Программа элективного курса курса История Черемховского района




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Узкий Луг







Принято Утверждаю:
на заседании педагогического совета Директор школы:
Протокол заседания №1 И.А. Скворцов _________
«31» августа 2015года «1» сентября 2015г.





Рабочая программа
элективного курса
«История Черемховского района»
(наименование курса)
для 10-11 классов
на 2015 - 2016 учебный год








Составитель:
Харченко О.И
учитель истории
I квалификационной категории













с. Узкий Луг
2016


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
 
Программа факультативного курса «История Черемховского района» ориентирована на  более глубокое и подробное изучение истории родного края, в т.ч. истории Черемховского краеведения и судеб  наиболее известных земляков. Постепенно  открывая для себя  неведомые доселе страницы истории Черемховского района, культивируя  в себе интерес к историческому поиску, юный гражданин  сформирует целостное представление о взаимосвязи развития отдельных населенных пунктов, частных событий  и  развития  страны. 
Этот курс предполагает более подробное изучение развития нашего района с древнейших времен до наших дней.
Данная программа должна быть интересна учащимся, которые увлекаются историей и видят в ней свое будущее призвание.
Ведущая идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение не только к многовековой истории родного края, но и  к совсем скромной истории района, посредством формирования навыков поисковой работы.
Цель курса  – патриотическое и гражданское воспитание, формирование активной гражданской позиции, общее и творческое развитие личности, подготовка к активной социальной жизни.
Задачи курса:
-         социально-педагогические (формирование гражданского и патриотического мировоззрения, культуры общения с микро- и макроколлективом, воспитание чувства гордости, сопричастности и ответственности за историю своей страны, воспитание бережного отношения к историческому наследию русского народа);
-         обучающие (углубленное изучение истории родного края);
-         познавательные (формирование навыков поиска информации и получение знаний об исторических особенностях развития родного края);
-         развивающие (развитие потребности  к самостоятельному изучению истории родного края; интеллектуальное, творческое развитие учащихся через обучение грамотной формулировке игровых вопросов  с учетом  различных  параметров игр, как-то возрастные особенности играющих, тематика игры; с последующим обучением правилам корректного интервью);
-         мотивационные (создание комфортной обстановки и атмосферы сотрудничества, посредством диалога с учащимися по поводу необходимой глубины изучения материала, формирование желания продолжить образование по выбранной дисциплине).
К ожидаемым результатам следует отнести:
-          факт осознанного продолжения  изучения  истории края и истории вообще;
-          высокий уровень познавательной активности;
-          толерантность как приобретенный навык культуры общения и  как гарантия патриотического, гражданского и  интернационального самосознания.
 
Метод контроля полученных учащимися знаний, выраженный в форме  интеллектуальных игр по типу «Что? Где? Когда?» или «Брейн-ринга». Поскольку цель интеллектуальных игр – не столько  определить самого эрудированного, сколько дать знания тем участникам, кто затрудняется с ответом на вопрос. Результативность  команды  учащихся на общешкольных или районных интеллектуальных играх по вопросам истории и краеведения будет  лучшей иллюстрацией  усвоения этого факультативного   курса.









Учебно-тематический план
 

Программа курса 17 часов 10 класс.


Название темы
Количество часов


Введение.
1


Раздел 1. Следы древнейших поселений и памятники культуры.
1


Раздел 2. Административно – территориальная структура района.
1


Раздел 3. История района до1917 года
9


Раздел 4. Ссылка. Революция. Гражданская война.
4


Обобщающее занятие.
1


Итого
17 часов

Календарно-тематическое планирование курса «История Черемховского района»
№\у
Дата проведения
Раздел
Тема лекции
Домашнее задание


план
факт




1(1)
05.09

Введение (1 час).

Вводное занятие.
§ стр. 4-6

2(1)
12.09

Раздел 1. Следы древнейших поселений и памятники культуры (1 час).

Следы древнейших поселений памятники природы и культуры.
§1 стр. 6-9

3(1)
19.09

Раздел 2. Административно – территориальная структура района
(1 час).
Административно – территориальная структура района.
§2 стр.9-15

4(1)
26.09


Раздел 3.
История района до1917 года
( 9 часов.).
Освоение края русскими людьми. Население.
§3.1-3.4
стр. 15-20

5-6
(2-3)
03.1010.10



Крестьянское хозяйствование.

