Проект в подготовительной группе Моя Республика


Проект «Моя Республика»
Выполнила:
Чумукова Наталия Ивановна, воспитатель интегрированной группы.
Место работы:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №19 «Светлячок», г. Волжска РМЭ
Актуальность проекта.
Любовь к родному краю, к родной культуре,
родной речи начинается с малого – любви к своей семье,
к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит
в любовь к родной стране, к ее истории,
прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
( Д. С. Лихачев).
Моя малая Родина … У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать– всё!
Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей.
Одна из форм формирования интереса и любви дошкольников к малой Родине – это использование краеведческой работы.
Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формулируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной край, а значит стать созидателем своей малой Родины.
Выбор данной темы обусловлен пониманием значимости этой проблемы, с одной стороны, и недостаточным уровнем знаний у детей и родителей о родном крае, с другой. Необходимо отметить, что в настоящее время эта работа не только актуальна, но и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Цель проекта:
Приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание уважения к культурным и национальным традициям, формирование поисковой мотивации краеведческой деятельности.
Задачи проекта:
-сформировать у детей гражданственность, чувство любви и гордости к Родине на основе изучения истории, природы родного края;
-систематизировать полученные ранее знания о родном крае;
-расширять представления о достопримечательностях марийского края;
-познакомить с творчеством марийских поэтов и художников;
-расширять знания детей о флоре и фауне РМЭ;
-познакомить детей с реками и озерами;
- развивать память, творческое воображение, внимание, речь, мышление.
-воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им;
Образовательные области:
Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, безопасность, художественное творчество, социализация, труд, музыка.
Тип проекта:
Информационно-практико-ориентированный.
Участники проекта:
Дети подготовительной к школе группы, воспитатели, инструктор по физ. воспитанию, учитель марийского языка, руководитель по музыкальному воспитанию.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Гипотеза:
Проживая в Республике Марий Эл, мы не только не посещаем уникальные места, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных не только в республике. В ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории республики, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил край, начнут проявлять интерес к событиям жизни края и отразят свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Этапы реализации проекта:
Формы работы задачи Срок реализации
подготовительный
Тест-опрос «Люби и знай родной край» Выяснить, что знают дети о родном крае Круглый стол Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта, ориентировать родителей на важность данной проблемы, обсудить задачи проекта. Подбор информации, наглядного материала, дидактических пособий Создать условия для реализации проекта. Основной этап-
Собственно-исследовательский
Цикл занятий: Беседа о флаге, гербе Марий Эл. Прослушивание гимна. Познакомить детей с символикой РМЭ.
Беседа о реках и озёрах марийского края.
Познакомить детей с реками и озерами Республики Марий Эл: откуда они берут начало, почему их так называют. Дать представление о значении водных ресурсов, их пользе. Рассказ воспитателя о достопримечательностях городов края. Формировать у детей любовь к родному краю, интереса к городам. Беседа о народных промыслах. Познакомить детей с старинными народными промыслами: резьба по дереву, чеканка, вышивание, лозоплетение. Беседа о животном мире марийского края Уточнить знания детей об образе жизни животных нашего края. Растительный мир (оформление Красной книги)
Познакомить детей с разнообразием растительного мира РМЭ: хвойные, лиственные леса, травы, растения, занесенные в Красную книгу. Ознакомление с национальным костюмом. Познакомить детей с национальным орнаментом, их значением. Ознакомление с творчеством марийских художников:
И. Ямбердова,
З. Лаврентьева. Продолжать воспитывать интерес к творчеству марийских художников. Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций Развивать у детей интерес к книгам о родном крае. Чтение произведений: Знакомство с марийскими легендами , сказками: « Коза и медведь», «Кто всех сильнее», «Сорок одна небылица», «Кокша – Богатырь», « Изий», « Нончык Патыр» и т.д. Через фольклорные и авторские произведения знакомить детей с жизнью марийского народа, национальными обычаями, традициями, природой, воспитывать любовь к родному краю. Чтение и разучивание стихотворений о родном крае: С. Вишневский «Марийский край», Л.Вавилова «Что такое Родина» Развивать память, умение выразительно рассказывать стихи, способствовать более яркому восприятию детей информации о РМЭ. Конкурс детских творческих работ: Рисование на тему: «Марийские богатыри», «Моя любимая сказка», «Украшение марийского платья». Дать представление о многообразии способов изображения окружающего мира, развивать фантазию, мышление, воображение, эстетический вкус. Вечер загадок о флоре и фауне родного края. Развивать память, логическое мышление, воспитывать любовь к родной природе. Конкурс за лучший семейный рассказ: Рассказы, заранее подготовленные детьми (вместе с родителями), об исторических местах района и его знаменитых людях. Способствовать поисково – исследовательской деятельности, сотрудничества педагогов с родителями и детьми. Игротека:
подвижные игры: «Угадай, где я нахожусь», Петушиное сражение», « Кукушка», «Кто шустрее». Развивать двигательную активность детей во время подвижных игр, упражнять в согласовании движения с текстом. Дидактические игры: «С какого дерева лист?»
