Конспект урока русского языка по теме Подлежащее и сказуемое-главные члены предложения

"Главные члены предложения"
3-й класс
Загалова И.Н., учитель начальных классов
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе
Задачи  урока:
введение  понятия «подлежащее»  и «сказуемое»;
отработка  алгоритма  поиска  главных  членов  предложения;
развитие  орфографической  зоркости  учащихся,  внимания,  памяти,  мышления;
воспитывать аккуратность,  любознательность,  любовь  к  природе.
Оборудование:  карточки-перфокарты   для  индивидуальной  работы  учащихся,  тетради, шишки-жетоны,  учебник «Русский  язык» (авт.- С.В. Иванов), карточки-рисунки  с  заданиями,  таблица  с  алгоритмом  разбора  предложения.
Ход  урока
I. Оргмомент
Проверь,  дружок,Готов  ли  ты  начать  урок?Все  на  месте, все  в  порядке:Книги,  ручки  и  тетрадки?
II. Сообщение  цели  урока
У.- Ребята, сегодня  почтальон  принес  письмо. Я  его вам  прочитаю –
Здравствуйте, ребята! Я  приглашаю  вас  в  лесную  школу.Помогите  мне  объяснить  зверятам  новую  тему. С  уважением…
У.-  К  сожалению,  рисунок автора  разорван  на  части.
Мы должны  его  собрать. На  обратной  стороне  каждой  части  рисунка  написаны  вопросы.
Если  вы  правильно  на них  ответите, то  узнаете, кто  отправил  письмо  и  просит  помощи.
За  правильные  ответы  будут  даны  шишки-жетоны.
III.  Повторение  изученного  материала
(Дети поочередно  выбирают  части  рисунка  и  отвечают  на  вопросы)
1-ая  часть =    
Как  на  письме  отделяется  одно  предложение от  другого?
Д.-  Первое  слово  в  предложении  пишется  с  большой  буквы, в  конце  предложения  ставится  точка,  вопросительный  или  восклицательный  знак,  может  быть  и  многоточие.
2-ая  часть =  
Приведите  примеры  повествовательного,  вопросительного,  восклицательного  и  побудительного  предложения.
(Дети  приводят  свои  примеры )
3-я  часть =  
Как  пишутся  имена  и  фамилии  людей, клички  животных?
Д.- Имена, фамилии, клички, города       Все  с  заглавной  буквы  пишутся  всегда.      Начинает  буква  важные  слова:      Иванова  Анна,  Волга  и  Москва.
 4-ая  часть =  
 Как  обозначаются  звуки  на  письме?
Д.- Звуки  на  письме  обозначаются  буквами.
У.- Какие  бывают  звуки?
Д.- Гласные  и  согласные.
У.-  Как  отличить  гласный  от  согласного?
Д.- Воздух  свободно  идет  через  рот,      Нет  препятствий  разных.      Голос  участвует, голос  зовет -       Звук  получается  гласный!
5-ая  часть = 
Как  отличить  согласный звук  от  гласного?
Д.-   А  согласные  согласны         Шелестеть, шептать, скрипеть,        Даже  фыркать  и  шипеть,        Но  не  хочется  им  петь!
6-ая  часть = 
Как  пишутся  сочетанияЖИ – ШИ,  ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ?
Д.-  В  сочетаниях ЖИ – ШИ        Только  «И»  всегда  пиши!       В  сочетаниях ЧА – ЩА        Пишем  только  букву  «А»!       В  сочетаниях ЧУ – ЩУ         Пишут  только  букву  «У»!
7-ая  часть = 
Как  пишутся сочетания ЧК и ЧН?
Д.-  Козочка, горочка,      Тридцать  три  пригорочка!      Ой, ЧК! ЧК! ЧК!      Кочка, почка,  звездочка.      Срочный, уличный, ночной.      Точный, шуточный, речной.      Знаем  мы  наверняка,      Где  ЧН, а где  ЧК.
Эти  сочетания  пишем  без  мягкого  знака.

(По  мере  ответов  на  вопросы  учителя  на  доске  складывается  рисунок  медведя)
У.- Кто  изображен  на  рисунке?
Д.- Медведь.
У.- Мишка  косолапыйВ  школу  к  нам  пришел.Объяснить зверятам  темуПросит  он.
IV. Объявление  темы  урока
У. - А  тема  урока – «Главные  члены  предложения».    Отправляемся  в  Лесную  школу.

