Анализ деятельности курсов по подготовке к школе в условиях реализации ФГОС за 2014-2015 учебный год


МБОУ «Средняя школа №»
Анализ деятельности
курсов по подготовке школе
в 2014-2015 учебном году
С целью формирования реализации социального заказа общества, для успешной подготовки детей дошкольного возраста к обучению на протяжении многих лет   в рамках преемственности между ДОУ и школой, с сентября 2014 года по апрель 2015 года, на бесплатной основе работали «Курсы подготовки школе». Предметом приоритетного внимания курсов является выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных слоев и достижение ими необходимого и достаточного уровня подготовки к школе.
Деятельность курсов строилась на основе программы «Преемственность» под редакцией Н.А.Федосовой (2013 год, издательство «Просвещение»), психологическое сопровождение обеспечивалось на основе программы под редакцией С.С. Колесина школьным психологом А С.В. Задачами данного курса являются: изучение динамики психического развития детей, создание положительной эмоциональной атмосферы. С целью развития творческих способностей детей дошкольного возраста, в режиме курсов проводились занятия по программе «Знакомство с грамотой и окружающим миром» О.Н. Крылова (Москва, «Экзамен», 2012 г).
Школьный психолог А С.В. проводила стартовую, промежуточную и итоговые диагностики уровня готовности будущих первоклассников к школе: в октябре, декабре, апреле 2014-2015 учебного года. Психологом были даны индивидуальные рекомендации родителям по преодолению затруднений в учебно - воспитательной деятельности. Результаты психологической диагностики помогают определить не только уровень достижений каждого ребенка, но и служат основанием для составления программы по коррекционно-развивающей деятельности в первый год обучения в школе для педагогов 1-х классов.
Данная разноплановая работа помогает выравнивать стартовые условия для получения начального  образования  и делает доступным качественное обучение на первой ступени. В 2014/2015 учебном году проводились занятия:
с детьми шестилетнего возраста (2-ой год обучения)
За отчетный период учителями начальной школы было проведено:
34 учебных занятия – I полугодие,
32 учебных занятий - II полугодие.
Занятия посещали стабильно от 63 до 58 человек. Длительность одного занятия составляла 30 минут, между занятиями предусмотрена перемена по 10 минут с подвижными упражнениями и играми.
Заместителем директора по УР ФИО проведено 3 родительских собрания, на которых освещались вопросы: «Организация работы курсов подготовки к школе в 2014/2015 учебном году», «Изучение запросов участников образовательной деятельности (анкетирование). Информирование родителей о введении и реализации в НОО ФГОС второго поколения», «Комплектование 1 классов», «Итоги и результаты деятельности курсов. «Комплектование 1-х классов».
Учебный год Количество учащихся
в 1-х классах школы
2012/2013 60
2013/2014 54
2014/2015 58
2015/2016 61 (план)
Данные комплектования классов свидетельствует о том, что наполняемость классов стабильна, наметилась тенденция к увеличению численности первоклассников, что привело к увеличению средней наполняемости 1-х классов возрастной нормы (до 30 человек), средняя наполняемость 1-4 классов возрастной нормы 28 человек.
На 2014-2015 учебный год была поставлены задачи:
привести деятельность курсов подготовки к школе в соответствие с программой «Преемственность» Н.А. Федосовой в новой редакции 2014 года;
спланировать деятельность курсов по подготовке к школе в соответствии с требованиями ООП НОО (в новой редакции);
включить в деятельность школьного психолога изучение предпосылок для развития УУД у детей дошкольного возраста;
продолжить тесное сотрудничество с муниципальным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр диагностики и консультирования» для решения вопроса о продолжении обучения и определения вида образовательного учреждения для детей, испытывающих затруднения при усвоении программы по подготовки к обучению; с МБОУ ДОУ № .
Вышеперечисленные задачи были решены на удовлетворительном уровне в процессе функционирования подготовительных курсов. Для достижения планируемых результатов в деятельности курсов по подготовке к школе необходимо изучение запросов социума микрорайона школы, изучение и учет мнений родителей будущих первоклассников. Результаты анкетирования показывают, что родители будущих первоклассников считают основными для ребенка это: здоровьесбережение, интеллектуальное развитие. Развитие нравственной сферы личности ребенка, родительская общественность, отнесла к несущественным в формировании личности первоклассника. Следовательно, одной из основных задач классных руководителей 1-х классов Н.А., Р.М., С.В. и педагога- психолога школ С.В. будет деятельность по формированию положительных нравственных ориентаций в личностной позиции младшего школьника.
План внеурочной деятельности на 2014-2015 учебный год
( с учетом запросов участников образовательной деятельности )Направление Класс Название
программы Форма реализации Место проведения Сетка часов
Спортивно-оздоровительное 1а, 1б,1в «Кожаный мяч» Секция Школа 2ч
1а, 1б,1в «Разговор о правильном питании» Система классных часов Школа

