Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука Ц в словах и предложениях»


Тема: «Автоматизация звука Ц в словах и предложениях»
Цель: Автоматизация звука Ц в словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- упражнять в правильном произношении звука Ц;
- активизировать словарный запас;
- формировать навыки звукового анализа и синтеза;
- обучение правильному построению предложений.
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать фонематические процессы;
- развивать речевое дыхание;
- развивать мелкую моторику;
- совершенствовать пространственные ориентировки;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие просодической стороны речи;
- формировать умение правильно определять позицию звука в слове;
- развивать мышление, зрительное восприятие.
Коррекционно - воспитывающие:
- воспитывать самоконтроль за собственной речью;
- воспитывать усидчивость, внимание;
- воспитание самостоятельности.
Оборудование: дидактический материал (картинки на звук Ц, звукотаблицы на звук Ц, мнемотаблицы на звук Ц); Су-Джок массажеры, касса букв, слогов и счета. Лингвистический материал – слова и предложения, насыщенные звуком Ц, звуковые дорожки.
Этап работы: восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи (автоматизация звука).
Организационная форма проведения: индивидуальное занятие.
Возраст ребенка: 7 лет.
Продолжительность занятия: 20 минут.
Логопедическое заключение: НВОНР, дизартрия легкой степени, боковой открытый прикус.
План проведения занятия:
Организационный момент. Определение темы занятия;
Повторение пройденного;
Основная коррекционно-логопедическая работа;
Домашнее задание;
Итог занятия;
Использованная литература.
Ход занятия:
Орг. Момент. Формулирование темы урока и цели урока (формулирует сам учащийся).
Посмотри на картинки, разложенные на столе. Как ты думаешь, чем на занятии мы будем заниматься? Назови, что или кто нарисован на картинках?(Мы будем продолжать учиться правильно произносить звук Ц).
А как мы это будем делать, какие задания будем выполнять?
II. Повторение пройденного
Характеристика звука.
На столе шарики-массажеры разных цветов: синие, зеленые, красный. Ребенку предлагается выбрать тот шарик, который соответствует звуку Ц.
Посмотри, перед тобой шарики различных цветов, выбери тот, который соответствует характеристики звука Ц. (Ребенок выбирает синий шарик без кольца внутри. Звук согласный, твердый (синий шарик), глухой (без кольца внутри – шарик не звенит). Повторяем – согл., тв., глухой.
Основная коррекционно-логопедическая работа.
Развитие мелкой моторики- Су-Джок терапия.
Упражнение выполняется вначале на правой руке, затем на левой. Логопед сам проговаривает стихотворение (прослушивание ребенком образца нормированной речи). На второй руке учащийся вместе с логопедом проговаривает текст, тем самым закрепляя произношения звука Ц в слове. Развитие просодической стороны речи: ритм, темп.
Мальчик-пальцик, где ты был? (прокатывание шарика по кругу на ладони)
- С этим братцем в лес ходил, (массажируем большой палец и т.д.)
- С этим братцем щи варил,
- С этим братцем кашу ел,
- С этим братцем песни пел,
- С этим братцем танцевал,
И нисколько не устал.
Артикуляционная гимнастика («Помидорки-огурцы», «Улыбка-хоботок», «Чистим зубки», «Кошечка сердится»). Артикуляционная гимнастика выполняется под музыку.
Дыхательная гимнастика. Развитие длительного ротового выдоха. Сдуть ватку с ладони (3-4 раза).
Развитие фонематического восприятия.
На столе перед тобой разложены картинки, выбери мне только те, в которых есть звук Ц.
Молодей! А теперь дайте мне ту картинку, в которой звук Ц находится вначале слова, в середине слова, в конце слова.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
А сейчас давай поработаем с наборным полотном. Я тебе буду произносить слоги, а ты выставляешь фишки на полотне: ЦА, ЦО, АЦ, АЦО. Молодец!
Работа со звукотаблицей.
Активизировать словарный запас. Развитие грамматического строя речи.
Совершенствовать пространственные ориентировки. Все задачи решаются через подобранный лингвистический материал.
Работа с мнемотаблицами.
Обучение правильному построению предложений.
Домашнее задание (индивидуальная папка);
Итог занятия:
- Какой звук ты сегодня чаще других произносила на занятии?
- Какое задание тебе сложно было выполнять?
- Какие игры и задания тебе больше понравились?
Сегодня мы с тобой учились правильно произносить звук Ц в словах и предложениях. Всё ли у нас получалось? Оцени себя сама. Если ты считаешь, что всегда правильно произносила звук Ц, то наклей на светофор зеленый цвет, если были ошибочки, ты не всегда правильно произносила звук Ц и есть над чем работать, то желтый. (Ребёнок оценивает себя сам)