§3.5.-3.5.7.
Стр .21-29

7(4)
17.10


Развитие ремёсел. Извоз.
§3.6-.3.7стр. 30-34

8-9
(5-6)
24.10
31.10


Фабричное производство.
§3.10.-3.10.7.
Стр. 39-50

10(7)
14.11


Прокладка железной дороги. Станция Половинная.
§3.8-3.9.
Стр. 35-39

11(8)
21.11


Православие в районе.
§3.11.стр. 50-59

12(9)
28.11


История развития дореволюционного образования в районе.
§3.12.
Стр.59-64

13-14
(1-2)
05.12
12.12

Раздел 4. Ссылка. Революция. Гражданская война.
(4 часа)
Политические ссыльные на нашей территории.

§ стр.66-75

15-16
(3-4)
19.12
26.12


Район в годы революции и гражданской войны.
§стр.66-75

17(1)



Итоговое занятие по курсу.




Содержание учебного курса 10 класс.
Вводное занятие.
Знакомство с содержанием учебного курса. Письменные источники о Черемховском районе.

Следы древнейших поселений памятники природы и культуры.

Знакомство с местами стоянок человека на территории района, относящихся к разным временным периодам. «Шахта Куртуйская». Худуганская пещера. Исследователи пещер: М.А. Кулинченко. Н.Н. Соколов. А.В. Шиверновский. Бельская Сретенская церковь, башни Бельского острога, дом декабриста Громницкого. Голуметь – церковь Николаевская, купеческая усадьба. Работа с картой района.

Административно – территориальная структура района.

Карта Черемховского района. Граница Черемховского района. Сельские общества входившие в состав Черемховского района.

Освоение края русскими людьми. Население. Дорусский период. Влияние государства гуннов на Прибайкалье. Особенности развития племени курыкан, тунгусов (эвенков). Существование частной собственности и социального расслоения. Приход русских людей. Бельский острог (1669 год). Самые ранние поселения района (Узкий Луг, Голуметь, Верхний Булай, Бельск, Гымыль, Хайта, Мотовское, Нижний Булай). Прокладывание Великого Сибирского тракта (середина 18 века). Основные группа населения (крестьяне, поселенцы, казаки, оседлые инородцы, кочевые инородцы и другие). Организация и управление. Сельские общества.

Крестьянское хозяйствование. Виды земледелия по историческим этапам. Землевладение. Площади и пашни. Обработка земли. Сельскохозяйственные орудия труда. Урожаи (какие культуры выращивали). Повинности и подати крестьянства. Крестьянские работы. Рост агротехники.

Развитие ремёсел. Извоз. Домашние кустарные производства. Ремёсла. Натуральное хозяйство(изготовление одежды из льна, конопли, пряжа из пеньки). Обработка кожи в домашних условиях. Центры кожевенного производства (Балаганский округ – Бельск, где действовал самый крупный кожевенный завод). Труд кузнеца. Смолокурение и дёгтегонка. Производство кирпича. Известковый промысел в с. Узкий Луг, на берегу р. Белой. Извоз как экономический фактор. Грузовые перевозки. Особенности извоза.

Прокладка железной дороги. Станция Половинная. Образование почтовой станции Половинная. Наличие на её территории этапа (для арестантов). Прокладка железнодорожного полотна по территории Черемховского района. Строители железной дороги: Я. П. Ярмолаев, И.В.Большедворов, И.А.Орловский, А.Г.Ралдугин, М.К. Хоменко. Значимость станции Половина. Образование и развитие селения Половинное.







