Разработка урока русского языка в 5 классе (ФГОС) на тему Главные члены предложения. Подлежащее. Средства выражения».


УРОК русского языка в 5 классе на тему «Главные члены предложения. Подлежащее. Средства выражения».
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
пользоваться разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим), анализировать, сравнивать, обобщать, находить главную и дополнительную информацию.
отличать слово от словосочетания и предложения, определять признаки словосочетания и предложения, различать сочинительную и подчинительную связь, обозначать связь в словосочетании графически и оформлять пунктуационно предложения на письме.
выразительно читать художественный текст, подробно и сжато излагать содержание учебно­научного текста.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. II. Языковая разминка.

Развиваем внимание, быстроту реакции. Проверяем знание теоретического материала.
Самая маленькая синтаксическая единица (СС).
СС, предложение, текст изучает (синтаксис).
Раздел, в котором излагается система знаков препинания и правила их постановки (пунктуация).
Предложение Напишите правильно! По цели высказывания (побудительное).
Место в предложении, где нужно применить пунктуационное правило (пунктограмма).
Подлежащее и сказуемое – это (ГО).
В предложении Лесной запах усиливался грамматическая основа (Запах усиливался).
Предложение, которое содержит сообщение о чём-либо, по цели высказывания (повествовательное).
Вопросительные предложения содержат (вопрос).
Совет, просьба, пожелание, приказ – это (побудительные предложения, или побуждение к действию).
- О чём я вас не спросила? (односоставные, двусоставные предложения).
2. Мини-проверочная работа.
1. Найдите повествовательное предложение. Расставьте знаки препинания в конце предложения.
Откройте учебники на этой странице
О чём идёт речь в этом тексте
Маленький дубок вырос на лесной тропинке
Найдите вопросительное предложение. Расставьте знаки препинания в конце предложения.
Нильс просунул голову между лапами Брумме и Мурре
Не хочешь играть
Не трогай его
Найдите побудительное предложение. Расставьте знаки препинания в конце предложения.
И медведь снова улёгся
А почему у него руки и ноги, как у человека
Буди скорее Мурре и Брумме
Отметьте третье лишнее предложение. (Знаки препинания не расставлены).
Пришлось медвежьему семейству сделать передышку
Живо собирайся
Только не вздумай нести меня в клюве
Придумайте предложение, дайте ему характеристику. Коммуникативные УУД
1. Владеть монологической речью.
2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
III. Проверка домашнего задания.
Прослушивание отзывов упр.476
Задание ученикам.
– Обсудите в классе, какой рассказ вам понравился больше всего.
Выдвигая свою точку зрения, аргументируйте её, используя слова и сочетания:
Я считаю, ... так как …
Во­первых, … во­вторых…
Таким образом, … Познавательные УУД
1. Выдвигать и аргументировать свою точку зрения.
IV. Введение в тему урока с постановкой проблемного вопроса.
Заполните таблицу «Подлежащее» (уч-ся фиксируют знания, полученные в начальной школе).
Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Какой частью речи может быть выражено?
– Что нового предстоит узнать? Сформулируйте вопрос. (Как называются предложения с одним главным членом?) Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему (проблему) урока и его цель.
V. Актуализация и углубление изученного.
1. Повторяются изученные в начальной школе сведения. На доске предложения:
Мы любим зиму. – мест.
Наступила весна. – сущ.
Мы с друзьями запускали воздушного змея. – СС (сущ. или мест. + сущ. в Т.п.)
Семеро одного не ждут. – числ.
Две девочки рисовали стенгазету. – СС (сущ. + числит.)
Дежурные вошли в класс. – прил.
Уч-ся фиксируют полученные знания в таблице.
2. Работа с учебником.
Стр. 110-111 – уч-ся учатся отличать новую информацию.
Упр.485 – уч-ся учатся отличать дополнения, выраженные формой В.п. от подлежащих ("Советы помощника» стр. 111.)
Упр.487 – уч-ся учатся находить подлежащие, выраженные сущ. И.п. +сущ. Т.п.
Упр.488 (I, II) – выписать только ГО, определить части речи подлежащего и сказуемого. Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать, строить рассуждения, делать выводы.
Пользоваться разными видами чтения (изучающее), опираясь на механизмы и приёмы читательской деятельности.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в план, схему).
VI. Итог урока.
– Какую новую информацию получили на уроке?
– Вспомните, какова была цель урока. Удалось ли её достичь?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Взаимооценка.
– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.
– Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок? Регулятивные УУД
Соотносить цель и результаты своей деятельности.
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
VII. Домашнее задание.
1.Уметь рассказывать по таблице о подлежащем, стр.110-111.
2. Упр. 484 или 489. Мини-проверочная работа. I вариант
Найдите повествовательное предложение. Расставьте знаки препинания в конце предложения.
Откройте учебники на этой странице
О чём идёт речь в этом тексте
Маленький дубок вырос на лесной тропинке
Найдите вопросительное предложение. Расставьте знаки препинания в конце предложения.
Нильс просунул голову между лапами Брумме и Мурре
Не хочешь играть
Не трогай его
Найдите побудительное предложение. Расставьте знаки препинания в конце предложения.
И медведь снова улёгся
А почему у него руки и ноги, как у человека
Буди скорее Мурре и Брумме
Отметьте третье лишнее предложение. (Знаки препинания не расставлены).
Пришлось медвежьему семейству сделать передышку
Живо собирайся
Только не вздумай нести меня в клюве
Придумайте предложение, дайте ему характеристику.
Мини-проверочная работа. II вариант
Найдите вопросительное предложение. Расставьте знаки препинания в конце предложения.
Откройте учебники на этой странице
О чём идёт речь в этом тексте
Маленький дубок вырос на лесной тропинке
Найдите побудительное предложение. Расставьте знаки препинания в конце предложения.
Нильс просунул голову между лапами Брумме и Мурре
Не хочешь играть
Не трогай его
Найдите повествовательное предложение. Расставьте знаки препинания в конце предложения.
И медведь снова улёгся
А почему у него руки и ноги, как у человека
Буди скорее Мурре и Брумме
Отметьте третье лишнее предложение. (Знаки препинания не расставлены).
Пришлось медвежьему семейству сделать передышку
Медведи устроились на ночлег
Только не вздумай нести меня в клюве
Придумайте предложение, дайте ему характеристику.
Подлежащее
Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Какой частью речи может быть выражено?
Подлежащее
Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Какой частью речи может быть выражено?
Подлежащее
Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Какой частью речи может быть выражено?
Подлежащее
Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Какой частью речи может быть выражено?
Подлежащее
Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Какой частью речи может быть выражено?
Подлежащее
Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Какой частью речи может быть выражено?
Подлежащее
Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Какой частью речи может быть выражено?
Подлежащее
Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Какой частью речи может быть выражено?
Подлежащее
Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Какой частью речи может быть выражено?
Подлежащее
Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Какой частью речи может быть выражено?