Аналитический отчет педагога – психолога МОУ СШ № 76

Аналитический отчет педагога – психолога
МОУ СШ № 76,
Романчук Виктории Эдуардовны
за 2014 – 2015 учебный год.

Цель работы педагога-психолога поставленная на 2014-2015 учебный год содействие гармоничному психическому, психофизическому и личностному развитию детей на разных возрастных ступенях, сопровождение всех участников образовательного процесса на различных этапах развития, развитие у них творческих способностей.

Исходя из цели были определены основные задачи работы на 2014-2015 учебный год:

Психологическое сопровождение учащихся 1-4 классов.
Психологическое сопровождение учащихся 9-11 классов.
Своевременное оказание психологической помощи первоклассникам при адаптации к средней школе.
Оказание своевременной помощи в адаптации учащихся 5 классов.
Сопровождение профессионального самоопределения личности 9 – 11 класс
Сопровождение процесса подготовки к ЕГЭ и ГИА
Снижение уровня агрессии, тревожности и преодоление страхов для 1-11 классов.
Оказание помощи учителям по решению спорных ситуаций в процессе обучения. Помощь при аттестации (подготовка самоанализа)
Психологическое просвещение родителей по вопросам: возрастной и социальной психологии, а так же педагогические аспекты воспитания.
Создание и сохранение благоприятного психологического климата в коллективе учителей и учащихся.
Повышение психологической грамотности учащихся, учителей и родителей.

С целью осуществления данных задач работа ведется по следующим направлениям:

Диагностическая работа
Консультативно-просветительская работа.
Коррекционно-развивающая работа.
Организационно-методическая работа.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Диагностическая работа проводилась по плану работы на год, а так же в соответствии с запросом родителей, педагогов, учеников.

В сентябре – октябре
Начальная школа
Диагностика эмоционального фона в 1 классе
Средняя школа
Диагностика уровня тревожности в 5 классе
Старшая школа
Диагностика образовательных потребностей (9 класс)

Период адаптации первоклассников к условиям младшей школы.
Осуществлялось каждодневное наблюдение за учащимися, проводились замеры эмоционального фона в классе .
По результатам первичной диагностики:
в 1А и 1Б классе:
Таблица 13 SEQ Таблица \* ARABIC 14115
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Ребята с низкими показателями особо отслеживались в течении 1 триместра. Мной была проведена групповая работа по адаптации первоклассников по программе О.В. Хухлаевой «Хочу быть успешным».
На начало учебного года в каждом классе было 5-6 учащихся с низким показателем адаптации, на конец учебного периода выявлены: 1а – 1 ребенок, 1 б- 1 учащийся.
Период адаптации пятиклассников к условиям средней школы, проводился так же при помощи фронтальной диагностики по методикам: Тест тревожности Филипса и Социометрия.
Таблица 2
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
В начале учебного года были проведены классные часы. Цель: «Сплочение коллектива». Среди детей было проведено анкетирование.
Тест школьной тревожности Филлипса дает представление как об общей тревожности- эмоциональном состоянии ребенка, связанном с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности. В результате данного исследования установлено, что 12,2% пятиклассников на начало учебного года испытывают повышенную тревожность (повышенная тревожность по шкалам 1 «общая тревожность в школе», 5 «страх ситуации проверки знаний»).
В начале учебного года были проведены классные часы. Цель: «Сплочение коллектива». Среди детей было проведено анкетирование.
При повторной диагностики уровень тревожности среди пятиклассников снизился до 6%.

На начало учебного года была проведена диагностика образовательных потребностей 9 класса. Учащиеся смогли самостоятельно оценить уровень профессиональных предпочтений. Прозвучало множество вопросов уточняющего характера, на которые они получили исчерпывающие ответы.
Регулярно в течение года проводился замер эмоционального настроя по подготовке к ЕГЭ и ГИА
На начало года 10 % учащихся 11 класса, испытывали страх перед предстоящим ЕГЭ Опрос на конец года показал, что обучающиеся не волнуются при подготовке к ЕГЭ, только пятеро ребят из 16 показали уровень тревожности выше нормы.