Фабричное производство.
Добыча поделочного камня. Г.М. Пермикин купец 1-й гильдии. Предприниматель, организовал добыча нефрита. Добыча графита. Ж.П.Алибер . Производство Боготольского графита. Винокурение. «Вознесенский винокуренный завод». Его учредители : М.А. Сибиряков, Я.А. Немчинов (владельцы золотых приисков и пароходов). Фарфоровое производство. Д.В. Перевалов и Ф.В. Перевалов выходцы из Узкого Луга, основатели Хайтинского фарфорового производства. Золотые и серебряные медалисты выставок в России и Европе. Купцы-пивовары. Бельск. Семья Зицерманов-предпринимателей. Купцы из Голумети (Блаженский). Купцы -предприниматели. (Н.Л. Радионов – купец 1-й гильдии). Торговля.
Православие в районе. Бельская Сретенская церковь. Священник Фёдор Парняков. Никольская церковь в Голумети. Священник Фортунат Назарович Румянцев. Деревянное церковное строительство на территории Черемховского района. Церковь Василия Великого железнодорожной станции Половина. Церковь Святой Троицы в С.Узкий Луг.
История развития дореволюционного образования в районе. Школы трех типов: министерские училища, церковно-приходские, домашние школы. Министерские училища и церковно-приходские школы на территории Черемховского района. Особенности содержания и обучения. Первое приходское училище (1866 г.) на территории нашего района. Бельские учителя: Михаил Филиппович Сизых, К.А. Чабаевская, Г.И. Рубановский. Голуметское одноклассное училище (1867г.).
Политические ссыльные на нашей территории. Польские повстанцы на территории района. Декабристы П.Ф. Громницкий, И.А.Аненков, русский историк Н.А. Рожков в Бельске.
Район в годы революции и гражданской войны. Двоевластие на территории Черемховского района. Переход власти в руки Советов. Формирование отрядов Красной Гвардии. Пантейлемон Парняков. Коммуна в с. Гымыль. Участие Черемховцев в Гражданской войне. Л. Н. Карнаухов, К.И. Хвостов. Отряд братьев Уваровых. Проход армии Каппеля под предводительством генерала Войцеховского.























Программа курса 17 часов 11 класс.



Название темы
Количество часов

1
Раздел 5. Двадцатые годы.
2

2
Раздел 6. Тридцатые годы.
3

3
Раздел 7. Годы большой войны.
2

4
Раздел 8. После войны селу нелегко. Пятидесятые годы.
3

5
Раздел 9. Строим сельскую индустрию. Шестидесятые годы.
2

6
Раздел 10. Семидесятые годы.
2

7
Раздел 11. В зеркале памяти. Восьмидесятые годы.
2

8
Обобщение по курсу.
1

9
Итого часов
17

Тематическое планирование курса

№\у
Дата проведения

Раздел
Тема лекции
Домашнее задание


план
факт




1(1)
06.09

Раздел 5. Двадцатые годы (2 часа)
Становление советской власти в Черемховском районе.
§5.1-5.5.3 стр. 75-100

2 (2)
13.09


Переход к колхозам.
§5.4.
стр. 102-109

3(1)
20.09


Раздел 6. Тридцатые годы (3 часа).

Колхозные дела.
§6.1.стр.109-117

4(2)
27.09


Промышленность 20 – 30 годов. История леспромхозов.
§6.2. стр. 117-123

5(3)
04.10


Сельское образование и культура.
§ 6.3 стр. 123-129

6(1)
11.10

Раздел 7.
Годы большой войны (2 часа).
Великая отечественная война в жизни Черемховского района.
§ стр.129-141

7(2)
18.10


Наши земляки – участники ВОВ.


8(1)
25.10

Раздел 8.
После войны селу нелегко. Пятидесятые годы (3 часа).
Район в 50 - е годы.
§8.1. стр.141-154

9(2)
01.11


Промышленность района. История Боготольского рудника.
§ 8.2. стр. 156-158

10(3)
15.11


Социальная политика послевоенных лет.
§ 8.3. стр. 158-162

11(1)
22.11


Раздел 9.
Строим сельскую индустрию. Шестидесятые годы (2 часа)
Сельское хозяйство и промышленное развитие района.
§ 9.1.
стр. 162-173

12(2)
29.11



Социальная сфера шестидесятых годов.
§ 9.2. стр. 176-180




13(1)



01.12




Раздел 10. Семидесятые годы (2 часа).



Сельскохозяйственное производство. Шаги промышленного роста.



