Практическое занятие на тему Склонение имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного

План занятия № 17

Тема: Склонение имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного
Вид занятия: практическое Цель:
Дидактическая:
- совершенствовать умения студентов определять род, число и тип склонения существительных;
- обогатить словарный запас студентов, развивать монологическую речь;
Воспитательная:
- привить интерес к изучению русского языка;
- воспитывать и прививать культуру речи
Методы и приемы: словесный, частично-поисковой
Дидактические средства обучения: Доска, раздаточный материал
Междисциплинарные связи: история, русская литература, культурология
Литература:
1.Основная:
1. 1.Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова / «Современный русский язык – 6-е изд.» / Москва. Айрис-пресс. 2004 / 448с.
1.2.Р.И. Аванесов / «Русское литературное произношение: учебное пособие. Изд. 5-е» / Москва. КомКнига. 2005 / 288с.
1.3. Осипова Л.И. Морфология современного русского языка : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Осипова. М. :Издательский центр «Академия», 2010. 192 с.
1.4. Современный русский язык: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. "Филология" / П.А. Леканта. ? 4-е изд., стереотип. ? М.: Дрофа, 2007.
1.5. Василенко А.П. Теория и практика по курсу "Введение в языкознание": Некоторые материалы для самостоятельной работы бакалавров 1 курса факультета иностранных языков. - Брянск: РИО БГУ, 2013. - 32 с.
2. Дополнительная:
2.1.Власенков А И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2007.
2. 2.Дейкина А Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2007.
2.3.Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.



Структура занятия
1.Организационная часть.
1)Контроль посещения.
2)Готовность к восприятию занятия.

2.Сообщение темы, целей и основных задач занятия.

3.Актуализация опорных знаний студентов.
Проверка домашнего задания.
Словарная диктовка.
Один студент работает у доски, остальные самостоятельно. Самопроверка.
Народно-освободительный, народно-хозяйственный, орехово-зуевский, технико-экономический, машинно-тракторный, машиностроительный, северо-западный, изжелта-красный, иссиня-черный, птицеводческий, дикорастущий, древнецерковнославянский, естественно-исторический, бело-лазоревый-алый, вице-адмиральский, военно-морской, соломенный, семенной, серебряный, кожаный, деревянный, дровяной, платяной, соловьиный, клюквенный, истинный, операционный, временный, оловянный, полотняный, стеклянный.
4.Мотивация учебной деятельности студентов.
Распределите слова по родам. Просклоняйте слова хлебушко, рожь по падежам.
Дядя, жираф, медведь, автомобиль, портфель, лев, дворец, метель, собака, тушь, бабушка, тетрадь, гордость, рожь, мороженое, окно, племя, хлебушко, известие.
5. Формирование умений и навыков

6.Структурные элементы занятия, которые обеспечивают достижение дидактической и воспитательной цели, их содержание  и последовательность.
1.Морфологический разбор имени существительного.
2.Определение одушевленности/неодушевленности имен существительных.
3. Определение падежей имен существительных.
4. Склонение разноспрягаемых существительных.
5. Образование форм родительного падежа имен существительных.

Содержание основной части занятия:

Схема морфологического разбора имени существительного
1. Часть речи, начальная форма (им. п., ед. ч.).
2. Постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное; конкретное, отвлеченное, вещественное, собирательное; род, склонение.
3. Непостоянные признаки: падеж, число.
4. Вопрос, от какого слова зависит; синтаксическая функция в предложении.
Примеры
От солнцаі - сущ.
1.Сдвинул (от чего?) от солнца.
Н.ф. – солнце.
2. Пост. – нариц., неодуш., ср. род, 2 скл.; непост. – ед. число, Р.п.
3. Сдвинул (от чего?) от солнца (дополнение).

Ладоньі – сущ.
1. Царапает (что?) ладонь.
Н.ф. – ладонь.
2. Пост. – нариц., неодуш., ж.р., 3 скл.; непост. – ед. число, В.п.
3. Царапает (что?) ладонь (дополнение)

Упражнение № 1. Выполните морфологический разбор имен существительных
Вся ребятня выбежала на поле порадоваться теплому летнему дождику.

Упражнение №2. Укажите, при помощи каких признаков (лексических или грамматических) определяется одушевленность-неодушевленность имен существительных.
Дочь, молодежь, бактерия, муха, микробы, отряд, коллектив, бригада, народ, насекомое, герой, ладья.

Упражнение №3. Определите падежи существительных .
1) Можно ли оставаться равнодушным к родной природе?
2) Живете ли вы в пустыне или на взморье, окружает ли вас лесная тишь, или вы избрали широкую степь и каждый день вслушиваетесь, как шумит рожь на ветру, – все равно нельзя не любить природу.
3) И не понимает этого разве тот, кто никогда не жил в деревне, не вставал с первым лучом солнца и не спешил в поле, не бежал заросшей межой к лесной опушке и не слушал на заре пение птиц...

Упражнение №4. Просклоняйте существительные. Какое из приведенных существительных и в каком падеже имеет нестандартное окончание?
Вариант 1
1) Звук, сапог.
2)Земля, армия, цапля.
Вариант 2
1) Пирог, сосед.
Ночь, свеча, армия.
Вариант 3
1) Книга, ноздря.
2) Дочь, статья, лилия.

Упражнение №5. Образуйте форму родительного падежа множественного числа существительных, Распределите их по трем группам:
1) с нулевым окончанием родительного падежа множественного числа, 2) с окончанием -ов
Абрикос, гектар, джинсы, заморозки, килограмм, лимон, монгол, рельс, туркмен, цыган, центнер.
Упражнение №6. Произведите морфологический разбор имен существительных:
1) Хмурое зимнее утро. 2) На гладкой и блестящей поверхности речки Быстрянки, кое-где посыпанной снегом, стоят два мужика: куцый Сережка и церковный сторож Матвей.

