Картотека игр по развитию речи для родителей по лексическим темам: Зима. Зимующие птицы. Комнатные растения.


УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ МЫ РАБОТАЕТ НАД ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ: "ЗИМА"
Во время прогулок понаблюдайте вместе с ребенком за изменениями в природе. Расскажите ему о зимних месяцах, Новом годе, о том как зимуют животные и птицы, во что одеваются люди, в какие игры можно поиграть на улице и т.д.
Игра "Когда это бывает?"
Взрослый описывает какое-либо время года, а ребенок угадывает.
Например, дует холодный ветер, птицы улетают на юг, желтеет трава...когда это бывает? - ребенок: осенью и т.д.
Игра "Какой? Какая? Какое?"
Взрослый спрашивает: "Снег какой?"
Ребенок: Белый, холодный, пушистый, легкий и т.д.
елка какая...
Дед Мороз какой...
небо...
солнце...
сосулька...
Игра "Что, кто так может?"
Взрослый предлагает ребенку подобрать слово на зимнюю тему (если у вас есть, картинку) к действию или прилагательному,
например,
идет...снег
падает...
дует...
холодный...
наступила...
белый и т.д.
Игра "Назови ласково"
ёлка-ёлочка
заяц...
медведь...
лиса...
синица...
воробей...
снег...
горка...
снеговик...
снежок...
Загадки о зиме.
На юг уж птицы улетели,Пришли морозы и метели.Стоят деревья в серебре,Мы лепим крепость во дворе.(Зима)
Крыша в шапке меховой,Белый дым над головой,Двор в снегу, белы дома.Ночью к нам пришла...(Зима)
Дел у меня немало - Я белым одеяломВсю землю укрываю, В лед реки убираю,Белю поля, дома, А зовут меня ...(Зима) 
Запорошила дорожки,Разукрасила окошки.Радость детям подарилаНас на санках прокатила.(Зима)
Явилась вслед за осеньюЯ по календарю.Я самый лучший праздник вамНа радость подарю!А землю белым снегом яУкутала сама.Ребята, отгадайте-ка,Ну, кто же я? ...(Зима)
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
"МЫ ВО ДВОР ПОШЛИ ГУЛЯТЬ"Раз, два, три, четыре, пять,(Загибать пальчики по одному.)Мы во двор пришли гулять.Бабу снежную лепили.(Имитировать лепку комов.)Птичек крошками кормили,(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)С горки мы потом катались.(Вести указательным пальцем правой рукипо ладони левой руки.)А еще в снегу валялись.(Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной.)Все в снегу домой пришли,(Отряхивать ладошки.)Съели суп и спать легли.(Производить движения воображаемой ложкой,положить руки под щеку.)
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ МЫ РАБОТАЕМ НАД ТЕМОЙ: "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"
Во время прогулки понаблюдайте за птицами, как они зимуют, чем питаются и где живут. Расскажите ребенку о том, как люди помогают птицам пережить зиму. Смастерите свой собственный скворечник и повесьте его около дома. 
Посмотрите с ним презентацию на данную тему, предложите вспомнить названия птиц представленных в видео. Когда ребенок хорошо запомнит названия птиц, то можно предложить отгадать загадки.
Загадки.
Спинкою зеленовата,Животиком желтовата,Чёрненькая шапочкаИ полоска шарфика.(Синица) Эта  птичка,Хоть и невеличка,Выводит птенцовТолько лютой зимой.(Клёст)Красногрудый, чернокрылый,Любит зёрнышки клевать,С первым снегом на рябинеОн появится опять.(Снегирь)Чернокрылый,КрасногрудыйИ зимой найдет приют:Не боится он простуды- С первым снегомТут как тут!(Снегирь)Птичка-невеличкаНожки имеетА ходить не умеет.Хочет сделать шажок- Получается прыжок.(Воробей)Чик-чирик!К зёрнышкам прыг!Клюй, не робей!Кто это?(Воробей)
Игра "Один-много".
сова-совыдятел...
воробей...
голубь...
ворона...
сорока...
снегирь...
Игра "Назови ласково"
сова-совушкаворобей...
снегирь...
Игра "Есть - нет"
Взрослый говорит ребенку: "У меня есть синица". Ребенок отвечает: "У меня нет синицы", потом взрослый и ребенок меняются ролями.
 Игра "Чей? Чья? Чье?"
Взрослый показывает картинку с зимующей птицей, например, ворону и спрашивает: "Чей клюв, чей хвост, чье крыло и т.д.", ребенок отвечает. Данная игра помогает запомнить названия частей тела и обучиться навыку образования притяжательных прилагательных.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ МЫ РАБОТАЕМ НАД ТЕМОЙ: "КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ"
Рассмотрите комнатные растения, которые вам встретятся. Расскажите ребенку о том, как они растут, как за ними ухаживают и какую пользу они приносят человеку. Рассмотрите строение растения, покажите, где у него корни, где стебель, листья, лепестки, если есть и т.д.
 Игра "Что лишнее?" 
яблоко, банан. абрикос, герань
кактус, бегония, огурец, фиалка
береза, бегония, дуб, ель и т.д.
Игра "Назови ласково"
корень -корешок;
стебель-...лист-...лепесток-...цветок-... и т.д.
Игра "Чего не стало". 
Взрослый предлагает ребенку запомнить за минуту от 5-7 картинок. Затем одна картинка убирается, а ребенок должен назвать ее. При этом взрослый спрашивает: "Чего не стало?" Ребенок должен начать ответ со слов: "Не стало..."
Игра "Что появилось?". 
Проводится аналогично игре "Чего не стало?" с той лишь разницей, что здесь картинки не убираются, а добавляются. Взрослый спрашивает: "Что появилось?", ребенок отвечает: "появилось..."
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА: "ЦВЕТОК"
Солнце поднимается,
Скрещенные руки с широко расставленнымипальцами, медленно поднимаются над головой
Цветочек распускается.
ладони с сомкнутыми пальцами, соприкасаются запястьями
Солнышко садится,
Скрещенные руки с широко расставленнымипальцами медленно опускаются
Цветочек спать ложится.
Ладони вместе соприкасаются
пальцами и запястьями
Высокие, красивые
Руки вверх, ладони с сомкнутыми пальцами, соприкасаются запястьями
Цветы у нас растут.
А корни под землею
Руки опустить вниз, ладони соединить обратной стороной, широко расставить пальцы.
Для них водичку пьют