§ 10.1 010.2
стр. 180-192

14(2)
06.12


Социальные достижения 70-х годов.
§ 10.3. стр. 195-201

15(1)
13.12

Раздел 11.
В зеркале памяти. Восьмидесятые годы (2 часа).
Сельское хозяйство. Восточно-Сибирский огнеупорный завод.
§ 11.1-.11.2. стр. 201- 212

16(2)
20.12


Социальная сфера 80-х годов.
§ 11.3. стр. 214-221.

17(1)
27.12


Итоговое занятие.
Защита проектов


Содержание учебного курса 11 класс.

Становление советской власти в Черемховском районе. Создание Черемховского ревкома. Печатное издание «Известия Черемховского ревкома».1-й съезд волостных ревкомовцев Черемховского уезда. Борьба с последствиями Гражданской войны.
Ф. Патаки. Проблема продовольственного обеспечения рабочих в городах. И.С. Пестун. Развитие образования. Библиотеки, избы-читальни. Повстанческое движение против советской власти (весна 1920 г.). Д.П.Донской. С. Н. Алексеев. Поиски эффективных форм управления и территориального деления применительно к новой организации экономики и жизни общества.
Переход к колхозам. Положение в деревне. Призыв к кооперированию и отношение к нему крестьянства. Помощь рабочих. Нажим коммунистов. Последствия торопливой коллективизации. Проблемы колхозной жизни.
Колхозные дела. Территориальные преобразования в начале 30-х годов. Черемхово – отдельная административная единица. Стабилизация в колхозном строительстве. Стахановское движение. 1937г август сформирован Черемховский район. Образование на территориях МТС. Артели земледельцев, ремесленников, промысловиков и охотников. Колхозы перед Великой отечественной войной, их материальная база и результаты хозяйственной деятельности.
Промышленность 20 – 30 годов. История леспромхозов. Положение в промышленности. Наличие заводов. Развитие частного предпринимательства. Добыча графита на Боготольском руднике. Развитие лесной отрасли. ЛПХ района: Юлинск, Чернушка, Мотто-Бодары, Вяткино, Марасы. Особенности развития ЛПХ.
Сельское образование и культура. Борьба с неграмотностью. Школьное строительство. Строительство сельских клубов, изб-читален. Художественная самодеятельность. Появление пионерских отрядов и пионерских лагерей. Телефонизация района. Первая кинопередвижка. Периодическая печать: «Колхозник», «Черемховский рабочий».
Великая отечественная война в жизни Черемховского района. Мобилизация в Красную Армию. Добровольцы. Черемховцы на фронтах войны: И. Хвостов, Е.С. Ерушникова, Н.А. Иванов, Г.И. Сгибнев, И.П. Амвросов, А.Н. Уватов, К.И. Провалов, Д.Я.Каратаев. Сельское хозяйство – района фронту. Роль женщин и подростков в сельском хозяйстве района и экономике.
Наши земляки – участники ВОВ. Жители с. Узкий Луг – участники боев за Москву, под Сталинградом, в обороне Севастополя, в сражениях за Берлин. Книга памяти.

