Годовой отчет за 2013-2014 учебный год


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Березовская средняя общеобразовательная школа №1»
« Средь множества пытливых глаз,Попробуй, заслужить признанье.Ребёнок – главный среди нас,Всегда он требует вниманья».
ГОДОВОЙ ОТЧЕТ
за 2013-2014 учебный год
социального педагога
Маркушиной Ренаты РенатовныГлавная цель работы социального педагога в школе – это быть посредником между личностью обучающегося и школой, семьей, средой, специалистами социальных служб, ведомств и административных органов.
Задачи:
создание благоприятных условий для развития и саморазвития ребенка.
Способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
Охрана прав ребенка.
Деятельность школы по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений и социальной защите детей строится в соответствии с законом РФ «Об образовании», Уставом МБОУ БСОШ №1.
Школа:
оказывает социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принимает меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
выявляет семьи, находящиеся в социально-опасном положении, и оказывает им помощь в обучении и воспитании детей;
обеспечивает организацию спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
осуществляет меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Комплекс мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите обучающихся осуществляется под непосредственным руководством социального педагога.
Определены основные направления деятельности социального педагога:
обеспечение учащихся социально-педагогической поддержкой, забота, содействие детям из группы социального риска в их самореализации;
вовлечение родителей и детей в различные виды деятельности, исключающие какие-либо правонарушения или преступления со стороны учащихся;
социально-педагогическая диагностика контингента учащихся школы.
Сентябрь был объявлен месячником по всеобучу. Важным направлением социаль-педагогической деятельности в школе является контроль за выполнением всеобуча несовершеннолетними: учет пропущенных уроков, работа по устранению пропусков без уважительной причины, устранение пробелов в знаниях учащихся; выявление на территории села детей не посещающих школу без уважительной причины. Собранная информация и предоставляется заместителю директора по ВР.
Впоследствии результаты заслушиваются на МО классных руководителей, на педагогических совещаниях при директоре. Принимаются решения и проводится работа по ликвидации пропусков без уважительной причины: устанавливаются причины пропусков, проводятся беседы и консультации с обучающимися, их родителями, привлекаются различные специалисты, проводится совместная работа со специалистами ПДН, КДН и ЗП (по мере необходимости).
В начале учебного года мною были собраны сведения об учащихся, их семьях, выявлены многодетные, малообеспеченные, неполные семьи, семьи находящиеся в сложной жизненной ситуации, учащиеся группы риска. На основании чего составлен социально-педагогический паспорт школы.
1. Статистические данные:
Категория На начало учебного года На конец учебного года
Кол-во учащихся в школе 258 260
Учащихся из неблагополучных семей 20 18
Родители, отрицательно влияющие на детей 5 4
Учащихся из неполных семей 75 75
Учащиеся из малообеспеченных семей 202 200
Учащихся из многодетных семей 77 77
Опекаемых детей 5 6
Несовершеннолетних в СОП 4 4
Учащихся, воспитывающихся в семьях СОП 2 0
Учащиеся, состоящие на ВШК 14 9
Учащиеся «Группы риска» 24 23
Кол-во Советов профилактики за учебный год – 37
Кол-во учащихся, прошедших через Совет профилактики в этом учебном году – 61 чел.
На Совете профилактики ОУ рассматриваются:
- вопросы всеобуча;
- посещение неблагополучных семей;
- постановка и снятие с учета несовершеннолетних и семей;
- проведение рейдов и их анализ;
- вопросы профориентации;
- отчеты классных руководителей по профилактической работе с учащимися и их родителями;
- организация профилактических мероприятий во внеурочное время и каникулы;
- вопросы летней занятости несовершеннолетних.
Количество рейдов по семьям – посещено 82 семьи + 2 раза в год семьи с опекаемыми детьми – 13.
Количество индивидуальных консультаций с (детьми/родителями), бесед, консультаций – 95
Количество родительских собраний, в которых принимала участие: - 2
Родительская конференция «Охрана и укрепление здоровья детей и подростов. Формирование ЗОЖ.».
Количество бесед проведенных с участием инспекторов – 3
В сентябре-октябре 2013 года оказала материальную помощь в виде одежды, обуви, письменных принадлежностей детям из малообеспеченных семей и детям, состоящим на различных видах учета.
2. Социальная защита учащихся, находящихся под опекой.
В 2013-2014 учебном году в школе обучалось 6 опекаемых детей.
Осенью и весной мною было проведено плановое обследование жилищно-бытовых условий и воспитания опекаемых детей.
По результатам проверки выявлено: все дети имеют хорошие условия для проживания, занятий, сна и отдыха. Имеются отдельные комнаты, у учащихся есть компьютеры. Опекуны ответственно исполняют свои обязанности по содержанию, обучению и воспитанию подопечных, посещают классные родительские собрания, выполняют рекомендации педагогов. Опекунам были даны рекомендации, как осуществлять систематический контроль за успеваемостью, посещаемостью и режимом дня.
30.10.2013 года проведено собрание «Воспитание без насилия» для опекунов, попечителей по вопросам профилактике жестокого обращения с детьми. Педагогом-психологом проведена диагностика детско-родительских отношений.
Система работы по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений
На учете в ПДН, КДН и ЗП состоят учащиеся совершившие противоправные действия. На внутришкольном учете состоят учащиеся по неуспеваемости, пропускам уроков по неуважительной причине, за дисциплинарные нарушения.
На учёте в ПДН, КДН и ЗП
(2013/2014 уч. год.) На внутришкольном учёте (2013/2014 уч.г.)
на начало уч. года на конец уч. года на начало уч. года На конец уч. года
всего всего всего всего
4. 4 14 9
Работа с учащимися СОП проводится по индивидуальным программам реабилитации несовершеннолетнего (ИПР), утвержденными КДН и ЗП.
С данными учащимися в течение 2013-2014 учебного года проводилась следующая работа:
индивидуальные беседы и консультации с учащимися
индивидуальные беседы с родителями и несовершеннолетними в ходе посещения семей
обследование условий проживания и воспитания несовершеннолетних
вовлечение подростков в досуговые мероприятия: «День здоровья», общешкольные праздники, классные часы
вовлечение подростков во внеурочную деятельность: кружки – «Творческий», «Футбол», «Борьба»
ежедневный контроль за успеваемостью и посещением учащихся
Ежемесячно проводится социальный патронаж с целью контроля за ситуацией в семье.
Проведены профилактические беседы на правовые темы, профилактику по предотвращению совершения преступлений против жизни и здоровья, имущества несовершеннолетних, правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В каникулярное время 06.11.2013 года социально-психологической службой проведена правовая викторина «Мы выбираем жизнь по закону»
Наибольшую тревогу вызывает группа учащихся, которые длительное время не посещают занятия. В этом направлении проводится комплекс мер по выявлению и сокращению пропусков уроков:
проводятся беседы с учеником, не посещающим уроки, как классным руководителем, так и социальным педагогом.
Действенной формой по профилактике безнадзорности и правонарушений являются Советы по профилактике, которые проводятся регулярно (не менее 1 раза в месяц). Не всегда классные руководители своевременно обращаются для рассмотрения дела того или иного учащегося на Совете, а его задача - именно профилактическая работа с ним и его родителями.
В качестве крайней меры воздействия к учащимся и родителям являются ходатайства в ПДН, КДН и ЗП. В 2013-2014 году переданы документы в КДН и ЗП на 3 учащихся, из них на 2 учащихся повторно (октябрь 2013 год и май 2014 год). А так же 30 апреля 2014 года, документы на одного из учащихся переданы в ПДН для привлечения к административной ответственности родителей за неисполнение своих обязанностей по воспитанию и обучению н/летнего.

ВНЕУРОЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ УЧАЩИХСЯ, СОСТОЯЩИХ НА РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ УЧЕТА.
Вовлечение детей категории «трудные» во внеурочную досуговую, либо общественно - полезную деятельность остается особо важной проблемой. Так как в большинстве случает эти дети из неблагополучных семей, они в большей степени предпочитают «улицу».
Особое внимание уделялось учащимся, находящимся в трудной жизненной ситуации. Социально-педагогическая защита прав ребенка выражалась в следующих формах работы: выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети, находящиеся под опекой, дети из многодетных и малообеспеченных семей). В начале учебного года для таких детей было организовано бесплатное питание. Для детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации было оформлено бесплатное питание по акту обследования жилищных условий.
Работа по взаимодействию с педагогическим коллективом

В течение года проводилась работа по оказанию помощи классным руководителя и учителям-предметникам по следующим вопросам:
составления социального паспорта класса;
проведения диагностических мероприятий и тестирования;
составления педагогических характеристик и представлений на учащихся.
организации работы с детьми, стоящими на внутришкольном учете;
организации оздоровительной работы с детьми «группы риска», опекаемыми детьми;
Проводились консультации для классных руководителей, педагогических работников по вопросам семейного права, профилактики вредных привычек, формирования отношений между родителями и детьми, работы с детьми с девиантным поведением, школьной дезадаптации.
5. Работа с учащимися
В течение 2013-2014 учебного года проводился ежедневный контроль посещаемости учеников с отметкой в журнале учета, выяснялись причины их отсутствия или опозданий, поддерживалась тесная связь с родителями и классными руководителями.
В случае длительного отсутствия ученика посещались семьи обучающихся по месту их жительства.
С тревожными детьми были проведены профилактические беседы о действующем законодательстве, беседы по формированию здорового образа жизни. Ежемесячно проводилась работа, по вовлечению учащихся в кружки и секции, осуществлялся контроль за посещением кружков, дополнительных консультаций, изучались жилищно-бытовые условия, выявлялись трудности и проблемы.
Разрешались конфликтные ситуации в школе, оказывалась помощь и поддержка. Проводились рейды в семьи детей.

