Урок математики История чисел( по страницам Занимательная математика) (3 классс)


Тема: История числа (к страницам «Занимательная математика») 3 класс
Цель:
Познавательные УУД
Сформировать понятия «арабские цифры», «индийские цифры» расширить кругозор учащихся, повторить понятия цифра и число.
Регулятивные УУД
Развивать умение определять последовательность действий.
Личностные УУД
формировать понимание необходимости своего труда (делаю для кого-то), развивать интерес к математике.
Коммуникативные УУД.
Проводить контроль и коррекцию действий.
План урока
I. Организационный момент.
II. Беседа "Как люди научились считать".
III. Способы счета и различные нумерации.
IV. Понятие цифры и числа.
V. Занимательные задания.
VI. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Беседа "Как люди научились считать".
III. Способы счета:
- пальцы;
- камушки;
- палки и т. д.
Для записи чисел сначала использовали зарубки на куске дерева или кости. Позже для больших чисел стали придумывать новые знаки.
а) Древний Египет:
б) Древний Рим: I - 1, V - 5, X - 10, L – 50. I = 3, ХII = 12, XIV = 14.
в) Славянская система: Славянские цифры, цифры древнерусского счета, в котором каждое из целых чисел от 1 до 9, а также десятки и сотни обозначались буквами славянского алфавита с надписанным над ними знаком —
г) Арабская система
д) Индийская система
IV. а) Вопросы:
Сколько существует цифр? (10)
Что мы составляем с помощью цифр? (числа)
Как называются числа, которые мы используем при счете? (натуральные)
Назовите самое маленькое число;
Можно ли назвать самое большое натуральное число?
Является ли число 0 натуральным?
б) Прочитайте числа: 12, 33, 517, 2638, 234, 1342
в) Запишите год своего рождения.
- Сколько записано чисел?
- А цифр?
г) Заполните таблицу в тетради:
Русский язык - буквы и слова
Математический язык - цифры числа
V. а) Учитель: На уроках математики мы с вами будем путешествовать по материку МАТЕМАТИКА. Но чтобы добраться до него, нужно переплыть ОКЕАН ЗНАНИЙ. Если вы умеете читать не только слова, но и цифры, числа, формулы, то вас с почетом примет королева ОБЪЕДИНЕННОГО СЧЕТНОГО КОРОЛЕВСТВА - Цифра. Это могущественная особа, ей подчиняются подданные трёх государств - Арифметики, Алгебры и Геометрии. В них мы побываем во время нашего путешествия. А теперь пора вам, ребята, узнать имя короля СЧЕТНОГО КОРОЛЕВСТВА. Для этого вы должны выполнить следующее задание. Разгадайте загадки и запишите ответы. Первые буквы правильных ответов образуют имя короля.
Загадки.
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы)
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку тонкую из уха,
Как паутину, я тяну. (Игла)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце её припечет -
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
В шубе летом,
А зимой – раздетый. (Лес)
Без окон, без дверей полна горница людей. (Огурец)
При правильном разгадывании загадок по начальным буквам можно составить слово:
Ч и с л о
б) Цифры – удивительные мастерицы. Они не только помогают нам считать, они даже умеют рисовать. Рассмотрите внимательно, из каких цифр составлены следующие рисунки.
в) Дополнительное задание (при наличии времени). Устно:
Клоун, чтобы посмешить публику, рассказал одну историю о том, как он ходил на рыбалку. В этой истории он нарочно перепутал все единицы измерения.
"Я встал пораньше, в 4 килограмма утра. Позавтракал плотно, выпил 1 километр молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него немалое, 5 градусов. Утром было прохладно, температура всего 10 часов тепла. Поэтому я шел быстро, со скоростью 6 литров. Пришел, закинул удочки. Не прошло и 20 сантиметров, как я поймал первую рыбину. Большущую – длиной 50 минут и весом 3 километра в час. Отличная получилась уха!"
Найдите все ошибки, допущенные клоуном в рассказе. Перескажите его историю, правильно расставив единицы измерения.
Взаимопроверка, проверка по образцу.
Домашнее задание:
1) Вычислить: 1+2+3+4+…+18+19+20;
2) Нарисовать рисунок, используя только цифры.
Приложение для беседы
История
Арабские цифры. Цифры 4, 5 и 6 существуют в двух вариантах, слева — арабский, справа — персидский.
Индийские цифры возникли в Индии, не позднее V века. Тогда же было открыто и формализовано понятие нуля (шунья), которое позволило перейти к позиционной записи чисел.
Арабские и индо-арабские цифры являются видоизменёнными начертаниями индийских цифр, приспособленными к арабскому письму.
Индийскую систему записи широко популяризировал учёный ал-Хорезми, автор знаменитой работы «Китаб аль-джебр ва-ль-мукабала», от названия которой произошёл термин «алгебра».
Арабские цифры стали известны европейцам в X веке. Благодаря тесным связям христианской Барселоны (Барселонское графство) и мусульманской Кордовы (Кордовский халифат), Сильвестр II (папа римский с 999 по 1003 годы) имел возможность доступа к научной информации, которой не имел никто в тогдашней Европе. В частности, он одним из первых среди европейцев познакомился с арабскими цифрами, понял удобство их употребления по сравнению с римскими цифрами и начал всячески пропагандировать их внедрение в европейскую науку
Арабские цифры
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Индо-арабские цифры
٠ ١ ٢ ٣ ٤ ٥ ٦ ٧ ٨ ٩
Персидские цифры
۰ ۱ ۲ ۳ ۴ ۵ ۶ ۷ ۸ ۹
Цифры в бенгальском письме
০ ১ ২ ৩ ৪ ৫ ৬ ৭ ৮ ৯
ЦЕЛЬ:
Познавательные УУД:
- формировать у учащихся представление об основе слова, учить находить в слове основу, выделяя окончание.