У.- Вот  так  чудо  из  чудес:Мы  попали  с вами  в  лес. У  зверят  идет  урок.Медведь – учитель  очень  строг.
1. Минутка  чистописания                                              
У.- Итак, мы  попали  с  вами  в  лес.                                                   
Сегодня  в  чистописании  мы  пропишем  букву, которая  соответствует  первому  звуку  в  слове  ЛЕС.                             
Дети  записывают:
Лл   лл   лл   лл Лес   лесок    лесная   лесник
У.- Что  объединяет  эти  слова?
Д.- Корень, общий  смысл.
У.- Какое  слово  является  проверочным  для  всех  слов?
Д.- Слово  «лес».
У.- Какое  слово  «лишнее»? Почему? Разберите  это  слово  по  составу.
Д.- Это  слово  «лесная». Все  имена  существительные, а это -  имя  прилагательное.
У. - Молодцы! Вы  справились  с  этим  заданием.
У. - А  теперь  составим  предложение  с  одним  из  этих  слов.
(Лучшее  предложение  записывается  в  тетрадь)
2. Работа  над  темой  урока
У.- Рассмотрите  картинку.  Кого вы  видите ?
Д.- Медвежонка.
У.- Составьте  предложение  со  словом  «медвежонок».
Д.- «Медвежонок  ест мед».
У.- Представьте, что из  предложения  выпало  первое  слово. Что получилось?
Д.- «Ест  мед».
У.- Про  кого  мы  не  смогли  узнать?
Д.- Про  того, кто  ест.
У.- Нравится  вам  такое  предложение?
Д. - Нет.
У.- А  теперь  из  предложения  выпало  второе  слово. Что  получилось?
Д.- «Медведь мед».
У.- О  чем  не  узнали?
Д.- Что  делает  медведь.
У.- Из  предложения  выпало  третье  слово. Что  получилось?
Д.- «Медведь  ест».
У.- Можно  назвать  это  предложением?
Д.- Да!
У.- Верно, это - предложение. Слова,  которые  входят  в  это  предложение, называются  главными.  Без  них, как  вы  сейчас  убедились, предложение  не  получится.
Прочитаем  правило  на  стр.50 -51  учебника  о  главных  членах  предложения.
(Дети  читают  правило  сначала  про  себя,  затем  вслух  хором)
У.- Так  без  каких  слов  не  может  существовать  предложение?
Д.- Без  подлежащего  и  сказуемого.
У.- Какое  второе  название  есть  у  главных  членов?
Д.- Грамматическая  основа.
У.- На  стр. 51 учебника  прочитаем  алгоритм  нахождения главных  членов  предложения.
Как  находить  подлежащее  и  сказуемое,то  есть  грамматическую  основу  предложения
Найди  слово,  которое  называет  то,  о  ком или  о  чем  говорится  в  предложении.
Проверь,  отвечает  ли  это  слово  на  вопросы  КТО?  или  ЧТО?
Найди  слово,  которое  называет,  что  делает  или  каков  тот,  о  ком  сообщается  в  предложении.
Проверь,  отвечает  ли  слово  на  вопросы  ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? КАКОВ?
(На  доске  вывешивается  таблица  с  алгоритмом)
(Дети  вместе с  учителем  разбирают  предложения синтаксически)
Физминутка:
Руки  подняли  и  покачали –                           Это  деревья  в  лесу.Руки  согнули, кисти  встряхнули –Ветер  сбивает  росу.В  сторону  руки, плавно  помашем –Это  к  нам  птицы  летят.Как  они  тихо  садятсяПокажем –Крылья  сложим  назад.
V. Закрепление  изученного  материала
1.  У.- Выполним  упражнение  №  1 (стр. 52)  учебника. Надо  письменно  ответить  на  вопросы  и записать  предложения, а  потом  найти  и  подчеркнуть  в  них  подлежащее  и  сказуемое.
Например:  «Рыба  водится  в  реке». 
Д.- В предложении  говорится  о  рыбе.
(Кто?) рыба – это  подлежащее, подчеркиваем  одной  линией.
Рыба (что  делает ?) водится – это  сказуемое, подчеркиваем  двумя  линиями.
У.- Вы отлично  справились  с  этим  заданием. Я  думаю,  ученикам  лесной  школы  все  стало  ясно  и  понятно, как  находить  главные  члены  предложения.
2.  У.- А  сейчас  выполните  упр. № 2 (стр. 52)  учебника. Нужно  найти  в  предложениях  грамматическую  основу  и  записать  в  тетрадь.
(Дети  выписывают  самостоятельно)
Солнце  закатилось.  Тени  легли.Ежиха  вылезла.  Ежата  показались.
(Взаимопроверка  тетрадей)
3.  Самостоятельная  работа
Зверька  узнаем  мы  с  тобой По  двум  таким  приметам:Он  в  шубке  серенькой  зимой,А  в  рыжей  шубке  летом.
У.- Отгадайте  загадку:    
Д.- Это - белка.
У.- Правильно. Она  принесла  вам  задание.
(Учитель раздает  учащимся  индивидуальные  перфокарты,  на  которых  надо определить и   подчеркнуть   главные  члены  предложения)
(Проверка  правильности выполнения  задания  учениками-консультантами)
VI.  Итог  урока
У.- Вот  и  закончился  урок  в  лесной  школе. Сейчас  мы  узнаем  самого  прилежного  ученика.
(Подсчет  шишек  и  выставление  оценок)
У.- Чему  вы  научились  на  уроке?
Что  понравилось  на  уроке?