Проект урока по русскому языку Типы склонений имен существительных


\s
Проект урока
Учебный предмет: Русский язык
УМК: «Школа России»
Тема урока: «Типы склонения имён существительных»
Тип урока: урок систематизации знаний
Цель:  развитие умения определять склонение имён существительных, группировать слова по типам склонения.
Задачи урока:  совершенствовать умения учащихся определять тип склонения существительных, обогатить словарный запас учащихся, развивать монологическую речь, умение выступать перед классом, развивать самостоятельность.
Формируемые УУД
Предметные:
Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Метапредметные:
Познавательные (П):
Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию; читать учебник и слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений; пользоваться для тех же целей словарями учебника.
Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач.
Коммуникативные (К):
Участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения.
Высказывать своё мнение, стремиться к пониманию других точек зрения.
Строить небольшие устные и письменные высказывания стараться выбирать средства языка с учётом конкретной речевой ситуации.
Регулятивные (Р):
Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения.
Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя, адекватно воспринимать её.
Личностные (Л):
Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи.
Элементы коммуникативного мотива изучения предмета «Русский язык», осознанного отношения к качеству своей речи.
Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.
Оборудование: В.П.Канакина Русский язык учебник для 4 класса, тетрадь рабочая, ндивидуальные карточки для учащихся, школьный орфографический словарь, толковый словарь ,предметные картинки.
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:
Дети имеют понятие о самостоятельных и служебных частях речи: им. сущ., им. прил., им. числ., мест., глаголе, союзе, частице, предлоге; о грамматических категориях: род, число ;имён существительных. Умеют решать следующие практические задачи: определять самостоятельные части речи; определять склонение имён существительных
Этапы урока и хронометраж:
№ п/п Этап урока Хронометраж
Организационный момент 1 мин.
Актуализация знаний 3 мин.
Формирование проблемы 4 мин.
Повторение пройденного12 мин.
Развитие умений 14 мин.
Рефлексия УД 4 мин.
Домашнее задание 2 мин
№ п/п
Этап урока Деятельность учителя и обучающихсяФормируемые УУД
Орг. момент
Цель: проверка готовности к уроку, эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к совершенствованию знаний и умений. - Итак, друзья, внимание -
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее -
Начнём скорей урок.
Учитель: - Я желаю вам сегодня быть мудрыми, чтобы внимательно слушать, думать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать. Повторив тему, мы должны обобщить знания, обсудить вопросы по этой теме.
Принятие социальной роли, положительное отношение к процессу обучения (Л)
Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений
Цель: активизация деятельности, мотивация к последующей работе. - Вычеркните из таблицы по три одинаковые буквы, а из оставшихся букв составьте слово.
А РМ С У Г О ПД Г И Б ЮРЧ Т
Е Ч Я Ф РБ ПВ
ЮН Ф К Й Л Х И
А ПТ ЦХ Х У Д
В А Й Г М Ф И
У Б И Й Ч ЦЕ ЦЯ Д ЮЯ Н М В Т
- Что у вас получилось?
(склонение)
- Что обозначает это слово? (изменение имен существительных по падежам)
-Что нужно сделать, чтобы определить склонение?
- Приведите примеры существительных 1-ого скл.,2-ого скл.,3-ого скл., (6 -7 слов)
-Вспомните окончания имён существительных по типу склонений в И.п. и заполните таблицу№ 1 предложенную вам
1 скл. М.р.
Ж.р. -а, -я2 скл. М.р.
Ср.р. -
-о, -е3 скл. Ж.р. -
Работа в паре, сравнение по образцу.
- Просклонять слова по рядам
1 – осина
2- графин
3 – озеро
Взаимопроверка. Оценивание Поднимите руку, кто не допустил ошибки – поставьте на полях карандашом оценку 5, кто допустил 1-2 ошибки – поставьте оценку 4, кто 3 и более – поставьте оценку 3
- Заполните таблицу№ 2
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Р.п. -и, -ы- -и
Д.п. -е - -и
П.п. -е -е -и
Сравните с доской. Оценивание. Поднимите руку, кто не допустил ошибки – поставьте на полях карандашом оценку 5, кто допустил 1-2 ошибки – поставьте оценку 4 , кто 3 и более – поставьте оценку 3
Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу (Р)
Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них информацию (П)
Соблюдать правила речевого поведения, участвуя в коллективном обсуждении (К) Планировать общий способ для её решения, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля (Р)
Постановка учебной задачи
Цель: организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог Учитель: Прочитайте рассуждения ученика и найдите ошибки (Работа в группах)
В предложении «По земле стелются клочья тумана» три имени существительных: земле, клочья, тумана. Выделяю окончания. В слове
земле окончание -е, сущ. 2 –ого скл.
клочья окончание –я, сущ. 1 –ого скл.
тумана окончание –а, сущ. 1 ого скл.