Регулятивные УУД:
- развивать умение сравнивать результат с заданным эталоном, обнаруживать отличия.
Личностные УУД:
- воспитывать интерес к изучению богатств родного языка.
Коммуникативные УУД:
- развивать умение сотрудничать, принимать решение, оценивать действие партнера.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Карточки со словами, «Чудо-дерево», кукла-бабушка, схема «Основа слова», карточки для индивидуальной работы, учебник для 3 класса.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Урок необычный сегодня у нас,
В нем сказка и тайна и диво для вас,
Сегодня мы с вами, и с бабушкой Людой (учитель показывает куклу)
Посадим предивное дерево-чудо (на доске висит плакат с изображением дерева).
«Что – чудо?» - с ухмылкою скажете вы,
Все ветки да ствол, да и крона листвы.
А чудо в нем то, что плоды вырастать,
Здесь будут, коль сможете вы отвечать
Все верно и четко, чем больше заданий,
Тем больше плодов разных вырастим с вами.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Несколько учеников работают с карточками.
КАРТОЧКА 1
Спишите слова и выделите окончание:
Дерево, листья, весна, фрукты, корзина,
ствол, компот, яблоко.
КАРТОЧКА 2
Составить предложения со словами:
лимон, лимону, лимоны.
А первый на древе плод явится в час,
Ответите, коль, на вопросы сейчас.
1. Фронтальный опрос.
- Какая часть слова называется окончанием?
- Что нужно сделать, чтобы определить окончание?
- Как называется окончание, которое не выражено звуком и на письме не обозначено буквой?
2. Работа со словами.
На доске расположены карточки со словами:
БАНАН ВЕТКА СТВОЛ ЗЕМЛЯ
ТРАВА АБРИКОС ЛИСТВА ПОЛЯ
Задача детей – объединить слова, с одинаковыми окончаниями.
- А теперь, придумайте слова с окончанием –ы-.
Вы справились с первым заданьем успешно,
И груша в ветвях поспевает неспешно (учитель вместе с бабушкой Людой прикрепляет к дереву карточку с изображением груши).
III. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
- Может ли окончание жить само по себе?
- Значит, смысл слова, его значение заключено в другой части слова.
- Сегодня мы поговорим с вами о другой части слова – главной, основной. И, называется эта часть – основа слова.
Дети хором повторяют – «основа слова».
IV. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1. Работа с предложениями.
На доске запись:
Груша – очень сладкий плод. Маша любит грушу. Груши созревают осенью.
- Какое слово встречается в каждом предложении?
- Выпишите эти слова, выделяя окончание.
- Какая часть слова все время повторяется и не изменяется?
- Эта повторяющаяся часть называется основой.
- Основа слова обозначается специальным значком. (Учитель показывает схему «Основа слова»).
2. Чтение правила на стр. 110 одним из учеников.
Повторение правила хором.
3. Работа со словами
На доске расположен ряд слов в определенном порядке, сверху над словами расположены буквы:
о с к л и у в а
ЗМЕЯ ЧЕЛОВЕК МАМА НОЖ УТЮГ МЯЧИ КОТ СЛОН
- Запишите слова с нулевым окончанием. Если вы правильно выпишите слова, то вы получите название того фрукта, который следующим вырастет на нашем дереве.
- Выделите в данных словах основу.
Все верно, синеет меж веток отливом,
Сладкая, сочная, вкусная слива.
Бабушка Люда «вешает» на дерево сливу.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Высоко все рос и рос,
Важный мощный абрикос.
Персик вширь раскинул ветки,
Тянут вниз их фрукты-детки.
А приятный виноград
Встречи с нами очень рад.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
1. Распределительный диктант. Один ученик работает у доски.
В один столбик ребята записывают слова с нулевым окончанием, в другой – с окончанием, обозначенным буквой.
Осень, весна, яблоко, песня, мечта, лень, пень, майка, хлеб.
- Выделите основу и окончание.
- Какое слово обозначает фрукт?
Вот, яблочко вызрело здесь наливное,
Румяное, спелое и золотое.
На дерево вешается следующий фрукт – яблоко.
2. Работа с правилом.
- Сегодня мы с вами все вырастим, а завтра будем собирать урожай.
- Попробуйте выделить окончание в слове – завтра.
- Да, это слово не изменяется, оно не имеет окончания.
Чтение правила.
3. Работа с учебником.
- Прочитайте задание к упражнению…
- Спишите упражнение. Составьте предложение с выделенным словом. Выделите основу слова
Задание сделали вы хорошо,
Банан вырастает на древе еще.
V. ИТОГ УРОКА.
Ну, вот, и созрели все фрукты у нас,
Работал прекрасно сегодня наш класс,
«Спасибо», вам скажет бабушка Люда,
Что ей вы взрастили дерево-чудо.
-Какие фрукты мы вырастили?
- Выделите основу во всех словах – названиях этих фруктов.
- Какая часть слова не изменяется?
- По какой части определяют значение слова?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.