В рамках профилактической работы были организованы и
проведены следующие мероприятия для учащихся и их родителей:

п/пДата Тема Классы
1 16.10 2013 Открытый урок по формированию толерантного отношения к проблемам инвалидности 1-4 кл.
2 23.10.2013 Толерантное отношение к инвалидам – норма жизни 5-7 кл.
3 30.10.2013 Красноярский край – территория равных возможностей 8-11 кл.
4 22.04.2014 «Как сохранить эмоциональную близость с ребенком» 1-11 кл.
5 24.04.2014 «Взаимодействие семьи и школы по вопросам правового воспитания» Общешкольное родительское собрание
В целях профилактики правонарушений и преступлений в школе проводилась следующая работа:
Социально-педагогические мероприятия: «Курить - здоровью вредить»; «Профилактика СПИДа и ВИЧ-инфекции»; «Умей сказать «НЕТ» (профилактика наркомании).
Формирование у обучающихся потребности в ЗОЖ и воспитание здорового физически и нравственно молодого поколения – одна из первоочередных задач нашего общества. Ведущая роль по профилактике правонарушений, безусловно, принадлежит школе. Вопросы воспитания у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, профилактики правонарушений включены в планы воспитательной деятельности классных руководителей 1-11 классов. План работы включал следующие мероприятия: вовлечение учащихся в кружки и секции; конкурсы, спортивные состязания и вовлечение в них учащихся, в первую очередь из «группы риска»; классные часы и беседы, конкурсы рисунков и плакатов «Мы выбираем ЗОЖ», уроки - ролевые игры, творческие работы учащихся. В начале учебного года во всех классах были проведены классные часы о правах и обязанностях школьников, о правилах поведения в школе, а также учащиеся 1-11 классов были ознакомлены с Уставом школы.
Просветительская работа ведется на протяжении всего периода обучения ребенка в школе. Родители, играющие важную роль в жизни ребенка, также вовлекаются в просвещение по профилактике правонарушений. Следует отметить, что эффективность профилактической деятельности определяется тем, насколько у ребенка воспитана потребность в здоровом образе жизни, насколько у него выработана активная жизненная позиция. При организации профилактической работы основываюсь на том, что чем больше у ребенка возможностей зарекомендовать себя как творческую личность, тем меньше у него проявится интерес к асоциальным явлениям.
Анализируя всю работу за 2013-2014 учебный год, можно выявить ряд проблем, которые возникают в процессе работы:
Проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде;
Проблемы, связанные с неблагополучием семьи;
Проблемы детей, которые не находят себе места в нормальном социуме, дезадаптированные по отношению к нормам социальной жизни и к жизни в коллективе;
Проблемы тяжелого материального положения родителей, педагогическая запущенность детей, педагогическая безграмотность родителей, их неготовность или нежелание заниматься полноценным воспитанием детей.
Подводя итоги деятельности социального педагога за год, можно выявить следующее:
наблюдается снижение количества учащихся, поставленных на различные формы учета (по сравнению с предыдущими годами);
социально-педагогическая работа проводилась в соответствии с нормативными документами и должностными обязанностями социального педагога;
цель и задачи СПД реализованы почти в полном объеме;
в течение года увеличивалось число опекаемых детей, детей из многодетных и неполных семей.
уменьшилось число учащихся состоящих на внутришкольном контроле (снято 5 учащихся). Но остается значительным число детей «группы риска» и учащихся, состоящих на внутришкольном контроле (низкая успеваемость, пропуски уроков без уважительной причины). Данная категория детей требует повышенного внимания в работе социально – психологической службы.
Постоянно ведется профилактическая, коррекционная, просветительская работа с детьми и родителями «социального риска» - контроль за ситуацией в семье, социальный патронаж, контроль за успеваемостью и посещением занятий, профилактические беседы с родителями.
Определены цель, задачи на 2013-2014 учебный год:
 Цель: Создавать условия для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения обучающихся в школе, семье и социальном окружении.
Задачи:
1.      Предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, пропаганда ЗОЖ.
2.      Организация своевременной, комплексной, личностно-ориентированной, социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся и родителям, а так же детям «группы риска», которые имеют проблемы в общении, обучении, развитии, социализации или находится в социально-опасном положении.
3.      Повышение педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса и родителей.
4.      Осуществление делового партнерства по работе с семьями «социального риска» и детьми «группы риска» с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторами ПДН, участковым.