Обучение знаково-символическому моделированию на уроках русского языка


Обучение знаково-символическому моделированию как общеучебному универсальному действию на уроках русского языка(опыт работы)
Оглавление
1.Введение …………………………………….……………………………………………..…3
2. Цели и задачи обучения знаково –символическому моделированию….......................… 4
3. Моделирование – как один из методов научного исследования………………….….….. 6
4.Обучение знаково- символическому обучению в период обучения грамоте и на уроках русского языка………………………………………………………………………..….…..….8
5.Заключение . ………………………………………………………….…………………...…11
6.Список литературы………………………………………………….…………………….…12
7. Приложение……………………………………………………….…………………..…..…13
2
Введение
Бурное развитие информационных технологий привело к формированию общества, в котором жизнь современного человека все больше строится на взаимодействии не с конкретными материальными объектами и явлениями, а с их знаково-символическими отражениями. В информационном социуме становятся востребованы люди, владеющие определенным уровнем информационной культуры, обладающие навыками получения и преобразования информации, способные на ее основе создавать новые знания.
Современная культура представлена большим многообразием знаково-символических систем (наука, литература, живопись, музыка, театр, кино, телевидение и пр.). У каждой системы свой язык, который необходимо усвоить и понимать и взрослому и ребенку. К тому же знаково-символическое моделирование помогает детям в усвоении сложных вопросов грамматики.
Психологическое обоснование знаково-символического моделирования как метода познания и мышления представлено в трудах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова. А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина.
Русский язык обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий. Работа по обучению знаково-символическому моделированию открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.
Если практически во все учебные предметы школ включаются задания на использование моделирования уже в сложных формах, то в учебниках для начальной школы основное содержание компонентов учебного моделирования должно не просто вводиться, а отрабатываться через систему заданий. Для полноценного формирования этого действия я использую и ввожу разные формы представления учебного содержания и учебных задач (символы, графики, схемы, таблицы). Знаково-символические или условно-знаковые средства – это один из видов самой большой группы визуальных средств обучения. Мы рассматриваем их также как один их элементов медиаобразовательных технологий.
Содержание этих средств обучения составляют различные условные обозначения: знаки, символы, схемы, графики и т.д.
Цели и задачи обучения знаково – символическому моделированию
Работаю над темой «Обучение знаково – символическому моделированию как общеучебному универсальному действию на уроках русского языка». В соответствии с ней строю свою работу на уроках.
 Цели моей профессиональной деятельности  перекликаются с целью, стоящей перед нашей школой - подготовкой выпускников, способных:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания и применяя их на практике;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной деятельности проблемы и искать пути рационального их решения;
- грамотно работать с информацией;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;
 - раскрыть особенности знаково-символической деятельности.
Чтобы подготовить таких выпускников, необходимо формировать  эти качества, начиная с младшей ступени обучения. Поэтому большое внимание  уделяю формированию у них универсальных учебных умений.
Задачи, стоящие передо мной:
- создание условий для подготовки выпускника начальной школы, соответствующего вышеуказанным запросам;
    - формирование у учащихся универсальных учебных действий всех групп;
повышение интереса к изучению русского языка и качества обученности по данному предмету через обучение знаково – символическому моделированию.
Актуальность своей работы по данному направлению вижу в том, что
проблема введения в урок знаково-символических средств достаточно сложна и с точки зрения методических приемов их использования, и с точки зрения формы выражения предъявляемого учебного материала.
Это действительно далеко не простой вопрос. Даже в большой науке, которая занимается вопросами, связанными с условными обозначениями однозначного решения еще не найдено до сих пор. А наука об условных обозначениях называется семиотикой. Это наука о знаках. Семиотика может соотноситься с любой наукой, будь то лингвистика,математика.