ДИАГНОСТИКА ВНИМАНИЯ
На начало и конец года
4 класс
По результатам первичной диагностики было выявлено 23 человека с показателями уровня внимания ниже среднего. Все были взяты под контроль.

Таблица 3 Количество обучающихся с низким уровнем развития внимания
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
начало года конец года

Вторичная диагностика на конец года показала, что уровень развития внимания на конец учебного года у 12% учащихся улучшился.
Уровень развития памяти остается ниже среднего у 11 % учащихся 1- 4 класс на конец года, а у 89 % он в норме.
По результатам опроса в 11 классе, тест ДДО показал, что большее количество предпочитают профессии типа «Человек - человек». К концу первой четверти все обучающиеся определились с выбором будущей профессии, но были сомнения. На конец года все ребята сделали осознанный выбор.

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ.

В течение года был проведен ряд мероприятий с учащимися.
По просьбе родителей с 9 - ю учащимися из 2 - ых классов была проведена индивидуальная работа в течение года, по развития внимания, памяти и логики. По запросу родителей была проведена работа по снятию тревоги с учащимся из 2-3 класса. Была проведена индивидуальная работа с 7 учащимися по адаптации в 1х классах.
В течение 2013 -2014 учебного года было проведено 36 развивающих занятий в начальной школе с 1 по 4 класс. 12 занятий в средней и старшей школе ( в виде классных часов, тренингов и . т. д.)

ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА.
В рамках ежегодных мероприятий, традиционно проводился месячник по профилактике употребления ПАВ, цикл бесед для 5- 11 классов:
«Здоровая еда».
«Здоровый образ жизни»;
«Энергетические напитки, миф и реальность»,
«Роль алкоголя и табака в жизни человека»;
«Современный мир. Мнение звезд о курении»
В результате у обучающихся повысился уровень осведомленности.
Традиционно в течение учебного года проводились мероприятия по профориентации. Ребята индивидуально обращались за помощью по выбору профессии.
В сентябре 2014 года были проведены собрания для родителей 1 – ых классов: Тренинг для родителей 1 класса: «Будем знакомы», в декабре « Особенности адаптации первоклассников», в 3-4 классах проведены собрания на тему «Особенности возраста» ( приняли участие 45 родителей).

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

В течение 2014-2015 года проводила индивидуальные и групповые консультации. Основные запросы преподавателей – «Низкая мотивация », «Ложь ребенка и лень» в 45%.
Основные запросы родителей – «Низкая успеваемость», «Разность целей и взглядов отцов и детей» , «Ребёнок не хочет учиться» в 75 % случаях. Обучающиеся в установленное графиком время получали психологическую помощь, основные запросы - «Непонимание родителей» (более 48%), « Отсутствие взаимопонимания с одноклассниками » (15%), «Трудности с учителем» (35%).
2014-2015 год
45 консультаций

Всем обратившимся оказана психологическая поддержка.


Распределение запросов в процентном отношении:
3%- методическая помощь;
26 %- консультации по проблемам взаимоотношений;
17 %- готовность к школьному обучению;
14%- консультирование по результатам диагностики;
16%- негативное эмоциональное состояние;
4%- осуществление индивидуального подхода в обучении и воспитании;
6 %- трудности обучения;
10%- конфликтная ситуация;
4 %- уровень развития ребенка.

Групповых консультаций за 2013-2014 учебный год проведено 12 из них:

30%- консультирование педагогов на консилиумах;
40%- консультирование родителей на родительских собраниях;
30%- консультирование обучающихся на переменах;

Перспективы развития на 2015-2016 учебный год.

На 2015-2016учебный год следует :
Продолжить расширение базы по подготовке к ЕГЭ и ГИА. Разработать общую модель психологической поддержки.
Подготовить новый инструментарий по развитию внимания: таблицы, дидактический материал
Доработать программу по сплочению коллектива для 5 – ых классов.
Педагог-психолог
МОУ СШ № 76
Романчук В.Э