Статья «Роль разновозрастного интернатского семейного клуба «Общение» в развитии личности»


Статья к дистанционному районному семинару 2014 учебный год
МОУ Школа с. Белоярск
Воспитатель интерната семейного типа
Горшкова Прасковья Пантелеевна
«Формы взаимодействия воспитателей и родителей. Традиции. Системность»
Наша школа – интернат, функционирует в условиях арктической тундры и остается при этом в поле традиционных правовых требований к качеству современного образования, решает две важнейшие взаимосвязанные задачи: обеспечение своим учащимся благоприятных условий жизнедеятельности и формирование необходимого уровня знаний.
Я работаю воспитателем в интернате семейного типа северной школы много лет. В нашей группе – «семье» проживает 20 воспитанников разного возраста. Это дети коренных малочисленных народов Севера (ненцы), чьи родители – оленеводы живут и работают в районах Крайнего Севера, где особо актуальны вопросы взаимодействия с родителями – это обусловлено исторически сформировавшимся укладом жизни местного коренного населения, так как быт большинства родителей, чьи дети находятся в стенах интерната, ведут кочевой образ жизни. В этих условиях не реальна обычная практика организации и обучения и воспитания по линии «семья – школа».
Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания
Семья и школьное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие.
Развитие сотрудничества воспитателя и семьи заключается во взаимной заинтересованности в изучении ребенка, в раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребенку и организацию совместной деятельности. Основной задачей такой деятельности является создание единого воспитательного процесса: родители-ребенок-воспитатель.
Воспитатель должен хорошо представлять себе эти особенности семьи, а также и то, что именно семье принадлежит основная роль в формировании личности ребенка. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, на его характер, поведение, здоровье.
Учитывая все эти факторы, воспитатели тщательно выбирают направления и формы работы с родителями. Ведь становление личности во многом зависит от окружающей его социальной среды. Взаимодействие педагогов с родителями учащегося как раз и направлено на создание такой воспитательной среды.
Установлению партнерских отношений педагогов с семьей каждого обучающегося, созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителей способствует организационные стороны воспитательного процесса, которые позволяют скоординировать усилия воспитателей, учителей, социального педагога, школьной медсестры в работе с родителями.
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по творческому саморазвитию и самореализации личности учащихся и создание единого воспитательного пространства.
Задачи взаимодействия:
1) систематически и разносторонне знакомить родителей, как с основами теоретических знаний, так и с практической работой с учениками;
2) оказать психолого-педагогическую помощь семье в воспитании и обучении учащегося;
3) формировать активную педагогическую позицию родителей, привлекать их к активному включению в учебный процесс, во внеурочную деятельность;
4) обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания.
Формы работы с родителями:
Беседы по телефону
Беседы при личной встрече с родителями. Цель – заинтересовать родителей в обсуждении вопросов воспитания
Встречи с администрацией для составления программы взаимодействия по проблемам образования, перспективного плана совместной работы
Диспуты и дискуссии по проблемам воспитания
Приглашение на открытые мероприятия семьи, интерната, на общешкольные родительские собрания;
Выезд в чум (если такая возможность имеется)
Письма родителям, оповещение родителей через старших детей.
Оформление обязательных документов ( информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство для получения первичной медико-санитарной, неотложной и скорой медицинской помощи, копии свидетельства о рождении, паспорта, медицинский полис, страховое свидетельство, ИНН)
Заявление об ответственности за детей во время отсутствия детей.
Индивидуальные тематические консультации, анкетирование. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, а воспитатель получает необходимые сведения для более глубокого понимания проблем ребенка.
Примерная тематика консультации для родителей.
Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
Вредные привычки. Как с ними бороться.
Талантливый ребенок в семье.
Грубость и непонимание в семье.
Выбор профессии – чье это дело?
1. Изучение семей воспитанников
Действия Предполагаемый результат
Изучение семей воспитанников интерната.Составление социальных паспортов.Исследовательские работы «История моей семьи, моего рода».Диагностика «Рисунок семьи». Формирование единых педагогических требований.Создание банка данных.
Раннее выявление кризисных семей.Своевременное выявление детей, требующих внимания.