Этой темой я заинтересовалась три года назад, когда мои ученики были в первом классе. Используя различные виды заданий и упражнений, я столкнулась с тем, что большинство детей моего класса являются визуалами и кинестетиками. Проводя исследования я получила такие результаты:
Количество учащихся в классе Аудиалы Визуалы Кинестетики
28 человек 8 ч.-28% 9 ч.-32% 11ч.-39%
Данное исследование показывает, что в моем классе у 11детей преобладает кинестетический канал получения информации. Это дети- деятели. Детей, у которых больше «работает» аудиальный канал познания 8, это дети-слушатели. 9 детей-визуалов, зрителей. Данное положение дел требует строить работу на уроке таким образом, чтобы дать возможность получать информацию через все каналы, но преимущественно через кинестический и визуальный. Это требует подбора определенных видов упражнений, заданий.
Видя интерес детей именно на уроках русского языка к различным способам подбора и составления разных схем, графических изображений, шифрования, умения кодировать информацию, также натолкнуло меня на работу по данной теме. Была проведена анкета, которая подтверждала, что интерес к урокам русского языка выше, чем к другим предметам. ( Приложение 1)
Моделирование - как один из методов научного исследования
Моделирование, являясь одним из методов научного исследования. Широко применяется в современной педагогике. Этот метод является интегративным. Он позволяет объединить эмперическое и теоретическое в педагогическом исследовании, т.е.сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент с построением логических конструкций и научных абстракций. В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью.
В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:
геометрические фигуры;
символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
силуэтные и предметные картинки;
Замещение - знаково-символическая деятельность, целью которой является функциональное воспроизведение реальности, использующая любые способы работы. Под замещением, как правило, имеется в виду замены каких-либо объектов или предметов разнозначными предметами.
Кодирование (декодирование) - вид деятельности со знаково-символическими средствами, который заключается в переводе реальности на знаково-символический язык и в последующем декодировании информации. В кодировании могут использоваться любые заместители.
Схематизация - знаково-символическая деятельность, целью которой является ориентировка в реальности (структурирование, выявление связей), осуществляющая одновременно в двух планах с постоянным поэлементным соотнесением символического и реального плана. В схематизации в качестве заместителей выступают схемы. Ребёнок "видит" сквозь схемы действительные свойства, осуществляет анализ реальности посредством схемы. Схемы выступают средством ориентировки в действительности.
Моделирование - знаково-символическая деятельность, заключающаяся в получении объективно новой информации за счёт оперирования знаково-символическими средствами, в которых представлены структурные, функциональные элементы. Систематическая работа по схеме: анализ языкового материала – создание модели – словесное определение понятия – конструирование способа действий с понятием значительно повышает эффективность обучения. Кроме этого, моделирование (как умение производить символическое замещение способов действий) может являться определённым критерием уровня развития учебной деятельности у учащихся.
Дети работают с моделями под руководством и с помощью учителя, а затем самостоятельно. Считается, что существенные признаки и связи, зафиксированные самими детьми, становятся более наглядными и значимыми для ребенка.
Дети с большим удовольствием составляют рисунки, схемы, придумывают различного рода знаки, символы. Метод моделирования помогает вооружить ребенка такими приемами, которые позволяют ему при самостоятельной работе над определенной задачей быть активным, успешным, не бояться трудностей, позволяет детям фантазировать, придумывать и обучение при этом становится увлекательным.
Обучение знаково- символическому обучению в период обучения грамоте и на уроках русского языка
В начале работы, в период обучения грамоте, основное внимание я уделяла переориентировке детей со смысловой стороны речи на звуковую. Дети знакомились со звучащим словом, многообразием языковых форм; узнали, что слова могут одинаково звучать и по - разному, знакомились с протяженностью слов, овладевали способом интонационного выделения звуков в слове, выделять и определять первый и последний звуки в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки. И на данном этапе работы модель является  бесспорным помощником в расширении знаний детей о словах и звуках.  Ребёнок соотносит определённый звук или слово с определённым графическим объектом и в дальнейшем строит графические цепочки из моделей звуков и слов. Например, гласные звуки обозначаются  графическим объектом красного цвета (символические изображения «человечков», которых мы зовём  «звуковичками»), твёрдые согласные звуки обозначаются синим цветом, мягкие согласные звуки – зелёным цветом. Таким образом, при знакомстве с каждым звуком дети получают как бы двойную опору для восприятия: слуховую и зрительную, причем такую зрительную, которая в отличие от буквы легко и быстро запоминается, помогает моментально воспроизвести звук и, следовательно, значительно облегчает овладение звуковым анализом.
