Конспект занятия по ознакомлению с социальным миром


3Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования Динской район
«Детский сад № 9»
Конспект
образовательной деятельности с детьми
старшей группы (5-6 лет) по ознакомлению с социальным миром «В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба – труд»

Воспитатель: Овсяникова Светлана Владимировна
ст. Нововеличковская
2016 год
Цель: расширять осведомленность детей в сфере человеческой деятельности; представления о людях разных профессий; представлять детям целостный взгляд на человека труда; прививать чувство благодарности к человеку за его труд.Задачи:
Обучающие:
- формировать у воспитанников понимание того, какой сложный путь проходит хлеб, прежде чем появиться на нашем столе;
- обогащать словарный запас детей словами: хлебороб, комбайнер, мукомол, тракторист, лелеять.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, наблюдательность;
- расширять и углублять представление детей о хлебе, как одном из величай-ших богатств на земле;
- познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий.
Воспитательные:
- воспитание ценностного отношения к труду других людей и его результатам; - воспитание бережное отношение к хлебу;
Материал и оборудование:
Демонстрационный: выставка хлебобулочных изделий; картинки с изображениями профессий работников селького хозяйства, участвующих в процессе выращивания хлеба: комбайнера, тракториста; изображение элеватора и золотого поля спелой пшеницы.
Раздаточный: на столах детей мука, зернышки пшеницы.
Предварительная работа:
- сюжетно-ролевая игра «Магазин хлебобулочных изделий»;
- связь с семьями воспитанников. Дать задание: рассмотреть какие хлебобулочные изделия есть у вас, зарисуйте их и назовите самое любимое хлебобулочное изделие вашей семьи;
- организация выставки хлебобулочных изделий;
- выставка иллюстрации «Профессия – хлебороб».
Ход образовательной ситуации:
Введение в игровую ситуацию.
Во время завтрака, один из детей выражает небрежное, небережливое отношение к хлебу (роняет на пол, ломает, не доедает хлеб).
В.: Ребята, почему нельзя так относится, к хлебу?
Ответы детей
В.: Хлеб, прежде чем появиться на нашем столе, проходит трудный путь.
Стихотворение:
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют.
Сил для хлеба не жалеют.
(Я. Аким.)
Актуализация и затруднение
В.: А Никита, похоже, этого не знает. Что же делать?
Ответы детей (предлагают рассказать Никите, как появляется хлеб на столе)
В.: Я согласна с вами, ему и вам всем нужно это знать о том, как трудно вырастить хлеб. Как много людей разных профессий трудятся, чтобы получить хлеб.
В.: Я приглашаю вас на выставку хлебобулочных изделий. Назовите всё, что лежит на столе?
Ответы детей (черный и белый хлеб: батон, буханка, булочки, баранки, печенье, крендель, блины)Открытие нового знания и умения
В.: Откуда это всё у нас? (из магазина, кухни).
Ответы детей
В.: А из чего всё это сделано? (из муки).
Ответы детей
В.: Да, из муки пекут хлеб, блины, пироги. А где пекут?
Ответы детей (на хлебозаводе или кухне)
В.: Добавляют дрожжи, сахар, соль, масло и др. продукты, но главный продукт – это мука.
Переходят за столы
В.: Ребята, посмотрите, у вас стоят мука, а рядом – зерна. Скажите, какая между ними связь?
Ответы детей (из зерен делают муку).
В.: Да. Потрогайте муку. Какая она?
Ответы детей (трогают, делают вывод)
В.: А зёрна?
Ответы детей (трогают, делают вывод)
В.: А как же получается мука из твердого зерна?
Ответы детей (зерна мелют, растирают. Происходи это на мукомольных заводах).В.: Ребята, а где можно увидеть зерна?
Ответы детей (в колосках).
В.: Давайте рассмотрим колоски вместе с вами. Отгадайте загадку: «Золотист он и усат, в 100 кафтанах – 100 ребят»
Ответы детей (колосок).
В.: Такой маленький колосок, а сколько в нем богатства. Ребята, а сколько таких колосков вырастает на огромном поле?
Ответы детей (очень-очень много)
В.: Полюбуйтесь, как выглядит поле созревшей пшеницы, а это именно пшеничный колосок. (рассматривают картины
В.: Ребята, а на что похоже поле?
Ответы детей (на желтое море).
В.: Верно, и по этому «морю» как бы плывет огромный корабль. Вот он на картине. Что же это за корабль? Отгадайте загадку: «Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет»
Ответы детей (комбайн).
В.: Что же делает комбайн?
Ответы детей (скашивает колоски, обмолачивает их, и зерно с поля увозят грузовые машины).
В.: Ребята, а еще раньше, весной, на поле вышли трактора, вспахали землю и посеяли зернышки. Всё лето они росли, набирали силу и только к концу лета поле пожелтело (показ картинок) и зерно созрело. Кто же работает на поле, чтобы вырастить хлеб?
Ответы детей (трактористы, комбайнеры, шоферы).
В.: Правильно, всех их называют одним словом – хлеборобы. А еще люди каких профессий трудятся над созданием хлеба?
Ответы детей (показ фотографий агроном, мукомол, пекарь)
В.: А куда же везут зерно с поля?
Ответы детей (на ток)
Дети рассматривают иллюстрации с изображением элеватора.