Район в 50 - е годы. Налаживание колхозной жизни. Укрепление колхозов. МТС. Причины отставания аграрного сектора экономики района в послевоенный период. Животноводство в послевоенный период.
Промышленность района. Полукустарный характер местной промышленности в послевоенный период. Электрификация сёл Черемховского района.
История Боготольского рудника.
Социальная политика послевоенных лет. Уровень развития населённых пунктов Черемховского района. Тунгуска, Белый Ключ, Новостройка, Мотто -Бодары .Здравоохранение района. Больницы в Бельске и Свирске. Акушерские пункты. Районный отдел народного образования. Районный дом культуры и районная библиотека.
Сельское хозяйство и промышленное развитие района.
Укрупнение колхозов. Рост совхозного производства. Совхозы «Черемховский», «Голуметский». Продовольственная проблема в районе. Развитие МТФ. Передовые колхозные хозяйства района. Промышленность представлена предприятиями союзного подчинения (Вознесенский и Черемховский леспромхозы); предприятия республиканского подчинения (лесхоз, Касьяновский авторемонтный завод, Онотский тальковый рудник, известковый завод станции Половина); предприятия местного подчинения, работающие на нужды района (комбинат стройматериалов, мелькомбинат, Голуметский промкомбинат, коопзверопромхоз).
Социальная сфера шестидесятых годов. Рост центральных усадеб, промышленных поселков. Развитие службы быта. Ремонт дорог. Здравоохранение и школьная сеть. Лучшие ученики и учителя Черемховского района.
Сельскохозяйственное производство. Шаги промышленного роста. Проблемы финансирования аграрного сектора экономики. Новое оборудование для агропромышленного комплекса. В.Г.Соболев. Механизированные комплексы по откорму КРС. МТФ их производительность. Овощеводство. Урожайность. П.М.Горняков. М.Д.Долгих. Особенности производства талька в Оноте. Местные поэты, художники и народные умельцы Онота.
Социальные достижения 70-х годов. Благоустройство центральных усадеб, асфальтирование и озеленение улиц. Строительство жилья, детских садов. Улучшение сети бытового обслуживания поселков. Сельские дома культуры. Кинотеатры. Развитие народного образования Черемховского района. Ученические бригады. Лучшие учителя района. Работа библиотек. Лучшие библиотекари района.
Сельское хозяйство. Восточно-Сибирский огнеупорный завод. Проблема смены поколений в агропромышленном комплексе. Внедрение новых технологий в полеводстве. К.Д. Козлов. И.М. Емельянов. А.И. Непокрытых. Лучшие труженики района. Строительство Огнеупорного завода (1966 г.) в п. Михайловка.
Социальная сфера 80-х годов. Благоустройство сёл и посёлков района. Изменения в образовании. Введение нового предмета «Информатика».В.В. Граф. Г.К. Гурулёва.
В.В. Артемов. Лучшие учителя района. Создание библиотечной централизованной сети. Лучшие библиотекари района. Дома культуры. Периодическая печать. Газета «Черемховский рабочий».
итговое занятие. (защита проектов по курсу).
















В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
- вычленять нужную информацию в читающем источнике;
- описывать условия и образ жизни, занятия различных групп людей;
- называть характерные, существенные черты исторических событий и явлений;
- излагать суждения о причинно - следственных связях исторических событий;
- осуществлять самоконтроль самоанализ учебной деятельности;
- составлять логические и структурные схемы, сравнительные таблицы;
- работать по алгоритму.

Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:

-Занятия жителей района на разных временных этапах;
- Приангарье в период средневековья.

Возможные виды деятельности учащихся

Для изучения данного курса в школе имеется учебное пособие «Очерки истории Черемховского района»,
Изучая темы курса, учащиеся могут выбрать вид предлагаемых работ на уроке.
Ученик получает зачет при условии выполнения не менее трех заданий, представленных в установленный срок, с соблюдением стандартных требований к оформлению.
Практическим результатом по итогам данного элективного курса является итоговая конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся.

Темы работ (индивидуальные и групповые)

Оформление стенда «Следы древнейших поселений. Памятники природы и культуры».
- факты « Освоения земли Черемховской»;
- памятника природы;
- памятники культуры.

Оформление стенда «Великая отечественная война в жизни Черемховского района».
- факты из жизни района в годы ВОВ;
- Наши земляки – участники ВОВ.

Исследовательская работа «Быт наших предков».

Литература для учителя:
1. Зубарев Н.К. Очерки истории Черемховского района.- Иркутск: Издательский центр журнала «Сибирь», 2004.
2. Занданова Л.В. Приангарская деревня в 1930-е годы. – Иркутск: Издательство «Практик», 2004.
Литература для ученика:
1.Деревенька моя.: Роман.- Иркутск: Издательский центр журнала «Сибирь», 2001.
2. Деревенька моя.: Роман.- книга вторая Иркутск: Издательский центр газеты «Родная земля», 2003.
3.Жизнь на ладонях покажу. Я. Ярина.- Иркутск. 2004.
4.Бельск – село заповедное. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1991.
5.В их работах все краски мира (Заметки о Черемховских художниках.). В. Инешин.- Черемхово, -2005.
6. Буклет. Черемховский район 79 лет.
7. Буклет. Черемховский район 85 лет.
Заголовок 315