В чём заключается ошибка ученика?
Ученик: Он не определил род существительных, не поставил в начальную форму
Учитель: Чему будем учиться на уроке
Дети: Правильно писать окончания имён существительных
Ученик: Чтобы определить склонение существительного нужно:
1) Определить род существительного.
2) Определить окончание в И.п. в ед.ч.
3) По роду и окончанию определить склонение.
Например: человек. (Ученик подробно рассказывает, как он определяет склонение существительного человек)
Что нужно сделать, чтобы определить склонение существительного? 
Ученик: Чтобы определить склонение существительного в косвенном падеже нужно:
Поставить его в начальную форму. Начальная форма существительного - это ед.ч., И.п.
Определить род и окончание существительного. Например: В русской избе - существительное избе. Ставлю в начальную форму. Что? Изба. Определяю род: изба она, моя- ж.р., окончание - а. Значит существительное в избе - 1 скл. –
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Как будете доказывать правильность вашего выбора?
Текст: Мы шли сосновым лес…. Жара густо настоялась в хво… Вид местност… был усталым. Тропинка вывела нас к чащ… Мы отдыхали в тен… ветвистой рябин… К вечеру мы вышли на берег рек…
Самостоятельно,1 ученик за доской. Проверка. Самооценка, если без ошибок на полях ставьте оценку 5,если 1 -2 ошибки ставьте оценку 4, 3 и более оценка 3.
- Какие орфограммы вам еще встретились в тексте
Физ. минутка
- Встаньте, пожалуйста. Я буду называть существительные. Если оно относится к 1 скл. -присядьте, если ко 2 скл - руки вверх, если к З скл - сделайте прогиб назад.
Береза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, осень, тополь, река, яблоня, число, метель ,урок.
Работа по учебнику с .100 Чтение памятки
Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи (Л)
Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять действия контроля и самоконтроля (Р)
Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. Ориентироваться в системе знаний (П)
Участвовать в совместной деятельности, соблюдать правила речевого этикета, высказывать свое мнение, выслушивать и понимать другие точки зрения (К)
Повторение пройденногоЦель: организация поиска решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог Словарная работа.
Учитель: Послушайте отрывок из стихотворения, доскажите последнее слово хором. Чтение текста упр. 178
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,-
Обязательно картина
Называется……(пейзаж)
Запись слова в словарик.
Определите по толковому словарю значение этого слова.
Составьте предложение с этим словом. Коментированное письмо. Записать предложения со словом – пейзаж
Прекрасные пейзажи были созданы русскими художниками.
1 ученик у доски
Найти имена существительные и определить у них тип склонения по алгоритму. Планировать общий способ действий, используя речь для регуляции своих действий(Р)
Слушать и понимать речь других (К)
Вести целенаправленные наблюдения, извлекать информацию; читать словарь, слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений. Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. Ориентироваться в своей системе знаний (П)
Развитие умений
Цель: организация применения знаний Работа в группах
Игра «Соберите в корзину».
Учитель раздаёт предметные картинки с овощами, фруктами, ягодами. Дети раскладывают предметные картинки соответственно типу склонения.
-Какой урожай собрал первая группа? (Репа, редька, малина, клюква, рябина, смородина, капуста, клубника.)
-Что в корзинках второй группы? (Картофель, кабачок, баклажан, перец, чеснок, лук, помидор, редис.)
-Какие существительные у третьей группы? (Фасоль, морковь, тетрадь, лошадь, дочь, печь.)
-Напомните: какие существительные относятся к 1-му склонению? Ко 2-му склонению? К 3-му склонению? Представление о богатых возможностях русского языка (Л)
Проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану. Осуществлять действия контроля и самоконтроля (Р)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (К)
Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, делать умазаключения, выводы, обобщения (П)
игра «найдите лишнее слово.» (устно.)
-определите, по какому принципу собраны слова в группу и найдите «лишнее» слово.
а) улыбка, юноша, болезнь, природа. (болезнь – существительное 3-го склонения, остальные – существительные 1-го склонения.)
б) радость, болото, упрямство, окно. (радость – существительное 3-го скл., остальные – 2-го скл.)
в) парта, площадь, пыль, тетрадь. (парта - 1-го скл., остальные 3-го скл.)
г) в лесу, на столе, в доме, картина. (картина – 1-го скл., остальные – 2-го скл.)
-почему у слова картина мы смогли быстро определить склонение? (в именительном падеже.)
-почему у остальных существительных сложнее определить склонение? (в косвенных падежах.)
-как поступить, чтобы определить склонение существительных в косвенных падежах?
(нужно поставить существительное в именительный падеж: в лесу - лес - 2скл.;
на столе – стол – 2скл.; в доме – дом – 2скл.)
на доске записаны существительные с пропущенными буквами.
