Программа элективного курса по физике История развития физики

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРИОБСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


















ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«История развития физики»


для обучающихся 9 классов



учитель: Татаренко Алена Анатольевна
высшая квалификационная категория













Приобье, 2014

Пояснительная записка

Содействие профессиональному самоопределению учащихся всегда составляло одну из важнейших задач образования. Профессиональная ориентация приобретает особое значение в условиях профильного обучения, так как одной из главных причин создания профильной школы является необходимость осознанного выбора учащимися будущей профессии. В связи с этим особенно актуальным становится расширение возможностей социализации учащихся, создание условий для их практической ориентации в особенностях будущей профессиональной деятельности.
Введение профильного обучения определяет социальный заказ общества. Однако многие из учащихся не готовы к выбору специализации, поэтому необходимо заранее готовить их к этому путём введения пред- профильных курсов. В основу программы элективного курса положены принципы расширения и систематизации знаний, развитие интереса у учащихся к профессиям, связанным с техническими изобретениями.
Данный курс позволяет проследить логику развития рассматриваемых научных идей, теорий и учений, проследить за тем, как от наблюдений и донаучных представлений ученые продвигались в «глубь материи», к познанию сущности наблюдаемых явлений. Это развитие рассматривается в тесной взаимосвязи с развитием социально- экономических условий жизни общества, его ведущей идеологии, состоянием производительных сил общества, господствовавших в тот или иной период, философских теорий и учений. Библиографический материал, используемый на элективном курсе, решает задачу нравственного воспитания учащихся, активной жизненной позиции, чувства толерантности на примере жизни и деятельности выдающихся ученых-физиков мира. Практическая часть курса позволяет закрепить устойчивый образ изучаемого явления. Программа содержит знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей подготовки.

Цель данного курса:
Подготовить учащихся к продолжению образования, углубить знания учащихся по физике путем раскрытия основных физических понятий, законов и теорий в их историческом развитии.
Способствовать воспитанию у учащихся интереса к изучению предмета.
Дать возможность учащимся оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе. Вызвать познавательный интерес учащихся к изучению предметов физико-математического цикла.


В задачи обучения входит:
1. Развитие мышления учащихся, общих интеллектуальных, познавательных, способностей.
2.Формирование и развитие общеучебных и специальных исследовательских умений и навыков обучающихся.
3. Подготовка учащихся к продолжению образования в профильных классах.
4. Умения самостоятельно приобретать и применять знания.

Курс рассчитан на 17 часов, из них 7 лекции и семинарские занятия, 9 часов практические работы без учета домашних заготовок, 1 час защита и презентация курса для уч-ся 9 (младших) классов.

В основу организации предпрофильного обучения заложены идеи личностно ориентированного подхода в овладении системой знаний, умений и навыков, поэтому в учебный процесс активно вводятся интегрированные уроки в виде ролевых, ситуативных, имитационных, организационно-деятельностных игр, задания, в которых обучение проходит путем свободного общения, вовлечения в деятельность. В связи с этим, необходимо обращаться к технологиям, наиболее полно воплотившим идеологию личностно ориентированного обучения
Преобладающие методы обучения – проблемный, исследовательский, уроки с компьютерной поддержкой, лабораторные практикумы.
Методами учета и оценки результатов обучения является самооценка, взаимооценка достижений по определенным критериям, образцам; тестирование.
Структурообразующим методом организации обучения является проектная деятельность - деятельность по созданию материального или интеллектуального продукта, совершаемая в специально организованных педагогических условиях.

Для достижения поставленных целей на занятиях применяю следующие технологии и примы:

Лекции.
Семинары.
Практикумы.
Защита проектов.


В процессе обучения учащиеся закрепляют и приобретают следующие умения:
1. Изучать законы и умение применять их в процессе решения практических задач.
2. Отбирать необходимую информацию для изучения теории, исторических фактов и решения практических задач.
3. Участвовать в дискуссии, обобщать и делать выводы.
4. Самостоятельно творчески применять знания и умения.
5. Находить и уметь использовать задания для проектно-исследовательской деятельности.

Планируемые результаты обучения.

1. Участие в олимпиаде школьников.
2. Подготовка к последующему обучению.


Итоговая оценка по завершению обучения выставляется каждому обучающемуся в форме «зачтено», «не зачтено». «Зачтено» выставляется: посещение занятий на уровне 90%, защита реферата, разработка проекта, выполнение творческих заданий.

Учебно-тематический план курса



Тема занятия
Всего часов
Теоретическая часть
Практическая часть


Греко- Римский период развития физики (III- I вв.до.н.э.)

7
3
4


Характеристика эпохи.