Упражнение №7. Начертите таблицу, распределите в неё существительные по следующим четырём категориям:
а) одушевлённые, б) неодушевлённые, в) признаки одушевлённости-неодушевлённости колеблются, г) категория одушевлённости-неодушевлённости грамматически не опреде
·ляется.

Полк, кикимора, инфузория, матрёшка, эльфы, «Запорожец», народ, зубастик, микроб, запорожец, идол, гном, водяной, юношество, вирус, гоблин, колдун, коллектив, Мега-Злыдень, детвора, стадо, друид, профессура, бактерия, дух, орк, козырь, фея, стая, молодёжь, чёрт, валет, ферзь, хоббит, русалка, лесовичок, Кащей, Сивка-бурка, берегиня, Баба Яга, Змей-Горыныч, Перун-громовержец, красота.

7.Подведение итогов.
- Какие трудности могут возникать при написании окончаний имен существительных?
- От чего зависит выбор падежных окончаний –е-/-и- в Д.п. и П.п. у существительных 1 и 2 склонения?
- Какие стилистические правила написания окончаний имен существительных вы знаете?
- Какие различия имеют варианты падежных окончаний?

8.Домашнее задание.
1. Выучить конспект лекции.
2. Выполнить морфологический разбор 5 существительных.

Инструкционная карта № 17
для проведения практического занятия по дисциплине «Русский язык»

1.Тема занятия: Склонение имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного

2. Цель
- совершенствовать умения студентов определять род, число и тип склонения существительных;
- обогатить словарный запас студентов, развивать монологическую речь;
- привить интерес к изучению русского языка;
- воспитывать и прививать культуру речи

2.1. После изучения студент должен
знать:
склонение имен существительных;
падежи имен существительных;
категорию числа;
уметь:
- находить в тексте имя существительное;
-определять падеж, склонение, род, число, одушевленность/ неодушевленность имен существительных.
3. Материально-техническое оснащение рабочего места: раздаточный материал с заданиями практикума.
4. Инструктаж по технике безопасности _____________________________
5. Краткие сведения из теоретической части
Склонение – это изменение существительных по падежам и числам. Основу системы склонений существительных составляют 3 продуктивных склонения. Кроме них, выделяют: 1) Разносклоняемые существительные среднего рода с наращением суффикса -ен- в основе форм косвенных падежей единственного числа (кроме винительного) и во всех формах множественного числа: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя. Они называются разносклоняемыми, потому что при их склонении используются окончания разных склонений. К разносклоняемым же относятся существительные дитя, путь. 2) Существительные, образованные в результате субстантивации прилагательных: часовой, мороженое, столовая. 3) Несклоняемые существительные.
Категория числа – это словоизменительная грамматическая категория имени существительного, выражающаяся в противопоставлении одного предмета нескольким таким же предметам. Эта категория бинарна, т.е. имеет 2 значения: единственного и множественного числа. В древнерусском языке была форма двойственного числа.
В основе категории числа – количественное отношение предметов.
Форма чисел, обозначающая один предмет в ряду однородных предметов, является формой единственного числа: стол, ручка.
Форма числа, обозначающая неопределенное множество однородных предметов, является формой множественного числа: столы, ручки.
Падеж – словоизменительная грамматическая категория имени, выражающая отношение имени существительного к другим словам в составе словосочетания и предложения.
Для выражения синтаксических отношений между словами существительные имеют особые падежные формы, количество которых служит основой для установления числа падежей в языке.
В современном русском языке 6 падежей. В древнерусском языке был 7-ой звательный падеж, он сохранился в современном русском языке в форме именительного падежа с синтаксическим значением в обращении: Чего тебе надобно, старче?
Некоторые ученые выделяют в русском языке 8 падежей: внутри родительного падежа выделяют собственно-родительный падеж (производство сахара) и количественно-родительный падеж (килограмм сахару); внутри предложного падежа выделяют изъяснительный (думать о сыне) и местный (в значении «находиться где-то» – жить в городе). Этими значениями обозначают разные окончания.

6. Содержание и последовательность выполнения заданий
6.1. Тема
6.2. Цель
6.3. Практическая часть
Морфологический разбор имени существительного.
Определение одушевленности/неодушевленности имен существительных.
Определение падежей имен существительных.
Склонение разноспрягаемых существительных.
Образование форм родительного падежа имен существительных.

7. Методические указания по выполнению и оформлению.
7.1. Выполнение работ на бланках по инструкции преподавателя, рекомендованными средствами и в изложенной последовательности.

8. Рекомендованная литература
Литература:
1.Основная:
1. 1.Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова / «Современный русский язык – 6-е изд.» / Москва. Айрис-пресс. 2004 / 448с.
1.2.Р.И. Аванесов / «Русское литературное произношение: учебное пособие. Изд. 5-е» / Москва. КомКнига. 2005 / 288с.
1.3. Осипова Л.И. Морфология современного русского языка : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Осипова. М. :Издательский центр «Академия», 2010. 192 с.
1.4. Современный русский язык: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. "Филология" / П.А. Леканта. ? 4-е изд., стереотип. ? М.: Дрофа, 2007.
1.5. Василенко А.П. Теория и практика по курсу "Введение в языкознание": Некоторые материалы для самостоятельной работы бакалавров 1 курса факультета иностранных языков. - Брянск: РИО БГУ, 2013. - 32 с.
2. Дополнительная:
2.1.Власенков А И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2007.
2. 2.Дейкина А Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2007.
2.3.Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.


Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 4 Заголовок 915