….льбом, г…рой, к…ртина, кв…ртира, лес…н…ца, м…г…зин, мес…ц, м…л…ток, тракт…р, ул…ца, уч…ник, р…кета, доро…ка, корм…шка, подсне…ник.
-мальчики выпишут существительные 2-го склонения. (альбом, герой, магазин, месяц, молоток, трактор, ученик, подснежник.)
-девочки выпишут существительные 1-го склонения. (картина, квартира, лестница, улица, ракета, дорожка, кормушка.,)взаимопроверка. оценивание- если без ошибок на полях ставьте оценку 5,если 1 -2 ошибки ставьте оценку 4, 3 и более оценка 3.
Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (К)
понимать информацию, предоставленную в виде записи(П)
Осуществлять действия контроля, самоконтроля, (Р)
Рефлексия УД
Цель: организовать рефлексию собственной учебной деятельности Учитель: Какую тему мы повторяли? Чему учились?
- Продолжите предложение:
1. Я выполнил правильно...
2. Я доволен своей работой, потому что...
3. Я допустил ошибку...
- Расскажите об этом:
1. Это я знаю и могу выполнить...
2. Этого я ещё не знаю (не умею)...
Элементы способности оценивать свои достижения и трудности (Л)
Оценивать свои достижения и трудности (Р)
Выполнять анализ, умение делать выводы (П)
Соблюдать правила речевого этикета при коллективном обсуждении (К)
Домашнее задание
Цель: систематизация и дополнение знаний Домашнее задание по выбору
упр.178 или 179. Откройте учебник и прочитайте задание. У кого есть вопросы по его выполнению
Посчитайте количество баллов поставленные вами на полях. Если вы набрали 20 – 18 баллов ,вы молодцы. Отлично усвоили данную тему. Если 17 – 15 усвоили хорошо, если у вас 14 – 12 вам нужно потренироваться в определении типа склонений и в выборе безударного окончания имён существительных. Ставить, понимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять действие самоконтроля (Р)
Читать и понимать информацию, применять общий способ действия для решения конкретных практических задач (П)
Ожидаемые результаты освоения темы программы.
В результате изучения темы «Имя существительное. Основные типы склонения имен существительных» ученик должен:
Называть: изученную часть речи и значимые слова.
Приводить примеры имен существительных разных склонений с безударными и ударными окончаниями в любом падеже, а также их синонимов и антонимов.
Находить имена существительные в предложениях, текстах и отличать их от других частей речи.
Различать склоняемые и несклоняемые имена существительные, а также слова близкие по смыслу и однокоренные.
Определять: род, число, склонение, падеж имени существительного.
Пользоваться орфографическим, толковым и словообразующим словарем.
Характеризовать синтаксическую роль (назначение) изученной части речи в предложении.
Применять: правила написания безударных окончаний имен существительных 1,2,3-го склонения и способы их проверки.
Списывать и писать под диктовку разборчиво, аккуратно имена существительные с безударными окончаниями.
Составлять небольшие тексты описательного и повествовательно характера с использованием несклоняемых и склоняемых имен существительных.
Подбирать рифмованные слова.
Обнаруживать ошибки в письменной самостоятельной работе (диктант,Изложение, сочинение) и устанавливать их причины.Использовать справочную литературу для самоконтроля.
Извлекать информацию об именах существительных из различных источников, включая компакт-диски учебного назначения и ресурсов Интернета.
Самоанализ урока.
Данный урок находится в системе уроков по теме « Имя существительное». Цели, поставленные в начале урока были достигнуты. Методы и приёмы работы с учащимися соответствуют типу урока, его целям и задачам. Способствуют развитию учащихся, воспитанию самостоятельности, формированию общеучебных умений и навыков.
Урок получился результативным, дети успешно справлялись с предложенными заданиями, так как при подборе учебного материала я учитывала психологические особенности детей, применяла дифференцированный подход.
Принимая во внимание разный уровень обучаемости учащихся использованы формы обучения : индивидуальная, групповая, коллективная. Это оживило работу в классе, заинтересовывало детей. Дети работали активно, увлеченно. Интерес развивался и подбором материала. Разнообразные формы работы делали учебный процесс осмысленным. Смена одного вида деятельности другими положительно воздействовала на процесс познания.
Доброжелательная обстановка на уроке, готовность помочь друг другу способствовала активизации мыслительной деятельности.
Тип взаимодействий между учителем и учениками демократический.
Урок вызвал интерес у учащихся т.к деятельность учащихся стимулировалась на протяжении всего урока.
Знания, полученные на уроке, нужны для дальнейшего продолжения образования, для развития кругозора.
Достаточное внимание на уроке было уделено формированию орфографической зоркости. Все этапы урока были взаимосвязаны между собой, являясь логическим продолжением одного к другому. Время на уроке распределено рационально. Оборудование подобрано удачно.
Считаю, что с поставленными целями урока справились.