В.: Это верно, а затем зерно везут на элеватор – это большие башни, где хранится зерно. А часть зерна везут на мельницу. Где его мелют в муку. А куда же отправляют муку?
Ответы детей (в магазины)
В.: А люди её покупают и пекут всё, что им захочется. Теперь вы понимаете, как труден путь, который проходит хлеб к нашему столу.
Стихотворение:
Человек привык трудиться,
Люди пашут, сеют, жнут,
В каждом зернышке пшеницы,
В каждой крошке хлеба – труд!
В.: А еще послушате пословицы, которые сочинил русский народ о хлебе: - Худ обед, когда хлеба нет.
- Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
- Гречневая каша - матушка наша.
- Хлеб ржаной – батюшка родной.
Рефлексия
Ну, что же ребята, сегодня вы показали себя настоящими ценителями хлеба. Я горжусь вами! Ваше стремление узнать что-то новое, глазки полные удивления и одновременно любознательности, дают мне право думать, что вам было интересно.
- Скажите же мне, люди каких профессий трудятся, чтобы получить хлеб?
- А как же получается мука из твердого зерна?
- А как называются корабли которые плавают по хлебным полям?
- Да, вот оказывается, какой нелегкий труд многих людей которые делают нам хлеб. Но зато очень полезный и необходимый для всех.
В.: А сейчас предлагаю вам поиграть со мной в интересные игры:
«Назови ласково»
Булка, буханка, пирожок, ватрушка, батон, слойка, печенье, торт, сушка, сухарь, зерно, хлеб, колос.«Что лишнее?»
«Печенье, батон, сушка, котлета»
«Молоко, сметана, творог, буханка»
«Скажи наоборот»
Черствый – мягкий
Вкусный –
Горячий –
Свежий –
В.: Ребята, я вам очень благодарна за то, что вы с таким большим интересом и активным участием слушали меня. Теперь я уверена, что вы, зная, как трудно достается хлеб, сколько людей разных профессий трудятся, чтобы его получить, никогда не будете небрежно относиться к хлебобулочным изделиям. А будете беречь хлеб! А теперь приглашаю всех вас на дегустацию хлебобулочных изделий на нашей выставке!
Отзыв
на конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы (5-6 лет) по познавательно-исследовательскому развитию «В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба – труд»
Воспитатель Овсянникова Светлана Владимировна.
БДОУ МО Динской район «Детский сад №9»
Авторская разработка конспекта образовательной деятельности с детьми старшей группы (5-6 лет) по познавательно-исследовательскому развитию «В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба – труд», построена в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами.
Применение инновационных технологий – поисковой технологии, позво-лило заинтересовать и привлечь внимание детей.   На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация.   Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками всех этапов занятия, сами делали выводы и строили гипотезы.
Педагог выслушивал детей с вниманием и интересом, принимал положительно все высказывания воспитанников и предлагал им самостоятельно найти ответы на многие вопросы с помощью экспериментирования.
На занятии прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Воспитатель проявляет  умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми. После проведения занятия педагог проанализировал его результативность, освоение детьми программных задач, провел рефлексию детской деятельности.

Отзыв
на конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы (5-6 лет) по познавательно-исследовательскому развитию «В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба – труд»
Воспитатель Овсянникова Светлана Владимировна.
БДОУ МО Динской район «Детский сад №9»
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми подготовительной группы (5-6 лет) по познавательно-исследовательскому развитию «В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба – труд» раз-работана грамотно, построена методически правильно, интересно, чётко прослеживается тема и цель. Выделены конкретно те задачи, которые реализовываются на протяжении всего занятия. Педагогом выбрана интеграция различных образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие. ииииСодержание такого занятия позволит снять у детей утомляемость, перенапряжение за счёт переключения с одного вида деятельности на другой, а также повысить работоспособность детей. Занятие имеет определенную структуру, выделяются три основные части, которые неразрывно связанны общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание. Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей, вызывает интерес на предстоящую деятельность, создает соответствующий эмоциональный настрой. В ходе занятия приемы и обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, особенностями мышления каждого ребенка. В конце занятия воспитателем предусмотрено обобщение и закрепление полученных знаний. Анализ представленной методической разработки интегрированного занятия показал, что материал разработан с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Данную методическую разработку рекомендовано использовать воспитателям ДОУ для организации групповых и индивидуальных занятий.