Работая в период обучения грамоте (1класс) по Азбуке Нечаевой Н.В., я столкнулась с тем, что в этом учебнике мало вводится различных символов, знаков,необходимых для учеников моего класса, я решила попробовать ввести в свою работу с детьми различные виды «шифровки». Так как, дети уже в первом классе знакомятся с предметами, его признаками и действиями, не называя еще к какой части речи относим то или иное слово, мы стали использовать следующие символические знаки:
предмет (имя существительное) – мы обозначали схематически знаком «глазки», вокруг видим предметы;
признак предмета (имя прилагательное) – обозначали знаком «солнышко», осветило предметы и увидели, что они разные;
действие предмета (глагол) – обозначали знаком «идущий человечек», выполнение каких либо действий.
Работая над составом слова, я вводила в урок игру « Собери поезд», где начиная с периода обучения грамоте, использовала такую схему: главный паровозик, а потом к нему «прицепляли» значимые частички слова: приставка, суффикс, окончание. Постепенно во 2 – ом классе вагончики убирались и появлялась схема: приставка, корень, суффикс, окончание.
Используя в своей работе эту символику, я разработала различные упражнения по знаково-символическому моделированию.
«Запиши предложение условными знаками». Для слов разных частей речи у нас придуманы свои символы. Дети составляют модель предложения по частям речи. Товарищи предлагают свой вариант расшифровки, свое предложение под данную схему или определяют подходящее из оговоренного текста. (Приложение 2).
«Собери поезд», «Знаковый конструктор». Даны условные знаки по темам «Состав слова», «Члены предложения», «Части речи». Дети конструируют схемы предложенных языковых единиц. (Приложение2).
«Кодировщик». Играют два человека с помощью придуманных ими самими пиктограмм. Второй восстанавливает информацию по предложенным пиктограммам. Должно обязательно быть сопоставление общепринятых схем со словами второго игрока.
Далее, работая во 2 и 3-м классах по учебнику «Русский язык» Н.В.Нечаевой, анализ которого я сделала и привела в таблице (Приложение 3), я пришла к выводу, что этот учебник мало оснащен упражнениями, которые обучают знаково – символическому моделированию. Поэтому, я решила продолжить начатую работу в период обучения грамоте и усложнила работу «шифровщика». Стала подводить схематическое изображение к общепринятым обозначениям.
Созданные во 2 – ом классе на уроках модели, фиксируются в особых блокнотах, которые называются «Тетрадь открытий». После того как модель создана, т.е. теоретическое понятие зафиксировано в знаковой форме, даётся словесное определение понятия и конструируется способ действий. Как показывает практика, рукописная «Тетрадь открытий», созданная трудом самих учеников, является порой более удобным учебным пособием, чем академические справочники и словари, поскольку содержит результаты собственной деятельности. В 3 – ем классе мы продолжаем работу в этих тетрадях и планируем работать в них до конца 4 – го класса. Я считаю, что эта тетрадь будет детям незаменимым помощником и в последующих классах. Для отработки действия моделирования организую деятельность учащихся, выбираю задания с последовательным переходом от материальных (предметных) форм к схемам и далее символам и знакам.
Овладение учащимися знаково-символическим моделированием на ступени основной школы становится действенным инструментом развития у них функциональной грамотности и последующих уровней образованности. (Приложение4)
Рефлексия – необходимое условие для того, чтобы ученик и учитель видели схему организации образовательной деятельности, конструировали её в соответствии со своими целями и программами, осознавали возникающую проблематику и другие результаты.
Использую разнообразные формы рефлексии: устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение и различные варианты игровой рефлексии. Привожу один из примеров рефлексии, которую использую и больше всего нравится моим ученикам. В данной форме дети более подробно могут раскрыть себя, эта форма мне помогает найти минусы и плюсы в работе. (Приложение 5)
Заключение
Итак, мы делаем вывод.Овладение знаково- символическим моделированием очень важно в свете требований ФГОС НОО. Знаково- символическое моделирование подразделяется на такие виды: замещение, кодирование, схематизация,моделирование.