«Назови друзей леса»,
«Кто лишний»,
«Найди животных нашего края»,
«Когда это бывает»,
«Грибная поляна»,
«Кто живёт в реке». Развивать умение применять ранее полученные знания, закреплять названия растительного, животного мира, достопримечательностей марийского края. Сюжетно-ролевая игра: Экскурсия по родному краю
Поддерживать интерес к сюжетно – ролевой игре, упражнять в умении применять полученные знания. Разучивание песен, танцев, прослушивание мелодий по данной теме (В. Осипов «Мыланемже ты туня», «Песня о Родине» , «Ой, луй модеш» и т.д.)
Совершенствовать творческие способности детей, закреплять практические навыки выразительного исполнения песен, воспитывать любовь к национальной культуре. Театрализованная деятельность: Инсценировка марийской сказки «Пире ден пучо» (Волк и лось) Поддерживать эмоционально – психологическое состояние детей. Заключительный этап-обобщающий
Создание альбома о родном крае
Выставки рисунков.
Итоговое занятие
« Оформление стенгазеты « Мой родной край»» Систематизировать знания детей о родном крае. Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук. Ожидаемые результаты:
В группе будут созданы необходимые условия по ознакомлению детей с родным краем.
У воспитанников:
появится интерес к поисковой деятельности;
сформируются представления о родном крае и родном городе, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города; знание названий улиц города; умение видеть красоту родного края и города, радоваться ей; умение ориентироваться по карте-схеме РМЭ.
У родителей:
Повысится интерес к работе ДОУ.
Повысится активность участия в конкурсах, выставках, экскурсиях.
Окажут помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.
Продукты проекта:
фотоматериалы;
стенгазета;
конспекты познавательного проекта;
слайд-шоу;
альбомы.
Оборудование:
Альбомы, энциклопедии, рассказы и стихи о родном крае, сказки и легенды, предметы быта, национальный костюм.
Основные формы реализации проекта:
Беседа, рассматривание альбома, слушание аудиозаписи, загадывание загадок, рисование, чтение произведений, игры дидактические, словесные, подвижные, разучивание песен, стихов.
Заключение:
Таким образом, в ходе данного проекта, с выполнением исследовательских и творческих заданий у детей расширятся и систематизируются знания о родном крае: дети узнают много нового о РМЭ, о его достопримечательностях, о жизни коренных жителей, об их обычаях и традициях; у детей сформируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю. В игре и труде между детьми улучшатся дружеские взаимоотношения. Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни.
Литература:
1.Метод проектов: от проблемы – к пониманию: пособие для работников образования, участвующих в инновационной деятельности/ Авт.-сост. С.А. Шургина. – Йошкар- Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2006
2. http://www.xn--80aib2anhi.xn--p1ai/publikatsii/156-proekt-moj-lyubimyj-gorod3. http://dou75.ru/51/index.php?option=com_content&view=article&id=257&Itemid=9