Обучающее изложение 4 класс Белый гусь


Урок развития речи по русскому языку
Белый гусь
На лугу гуси щипали траву.
Вдруг из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серой тяжёлой стеной. Налетел вихрь. Упали крупные капли дождя. Посыпал град. Вода в реке шипела и пенилась. Гуси замерли в траве, тревожно перекликались. Но потом не выдержали и побежали к реке в кусты.
Только белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове. Гусь вздрагивал, но не трогался с места. Под его крыльями тихо копошилась дюжина гусят.
Внезапно туча промчалась. Луг снова зазеленел под лучами солнца. И только на его середине не таяла белая кочка. То был белый гусь. Он лежал на траве. Могучие крылья были широко раскинуты, шея вытянута. По клюву сбегала струйка крови. Все двенадцать “одуванчиков” высыпали наружу, целые и невредимые.
(По Е.Носову)
Цель урока: формировать умение у учащихся создавать текст – повествование на основе взаимосвязи его содержания, структуры и речевого оформления.
Задачи:
формировать такие умения, как определять тему, основную мысль, подбирать заголовок к тексту, выделять части текста и озаглавливать их, составляя план;
развивать письменную речь учащихся и орфографическую зоркость
воспитывать такие качества как доброта, забота о близких, самопожертвование.
Ход урока
№ Этап урока Вопросы и задания учителя: Ответы учеников:
1. Орг. Момент
Сегодня мы будем писать обучающее изложение, а о ком вы узнаете, угадав загадки:
1. В воде купался,  сухим остался.
2. Щиплет за пятки – беги без оглядки.
3. Белый как снег, надутый как мех,Лопатами ходит, а рогами ест. – Все загадки о гусе.
2 Речевая разминка:
– Прочитайте слова:
Гусь, гусыня, гусятница, гуськом, гусеница, гусенок
– какое слово лишнее и почему? – Гусеница, другое значение слова, не является однокоренным.
3 Сообщение темы и цели урока
– Предлагаю вам, познакомится с текстом Е. Носова. Наша задача проанализировать текст,
Определить тему, основную мысль, подобрать заголовок, составить план, чтобы продолжить формирование умения писать изложения данного вида. Хорошо читающие дети выразительно воспроизводят текст, остальные следят за текстом.
4 Работа по теме
– Как вы думаете, какой это тип текста?– Вспомните, какой тип текста относится к повествованию.
– Итак, в тексте говорится о событии, эпизоды которого последовательно сменяют друг друга.
– О чем говорится в тексте? Определите его тему?
– Какова главная мысль?
– Сколько частей (абзацев) в этом тексте? (3 части, 4 абзаца)
– В первом и во втором абзаце говорится о гусях на лугу.
– В третьем абзаце говорится о том, как белый гусь спрятал под своими крыльями от града гусят.
– В четвертом абзаце говорится о гибели гуся и спасении гусят. – В тексте говорится о храбрости гуся, который сумел спасти маленьких гусят.
– Животные способны быть смелыми, любить и жертвовать собой ради жизни других.
5 Составление плана
– Предлагаю составить план нашего текста
План:
1. Гуси на лугу.2. Белый гусь спаситель дюжины гусят3. Гибель гуся.
– Почему автор разделил первую часть на два абзаца? – Чтобы показать, как гуси щипали травку, когда погода была хорошей и когда погода испортилась.
6 Лексико-орфографическая подготовка – Вставьте пропущенные буквы в тексте и объясните их написание – По цепочке дети быстро объясняют написание слов
 – Объясните значение слова дюжина (можно воспользоваться толковым словарем)
– Двенадцать штук.
– Когда мы пишем изложения и сочинения мы стремимся не допускать повторов. Предлагаю подобрать слова синонимы к слову гусь.
– Гусь – белый гусь – спаситель дюжины гусят – храброе сердце – белая кочка
– Подчеркните в тексте все глаголы и определите их время.
– Все глаголы в прошедшем времени
Написание изложения
Белый гусь
(На) лугу гуси щипали тр__ву.
Вдру__ из-за леса наползла __ . Она росла, поднималась серой т__жёлой ст__ной. Нал__тел вихрь. Упали крупные капли дождя. П__сыпал гра__. В__да в р__ке ш__пела и пенилась. Гуси замерли в траве, тревожно перекл__кались. Но потом (не) выд__ржали и п__б__жали (к) реке (в) кусты.
Только белый гусь с__дел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове. Гусь вздрагивал, но не трогался (с) места. Под его крыльями тихо копош__лась дюжина гусят.
Внезапно туч__ промч__лась. Лу__ снова зазеленел под лучами со__нца. И только на его середине (не) таяла белая кочка. То был белый гусь. Он л__жал на траве. Могучие крылья были широко раскинуты, шея вытянута. По клюву сб__гала струйка крови. Все двенадцать «одуванчиков» высыпали наружу, целые и (не) вр__димые.

Белый гусь
(На) лугу гуси щипали тр__ву.
Вдру__ из-за леса наползла __ . Она росла, поднималась серой т__жёлой ст__ной. Нал__тел вихрь. Упали крупные капли дождя. П__сыпал гра__. В__да в р__ке ш__пела и пенилась. Гуси замерли в траве, тревожно перекл__кались. Но потом (не) выд__ржали и п__б__жали (к) реке (в) кусты.
Только белый гусь с__дел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове. Гусь вздрагивал, но не трогался (с) места. Под его крыльями тихо копош__лась дюжина гусят.
Внезапно туч__ промч__лась. Лу__ снова зазеленел под лучами со__нца. И только на его середине (не) таяла белая кочка. То был белый гусь. Он л__жал на траве. Могучие крылья были широко раскинуты, шея вытянута. По клюву сб__гала струйка крови. Все двенадцать «одуванчиков» высыпали наружу, целые и (не) вр__димые.