Презентация Проблемы разновозрастного взаимодействия в условиях малокомплектной школы


Проблемы разновозрастного взаимодействия и педагогического сотрудничества в условиях малокомплектной школы. Трудности малокомплектной школы. Малочисленность классов;Ограниченность круга общения;Однообразие обстановки, контактов;«Психологическая» монотонность и др. Проблемы: Комплектование классов;Организация самостоятельной работы;Деятельность учителяСлабая мотивация;Снижение познавательного интереса;Сложная адаптация выпускника в новых условиях;Отсутствие «соревновательного духа»; Низкие коммуникативные умения;Психологическая усталость и др. Сельская школа Разновозрастный коллектив Разновозрастная группа( РВГ) Разновозрастное обучение(РВО) Разновозрастное обучение Под разновозрастным обучением понимается совместная деятельность детей разного возраста, направленная на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач (Л. В. Байбородова). Дети должны овладеть следующими умениями: сосредотачиваться на выполнении задания, не отвлекаться и не слушать объяснений учителя для другого класса,не слушать ответы учеников другого класса, быстро перестраиваться при обращении учителя к ним. Учитель класса-комплекта должен: формировать произвольное внимание вырабатывать у детей общеучебные умения добиваться умения быстро сосредотачиваться и самостоятельно работать. Формирование этих умений повышает эффективность обучения. Структура урока (по схеме комбинированного урока) - организация класса - повторение изученного - усвоение новых знаний - закрепление и тренировочные упражнения - задание на дом и инструктаж по его выполнению. При организации урока в малокомплектной школе необходимо учитывать следующие факторы:- недопущение перегрузок ;- проведение не менее 2-х физкультминуток;- обязательная самостоятельная работа учащихся;- объем самостоятельной работы - от работы учителя с другим классом;- чередование двух компонентов: РУ – СД – РУ – СД – РУ;- регламентация учебного времени;- широкое использование всех видов раздаточного материала. Самостоятельная работа – этап получения знаний и навыков. Методика коллективного способа обучения (КСО) Приемы и методы КСО 1.Взаимные диктанты в парах сменного состава. 2.Разучивание стихотворений. 3.Работа в парах сменного состава по карточкам. 4.Взаимообмен заданиями (ВОЗ). 5.Методика работы по вопросникам и др.. Система работы учащихся при КСО: *ученик слушает объяснение теории *учит материал самостоятельно, по опорному конспекту *сдает теоретический зачет (товарищу или учителю) *передает знания следующему *выполняет практическую часть вопросника (упражнения, слова для запоминания) *выполняет контрольную работу (диктант, зачет, тест). Преимущества интегрированных занятий: *повышение мотивации учения, познавательного интереса; *способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать вывод; *расширяют кругозор, способствуют гармонически интеллектуально развитой личности; *нахождения новых связей между фактами; Варианты организации занятий:занятие одного из классов первые два урока вне комплекта;однотемные уроки;однопредметные занятия всех классов с одним общим этапом (этапами) коллективной работы под непосредственным руководством учителя. Преимущества однотемных уроков: - условия для успешного развития мотивации учения; - успешнее формируются умения планировать деятельность, контролировать её ход; - учат культуре ведения учебного диалога; - учат следовать правилам жизни и работы в коллективе. Варианты комплектования классов: Существуют три следующих варианта объединения классов в один комплект: 1) 1 и 2 классы, 2) 1 и 3 классы, 3) 1 и 4 классы. В 1 варианте учителю удобно делать акцент на формирование общеучебных умений и навыков на общем этапе работы. Для первоклассников – показ образца действия, для второклассников – повторение и упражнение в правильном действии. Во 2 варианте снимаются недостатки первого варианта. Ученики 3-го класса умеют работать самостоятельно и время их произвольного внимания (10–12 минут) позволяет учителю организовать выполнение довольно сложных заданий. В 3-м варианте - опасность больше уделять времени первоклассникам за счет учеников 4-го класса. Но 4-й класс – выпускной. Деятельность учителя 1 учитель - русский язык и чтение, технология 2 учитель – математика, окружающий мир, ИЗО, Совместная деятельность родителей и детей: - семейные задания при изучении темы; - организация семейных конкурсов; - творческие отчеты; - смотры знаний с привлечением родителей; - проведении мероприятий; - домашние задания, связанные с получением информации от своих родителей, бабушек и дедушек и т. д. Воспитание должно быть целенаправленным и основываться: *на сменных органах самоуправления в классе; *подведении итогов каждого дела; *разнообразных и полезных для ребят делах; *добровольном участии в любом деле; *равноправном участии семьи в воспитательном процессе школы; Активные формы и методы воспитания - Метод проектов - Краеведческая деятельность - Создание разновозрастных объединений (РВО) - Проведение познавательных игр Комплект 1 Комплект 2 1 класс 3 класс 2 класс 4 класс Обучение грамотеПисьмоМатематикаМузыка Литературное чтениеМатематика Русский языкМузыка МузыкаЛитературное чтениеРусский языкМатематика МузыкаРусский языкМатематикаИностран. язык Вариант разнопредметного расписания уроков на 1 день 2-й класс 3-й класс Литературное чтениеМатематикаРусский языкТехнология Литературное чтениеМатематикаРусский языкТехнология Вариант однопредметного расписания