1



Евклид- основоположник геометрической оптики Развитие статики. Архимед

1



Лабораторный практикум «прямолинейное распространение света» «образование тени, отражение» Оптические иллюзии и обман зрения»


1


Лабораторный практикум «Постулаты Архимеда о рычагах», сочинение «О плавающих телах»


1


Развитие инженерной техники Герон Александрийский, Марк Витрувий.

1


6.7.
Лабораторный практикум «Автомат поющая птичка», «Эолипил Герона», «Центр тяжести плоских фигур»


2


Развитие учения об электричестве и магнетизме в ХVI - нале ХVIII века

3
1
2

8.
Факторы, обусловившие интерес к опытам по электричеству. Открытия Стефана Грея и Шарля Франсуа Дюфе.

1


9.10.
Лабораторный практикум «Явление электропроводности», «Электростатической индукции» «мощные» источники электричества «Громоотвод»


2


Развитие физики в эпоху буржуазных революций в Англии (ХVIIв.- начало ХVIII в.). Создание основ динамики

4
2
2

11.
Основные этапы жизни и деятельности Ньютона. Основные открытия. Исследования в области оптики.

1


12.
Работы Ньютона в области механики. Динамика Ньютона.

1


13.14
Лабораторный практикум «Явления инерции» «законы Ньютона (понятие массы)» «Дисперсия»


2


Развитие физики и техники на рубеже ХIХ-Х Х столетий
2
1
1

15.
Характеристика эпохи. Развитие воздухоплавания, электротехники, предпосылки к возникновению квантовой теории, теории строения атома.

1


16.
Лабораторный практикум «модель воздушного шара» «принцип работы генератора, трансформатора» «модель атома»


Работа в группах
1

17.
Итоговое занятие
1




Календарно – тематический план


По плану
По факту
Тема занятия
Примечание

1
Греко- Римский период развития физики (III- I вв.до.н.э.)- 7часов



1.1
07/08.09

Характеристика эпохи Греко- Римского периода развития физики (III- I вв.до.н.э.)


1.2
14/15.09

Евклид- основоположник геометрической оптики Развитие статики. Архимед


1.3
21/22.09

Лабораторный практикум «прямолинейное распространение света». « Оптические иллюзии и обман зрения» «Образование тени,»


1.4
28/29.09

Лабораторный практикум «Постулаты Архимеда о рычагах», сочинение «О плавающих телах»


1.5
5/6.10

Развитие инженерной техники Герон Александрийский, Марк Витрувий.


1.6
12/13.10

Лабораторный практикум «Автомат поющая птичка», «Эолипил Герона»,


1.7
19/20.10

Лабораторный практикум«Центр тяжести плоских фигур»


2
Развитие учения об электричестве и магнетизме в ХVI - нале ХVIII века -3 часа


2.1
26/27.10

Факторы, обусловившие интерес к опытам по электричеству. Открытия Стефана Грея и Шарля Франсуа Дюфе.


2.2
2/3.11

Лабораторный практикум «Явление электропроводности»,


2.3
16/17.11

Лабораторный практикум« Явление электростатической индукции» «мощные» источники


3
Развитие физики в эпоху буржуазных революций в Англии (ХVIIв.- начало ХVIII в.). Создание основ динамики -4 часа

3.1
23/24.11

Основные этапы жизни и деятельности Ньютона. Основные открытия.


3.2
30.11
2.12

Работы Ньютона в области механики. Динамика Ньютона.


3.3
7/9.12

Лабораторный практикум «Явления инерции»


3.4
14/16.12

Лабораторный практикум «Дисперсия»


4
Развитие физики и техники на рубеже ХIХ-Х Х столетий -2часа



4.1
21/23.12

Характеристика эпохи ХХ в. Развитие воздухоплавания, электротехники, предпосылки к возникновению квантовой теории,


4.2
28\29.12

Лабораторный практикум «модель воздушного шара» «модель атома»


5
29.12

Итоговое занятие





11. Содержание изучаемого курса
1.Греко- Римский период развития физики (III- I вв.до.н.э.)

2. Развитие учения об электричестве и магнетизме в ХVI - нале ХVIII века
3. Развитие физики в эпоху буржуазных революций в Англии (ХVIIв.- начало ХVIII в.). Создание основ динамики
4. Развитие физики и техники на рубеже ХIХ-Х Х столетий




12. Литература
1. А.В. Усова «Краткий курс истории физики» - Челябинск. Издательство «Факел» -2005г
2. GEO лёнок (про все на свете) №4 апрель 2008 стр.32- 36
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ru.wikipedia.org/wiki/Архимед
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ru.wikipedia.org/wiki/Грей,_Стивен
fictionbook.ru/author/anatoliyi_nikolaevich.../read_online.html?...
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





15