Общекультурное 1а,1б,1в Хоровое пение Дополнительное образование
На базе ДШИ № 4

Хореография 1ч
Изобразительное искусство 1ч
Общеинтеллектуальное1а,1б, 1в Предметные кружки по математике Кружок В режиме ГПД Школа 1ч
Духовно-нравственное, социальное 1а,1б, 1в «Дорогою открытий и добра» (комплексная программа )Система классных часов Школа 1ч
Выводы и рекомендации:
В новом учебном году (опираясь на итоговые результаты диагностических исследований среди дошкольников) педагогу - психологу С.В. и учителям будущих первых классов Н.А., Р.М., С.В. необходимо скорректировать программу коррекционно-развивающих занятий, уделив больше времени проблеме формирования внутренней позиции дошкольника, формированию личностной мотивации, формирование на ориентацию морально-этических норм поведения при помощи методик, предусмотренных ООП НОО (в новой редакции).Продолжить деятельность ШБП на основе программы «Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет» под редакцией Н.А.Федосовой, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова и др. – М.: Просвещение, 2013 в соответствии с требованиями ООП НОО.
Учителям 4-х классов С.В., А.Ю.и А.Я. подготовить Рабочие программы на основе программы «Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет» под редакцией Н.А.Федосовой, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова и др. – М.: Просвещение, 2013 к 1 октября 2015 года в рамках деятельности курсов по подготовке к школе.Заместителю директора оказать методическую помощь при составлении рабочих программ по ведению курсовой подготовки к школе на 2015-2016 учебный год, проверить и скорректировать.
Использовать во внеурочной деятельности, в системе классных часов программы внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов «Дорогою открытий и добра» Н.Н. Деменева, Т.Я.Железнова, С.К. Тивикова, Н.Ю. Яшина; «Уроки для души» Н.Ю. Яшина, Е.Н. Тимошина.
Итоги достижения личностных планируемых результатов представлять в Портфолио учащихся, обобщенные данные доводить до сведения родителей на собраниях.
Привлекать всех участников образовательной деятельности к проведению мероприятий по формированию личностных качеств младшего школьника в нравственной сфере. Использовать положительный опыт семей учащихся начальной школы с целью пропаганды необходимости привития ребенку моральных норм поведения.
В системе уроков по всем предметам в курсе начальной школы каждому педагогу начальной школы ставить задачи по формированию нравственно-этической ориентации младшего школьника.
В систему работы с родителями включать диагностические методики с целью исследования отношения родителей (законных представителей) к формированию гражданской идентичности и нравственно-этической ориентации учащихся начальных классов.
Педагогу – психологу школы С.В. предоставлять обобщенные материалы исследований личностного развития учащихся классным руководителям начальных классов.
Классным руководителям фиксировать в Дневнике психолого-педагогических наблюдений в картах самооценки учащихся, находящихся в Портфолио детей результаты диагностических исследований личностных достижений учащихся.
Классным руководителям 4а, 4б, 4в классов С.В., А.Ю.и А.Я. выводы о сформированности внутренней позиции, знании моральных норм учитывать в характеристике учащегося при переходе в среднее звено.