо, названный по центральному герою "Нюргун Боогур Стремительный", создан в начале 30-х гг. XX в. основоположником советской якутской литературы Платоном Ойунским. В этой своеобразной поэтической симфонии девять песен, более 36 тысяч стихотворных строк.
Олонхо – своеобразная энциклопедия жизни якутов за долгие века, где отражены их представления об устройстве мира, происхождении и истории человеческого общества.
Истории, составляющие основу сюжета якутского олонхо, происходят на фоне фантастического мира, который делится на три яруса: верхний (небо), средний (земля) и нижний (преисподняя).
Эпос олонхо жизнерадостен и гуманистичен, хотя рассказывает о тяжелом времени, когда постоянно приходилось ожидать нападения недругов, когда молодую женщину считалось опасным оставлять дома одну.
Опоэтизирован в олонхо труд кузнецов и строителей, сооружающих дом в 90 окоп, кующих оружие, доспехи богатырей.
Основная сюжетная линия олонхо такова.
В одной далекой стране в давние времена протекали широкие и многоводные реки. Были в ней долины с пышной растительностью, холмы и горы украшали ее. 39 племен абаасы из верхнего мира и 27 племен аджарей из нижнего мира смотрели на эту страну. 33 племени среднего мира считали, что эта страна найдет достойного хозяина-богатыря лишь по указанию верховных небожителей. Жители среднего мира как-то пожаловались божествам, что их обижают племена владыки нижнего мира Арджан Дуолая. Властитель судеб Джилге Тойон, вняв их мольбе, решил поселить в средний мир детей старика Айыы Сиэр Тойона и старухи Айыы Сиэр Хотун – Нюргун Боотура и Айтами Куо. Родители собрали детей в дорогу. Дали они Нюргуну богатырского коня, полное воинское вооружение. Старый кузнец, вооружая Нюргуна Боотура, говорит:
Так живи, чтоб за долгий век
Упрека не заслужить,
Чтоб от равных тебе
Хулы не нажить,
Чтоб людям обиды не причинить,
Чтоб все восхваляли тебя,
Чтоб не порицали тебя.
Нюргун Боотур и Айталы Куо попрощались с родными и спустились в средний мир. Дети жили беззаботно. Мальчик ходил на охоту и смотрел за скотом. Когда Нюргун достиг 17 лет, то почувствовал себя богатырем и возжаждал подвигов. Он стал вызывать на бой богатырей из Верхнего и Нижнего мира.
В олонхо показано, как мужает Нюргун Боотур, как крепнет его сила, облагораживаемая стремлением к справедливости. Особенно захватывающи олонхо, воспевающие подвиги Нюргун Боотура в борьбе с чудовищами подземного мира. Они изложены с исключительным мастерством и пользовались большой популярностью еще в прошлом веке.
Глава 3. Сопоставление мифологических персонажей и сюжетных отрезков.
Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» Олонхо Нюргун Боотур стремительный
Старец Финн
Сээркээн СэсэнВ пещере старец; ясный вид, спокойный взор, брада седая; За древней книгой он сидит, Ее внимательно читая В пещере в глубокой чаще лесной, Жил Сээркээн Сэсэн Старец-ведун. Гадателем добрым был,
Предсказателем велений судьбы был зорким оком был.
Людмила Туйаарыма Куо и Айталына Куо Людмила красавица, всех девушек прекраснее,
Так описывал певец Прекрасная с блистающим ясным лицом С девятисаженной косой ловкая и проворная была Туйаарыма Куо.
Айталына Куо красавица С волнистой черной косой. В восемь маховых саженей . Белая как горностай. О таких красавицах в старину Пели, бывало ,певцы.
Руслан Нюргун БоотурКнязь храбрый, сильный молодец. Рожденный стать великим Богатырем, не виданной силы Богатырь-исполин.
Черномор Муус-Кудулу, Эсэх Харбыыр, Бохсоголлой Боотур, Кэй-Уорук.
Чародей Черномор карлик злодей, похититель красивых девушек и Людмилы Они Абааhы похитители Туйаарыма Куо и Айталына Куо.
Баян (сказитель, певец) Олонхосут
Все смолкли, слушают Баяна:
И славит сладостный певец
Людмилу-прелесть и Руслана
И Лелем свитый им венец.
Как старый олонхосут, Ногу на Ногу положив, Начинал запев олонхо Продолжал рассказ до зари Про далекие времена, Сказитель тот был Как эмисский прославленный Тюмэппий По прозванию Чээбий.
У Лукоморья Дуб зеленый… Аал Луук Мас«Дуб зелёный» - это образ из мифа о Мировом Древе, которое связывает между собой Нижний Мир, Землю и девять небес. По мысли древних славян, Мировое Древо больше похоже на громадный раскидистый дуб, вершина которого над седьмым небом, где есть остров, и на том острове живут прародители всех зверей и птиц.
