Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
“Д\с № 14 г. Кировска”
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
Тема: «Жизнь и развитие бабочек в природе»
Подготовила
Воспитатель
Будылёва Татьяна Васильевна
Знакомство с насекомыми. Жизнь и развитие бабочек в природе.
Задачи:
Формировать представления детей о жизни и развитии бабочек в природе.
Дать знания о сходствах и различиях насекомых и птиц, используя модели характерных признаков.
Развивать речь-рассуждение.
Активизировать речь детей за счёт слов, обозначающих характерные признаки насекомых и птиц, частей растений, названий бабочек, первоцветов.
Материал:
Игрушка - Незнайка, картинки: птица и бабочка, модели характерных признаков насекомых и птиц, 2 бабочки из бумаги, 2 набора цветов ромашек.
Ход занятия:
Входит Незнайка: - Здравствуйте, ребята . Я так рад с вами встретиться.
Воспитатель: - Здравствуй, Незнайка , какой ты сегодня весёлый.
Незнайка : - Я сегодня так хорошо погулял по весенней травке, радовался тёплому весеннему солнышку. Знаете, кого я поймал? (Ответы детей) Красивую птичку. Я принёс вам её картинку. (Показывает картинку бабочки)
Воспитатель: - Ребята, разве, это птичка? (Нет, бабочка, она насекомое)
Незнайка : - Нет – это птичка. У неё есть крылышки, она летает.
Воспитатель: - Ребята, давайте расскажем Незнайке , кто такая бабочка. В помощь вам я приготовила модели характерных признаков насекомых и птиц. (Бабочка - насекомое,  у неё 3 части тела: головка, грудка, брюшко, 6 ног, появляется из яичек. У птиц  голова с клювом, 2 крыла, 2 ноги, покрыты перьями, появляются из яиц) (Показать картинки птицы и бабочки) Воспитатель: - Ребята, что есть и у бабочек, и у птиц? (Крылья – у птиц их 2, а у бабочек  – 4. Появляются из яичек. Бабочки  и птички  умеют  летать)Незнайка : - Значит, я поймал бабочку, а она насекомое, а не птичка.
Воспитатель: - Незнайка , ты поиграл с ней и отпустил?
Незнайка : - Я её отпустил, но она почему-то не полетела. У неё смялись крылышки. Ну, ничего,  новые крылышки  вырастут. Я другую бабочку  найду и буду с ней играть.
Воспитатель: - Ребята, как наш Незнайка обидел бабочку. Разве, вырастут у неё новые крылья? (Новые крылья у бабочки не вырастут)
Незнайка : - Но бабочек много, они летают, летают и больше ничего, ни делают.
Воспитатель: - Кто, ребята, знает какую пользу, приносят бабочки? (Ответы детей) Бабочки опыляют растения, они переносят на своём тельце и ножках пыльцу. А ещё они очень красивые и просто радуют нас. Незнайка , теперь ты знаешь, что бабочки приносят пользу, а новые крылышки у них не вырастут, как не вырастут у тебя новые лапки, а у деток новые ручки.
Незнайка : - Спасибо, что рассказали мне о бабочках. Я больше обижать их не буду, я буду ими любоваться.
Воспитатель: - Ребята, смотрите, какие красивые бабочки к нам прилетели. Здравствуйте, бабочки. Что вы такие грустные?
Бабочка: - Здравствуйте. Меня зовут лимонница.
Бабочка: - А меня зовут павлиний глаз. Мы, наверное, очень рано проснулись после зимы. Травка появилась, солнышко светит, а цветочков нет. А в цветах есть сок, который называется нектар. Им мы и питаемся.
Воспитатель: - Ребята, как можно помочь бабочкам? (Ответы детей) У меня есть цветы ромашки, которые состоят из частей. Посмотрите и вспомните, как называются части растений. (Корни, стебель, листья, цветок) Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Помоги насекомым». Каким насекомым, мы будем помогать? (Бабочкам лимоннице и павлиньему глазу)
Незнайка : - И я хочу помочь бабочкам.
Воспитатель: - Хорошо, попробуй собрать ромашку.
Незнайка собирает, но не правильно. Воспитатель предлагает детям исправить ошибки .Воспитатель: - Теперь мы разделимся на две команды и придумаем им названия, каких-нибудь насекомых. (Дети выбирают названия команд) На счёт «1,2,3- беги» бежит первый ребёнок и кладёт корень, затем второй – кладёт стебель и так, пока не соберётся весь цветок. Последний ребёнок бежит и сажает на ромашку бабочку. Незнайка, говори слова для начала игры.
Незнайка : - «1,2,3- беги»
Дети выполняют задание.
Незнайка : - Какие вы дружные, быстрые, ловкие. Только я забыл, как назывались цветы, которые вы  собирали? (Ромашки) И у бабочек такие сложные названия. (Лимонница и павлиний глаз)
Бабочки: - Спасибо вам за помощь. Нам пора улетать.
Воспитатель: - Скоро появятся первые весенние цветы и нектар, которым вы питаетесь. Ребята, кто помнит,  как называются первые цветы? (Первоцветы) Какие первоцветы, вы знаете? (Мать-и-мачеха, ветреница…)  До свидания, бабочки. (До свидания)
Бабочки: - До свидания.
Незнайка : - И мне пора уходить. Был рад вас снова видеть. До свидания.  (До свидания)
Воспитатель: - Ребята, о каких насекомых, мы сегодня говорили? (О бабочках) Что нового, вы узнали о них? (Бабочки питаются нектаром, на ножках и тельце переносят пыльцу…)  Хотите узнать о бабочках больше? (Хотим) В следующий раз я ещё расскажу вам о бабочках.