2. Работа с родителями
Действия Предполагаемый результат
Создание условий для участия семей в воспитательном процессе интерната:1. День открытых дверей для родителей.2.Выставка поделок семейного творчества 3.Выставка рисунков
4.  Проведение традиционных дел интерната:
День Знаний
День пожилого человека
День учителя
«Осенний Бал»
Акция « Мы выбираем жизнь!»
День матери
Новый год
Парад войск
«А, ну-ка, девочки!»
Акция «Посади деревце»
День семьи
5. Оформление летописей и фотоальбомов групп интерната вместе с родителями, создание «Портфолио» воспитанников.
Педагогическое и психологическое просвещение родителей:
Родительский всеобуч
Открытые занятия для родителей
Индивидуальная работа с родителями Вовлечение родителей в воспитательный процесс
3. Работа с семьями
Действия Предполагаемый результат
Работа воспитателя с семьями «Группы риска»:а) индивидуальные беседы с родителями;б)совместная работа воспитателя, классного руководителя, родителей и учителей-предметников;в) ведение тетрадей индивидуальных бесед;г) ведение ежедневного учета пропусков и посещаемости школыРабота с семьями опекаемых детей:а) контроль за их регулярным питанием в школьной столовой;б) индивидуальное собеседование с опекунами;в) оказание помощи в организации летнего отдыха;г) своевременное выявление детей, проживающих с родственниками при неоформленном опекунстве. Оказание помощи проблемным семьям, снижение правонарушений среди учеников, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей.Профилактика правонарушений и вредных привычек, предупреждение ДТП Составление банка данных, своевременная помощь семьям в различных ситуацияхСоставление банка данных. Оказание своевременной помощи особо нуждающимся детям из многодетных семей
4. Сотрудничество воспитателей и родителей в организации воспитательной работы в интернатных группах
Действия Предполагаемый результат
1. Создание инициативной группы родителей.2. Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для воспитанников.3. Оформление  альбомов «Наша группа». Создание условий для развития родительских общественных групп
5. Работа с семьёй в системе дополнительного образования
Действия Предполагаемый результат
Оказание помощи в устройстве воспитанников в кружки и спортивные секции. Развитие творческих способностей воспитанников
6. Награждение родителей
Действия Предполагаемый результат
Стимулирование деятельности активных родителей – награждения, благодарности. Поддержка творческих устремлений родителей.
7.Система работы с родителями
1 год проживания воспитанника в интернат Сбор информации: индивидуальные особенности, здоровье, привычки ребенка
1-4 годы проживания воспитанника в интернате Беседа с родителями об успехах ребенка, усвоение учебной программы. Получение заданий на каникулах, повтор таблицы умножения, дополнительное чтение книг. Выяснение нахождения родителей (мест касланий) в августе-сентябре для сбора воспитанников в интернат.
5-8 годы проживания воспитанника в интернате Беседа с родителями об успехах ребенка, усвоение учебной программы, беседы о возможностях поездки в детские лагеря, информировании списка необходимых документов: обязательства, заявления, Уведомление родителей об обязательном получении среднего общего образования всем воспитанникам, уведомление о других формах получения образования: кочевая школа, индивидуальное обучение, вечерняя школа. Выяснение нахождения родителей (мест касланий) в августе-сентябре для сбора воспитанников в интернат.
9-10 годы проживания воспитанника в интернате Беседа с родителями об успехах ребенка, о результатах предварительных, ГИА, ЕГЭ. Беседа о решении ребенка поступить в вуз, суз или о будущем его трудоустройстве. Выяснение нахождения родителей (мест касланий) в августе-сентябре для сбора воспитанников в интернат.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Такое сотрудничество и взаимодействие улучшает качество образовательного процесса, повышает интерес родителей к всестороннему развитию детей, послужит отправной точкой для дальнейшего тесного взаимодействия семьи и школы.
Фото приложение. 2013 -2014 учебный год

Многодетная семья Талеевых Встреча с мамой и сестрой Худи Юли
Использованная литература:
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2009
Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. - СПб.,Союз, 2010
Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе.М.: Центр «Педагогический поиск», 1999
Классный руководитель в современной школе. 2-е изд., испр. – М.: ЦГЛ, 2003
Сайты:
Учебно – методический портал.
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
new.riro-yanao.ru/ Государственное образовательное учреждение дополнительного и профессионального образования ЯНАО «Региональный институт развития образования»