В середине мироздания находится Аал Луук Мас — Мировое Древо, корни которого уходят в Нижний мир, крона растет в Среднем мире, а ветви устремлены высоко в небо, где обитают божества Верхнего мира.
Сопоставление предметов, сюжетных отрезков произведений
Сюжетные отрезки и предметы Поэма А.С. Пушкина Олонхо Нюргун Боотур стремительный
Похищение красавицы-невесты Трепеща, хладною рукой Он вопрошает мрак немой О горе: нет подруги милой! Хватает воздух он пустой; Людмилы нет во тьме густой, Похищена безвестной силой. 1.Трехголовый змей налетел, Левую сторону дома подмял, Ударом чудовищного хвоста Восточную сторону развалил; Прекрасную Туйаарыму Куо, украл и пропал с кричащей пленницею своей, За темной гранью земли. 2. Услышал отчаянный вопль, Сестры своей Айталыыны Куо Обшарил все тридцать покоев его, Сестры нигде не нашел.
Спасение героини Но, помня тайный дар кольца, Руслан летит к Людмиле спящей, Ее спокойного лица Касается рукой дрожащей и чудо: юная княжна, Вздохнув , открыла светлы очи! Выхватил из-под его ноги, Из-под когтистой лапы его Айталыыну Куо сестричку свою Покатал ее в ладонях своих, Заклинанья произнеся превратил в комочек волосяной, И всунул в ухо коня.
Сражение героев Уже колдун под облаками; На бороде герой висит; Летят над мрачными лесами, Летят над дикими горами, Летят над бездною морской; Руслан за бороду злодея Упорной держится рукой Взял меч сраженной головы И, бороду схватив другую , Отсек ее, как горсть травы. убил он Уот Усутаакы своим длинным мечом. Он в живот адьараю всадил.
Волшебные предметы
Волшебная вода, живая и мертвая С помощью которой, Финн воскрешает умершего Руслана. И труп чудесной красотою Процвел. И бодрый, полный новых сил, Встает Руслан, на ясный день.
Нюргун Боотур своего брата обрызгал водой могучее тело его. Две три капли в рот ему влил и он воскрес и вновь жизнь его восстала.
Секретные места отрицательных персонажей Притом же, знай, к моей беде, В его чудесной бороде Таится сила роковая, И, все на свете презирая, Доколе борода цела, Изменник не страшится зла. Расстегнул он пояс железный свой, Девятислойную распахнул Кованую броню, Защиту своей Свирепой души.


Итоги анкетирования
В начале исследования нами было проведено небольшое анкетирование, в нем приняли участие 20 учащихся 5-7 классов. В анкете были предложены следующие вопросы:
Есть ли какое-либо сходство между сюжетами поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» и олонхо «Нюргун Ботур Стремительный»?
Если есть, то, какие примеры Вы можете привести?
Каких героев поэмы и олонхо можно сравнить?


Словарик
Анализ – Метод научного исследования путём рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей.
Аналогия – Сходство в каком отношении между явлениями, предметами понятиями. Провести аналогию между чем-н
Синтез –
Сопоставление – Сравнение для получения какого вывода
Сюжет – Совокупность действия, событий сюжетная линия романа.
Заключение
Результат исследования: мы сопоставили и провели аналогию между мифологическими персонажами и сюжетными отрезками поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» и олонхо «Нюргун Ботур Стремительный». Конечно, эти произведения совершенно различны, но нам все же удалось обнаружить между ними некоторое сходство, которое отразили в таблице.
В итоге работы мы пришли к выводу, что между поэмой АС. Пушкина и якутским олонхо возможна аналогия, потому что поэма «Руслан и Людмила» это, по сути, сплав фольклорных и мифологических мотивов, которые поэт использовал при написании данного произведения. А в мифологии разных народов, в свою очередь, обнаруживается множество параллелей по сюжетным схемам и системе персонажей.
Практическая значимость. Материалы данного исследования могут быть использованы при изучении мифологии.
Литература:
1. Большой толковый словарь русского языка \ Под ред. Д.Н. Ушакова. – М. : ООО «Издательство Астрель», 2004.
2. Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. – М. «Наука», 1982.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: ООО « Издательство Оникс», 2007.
Олонхо дойдута -Земля Олонхо. – Якутск: Бичик, 2006.
Пушкин А.С. Сочинения в трех томах. Государственное издательство художественной литературы. Москва, 1954.
Яутский героический эпос олонхо. Воссоздал на основе народных сказаний П.А. Ойунский. Якутское книжное издательство, 1975.