На уроках очень важно построить работу по формированию всех видов знаково- символического моделирования. Это мы делаем с помощью различных приемов. Диагностика помогает определить пути дальнейшего развития, выделения и решения проблем.
Список литературы:
1. Моделирование на уроках в начальной школе:модели, разработки уроков, практические занятия, проектная деятельность./Сост. А.А.Ермолаева.-М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009.- 144с.- (Уроки мастерства).
2. Ботвинников А. Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков у школьников / А. Д. Ботвинников, Б. Ф. Ломов. М., 1979. -255 с.
3. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку / Л.И. Айдарова. -М., 1978. 114 с.
4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1995.-336 с.
5. Веденеева Т.Е. Организационные формы презентации результатов проектного исследования деятельности учащихся / Т.Е. Веденеева, М.И. Воинова // Дидакт. -2003.-№6(57).-С. 53-58.
6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. СПб.: Союз, 1997.-220 с.
7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.От действия к мысли: пособие для учителя/(А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г.Асмолова.- 2-е изд.- М.: Просвещение,2010.-152с.
8. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Книга для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение,1989.-144с.
Интернет-сайт (http://som.fsio.ru – «Сетевое объединение методистов», http://www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал, http://www.ict.edu.ru/ - портал «ИКТ в образовании»
Приложение
Итоги анкетирования «Я и школа» (Приложение 1 )
№ Вопросы 2009-2010уч.год 2010-2011уч.год
1.             Нравится учиться 88 % 92%
2.             Когда как 12,5% 8%
3.             Не нравится - -
4.             Мой любимый предмет:
-русский язык
 
 
68%
 
 
79% 
Запиши предложение знаками ( Приложение 2)
Придумай предложение по данной схеме:
Глаза человечек солнышко глаза.
Например: Девочка взяла красивый мяч.
«Собери поезд»:
Анализ учебника «Русский язык» Н.В. Нечаевой (Приложение 3)
Виды заданий по знаково-символическому моделированию. Страница и № упражнения Какое умение формирует
Правильно ли составлена схема к предложению Упр.15, стр.9 Умение декодировать информацию.
Найди слова по их схемам. Упр. 67, стр. 38 Умение кодировать информацию
Выпиши слова к схеме. Упр.68, стр. 39
Упр.95, стр. 49
Умение кодировать информацию
Какими грамматическими признаками обладают слова, соответствующие данной схеме. Упр. 120, стр. 60 Умение извлекать информацию из модели.
Группируй слова по схемам. Упр. 143, стр. 71 Классификация по схемам.
Найди предложение по схеме однородных членов. Упр. 563, стр. 147, часть 2. Диагностика уровня сформированности УУД «знаково-символического моделирования» (Приложение 4)
2009-2010
Справились 2009-2010
Не справились 2010-2011
Справились 2010-2011
Не справились
Умение кодировать информацию 24, 4% 75,6% 81,8% 18,2%
Умение извлекать информацию из схемы или модели 18,2% 81,8% 86,4% 13,6%
Результаты диагностики показывают, что с каждым годом умение кодировать и извлекать информацию у учащихся возрастает.
Рефлексия (Приложение 5)
Плюс, минус, интересно. Это упражнение придумал доктор медицинских наук, доктор философии Эдвард де Боно.
ПЛЮС МИНУС ИНТЕРЕСНО
Что понравилось Что не понравилось, что показалось скучным, непонятным Вписываются все любопытные факты, о которых учащиеся узнали, что бы хотелось еще узнать
В первом классе мои ученики сами придумали такой способ рефлексии и до сих пор некоторые из детей им пользуются: схематически обозначаем знаком «солнышко» - все здорово,замечательно! Если «солнышко» зашло за тучку, то что то не так, надо над чем то еще поработать на следующем уроке.

14