Коспект урока Художник И.Я. Билибин

Конспект урока (техн. Карта)
Учитель: Макарчик Елена Ивановна
Предмет: Литературное чтение, УМК «Перспектива»
Класс: 3 - В
МБОУ НОШ №29», г. Тула
Тип урока: открытие новых знаний
Технологическая карта изучения темы «И.Я. Билибин - художник – иллюстратор сказок А.С. Пушкина»
Тема раздела
Великие русские писатели (28 часов)

Тема урока
И.Я. Билибин - художник – иллюстратор сказок А.С. Пушкина (1 час)

Основное содержание темы
Термины и понятия
Знакомство с творчеством И.Я. Билибина. Устное описание иллюстрации к сказке А.С. Пушкина «О царе Салтане».
Иллюстрация, художник-иллюстратор, жанр, сюжет, описание, средства художественной выразительности.

Цели и задачи

Сформировать представление о творчестве русского художника И.Я. Билибина.
Ввести алгоритм составления текста-описания иллюстрации.
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности (составление текста-описания иллюстрации по плану).
Образовательные:
Формировать умение использовать речь автора, находить языковые средства выразительности для составления текстов-описаний.
Воспитывать бережное отношение к литературному и художественному наследию; умение работать в паре.
Развивать образное мышление, навыки словесного рисования, мотивацию на развитие речи.
Формировать УУД:
Личностные УУД
- Развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
- Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Познавательные УУД
общеучебные – использовать иллюстрации, тексты для решения учебной задачи;
логические – осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
уметь ставить и решать проблемы – самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера;
-  Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять тексты –описания иллюстрации;
- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Регулятивные УУД
- Определять цель учебной деятельности;
- Определять план выполнения заданий на уроках,
- Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с образцом;
- Корректировать выполнение задания в соответствии с планом;
- Использовать в работе, иллюстрации, тексты;
- Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с текстом, иллюстрацией;
- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД
- Развивать умение слушать и понимать речь других;
- Выразительно рассказывать составленный текст;
-  Оформлять свои мысли в устной и форме;
- Умение работать в паре и в группах.


Планируемый результат
Личностные:
- Проявлять желание знакомиться с художниками-иллюстраторами и их творчеством. - Проявлять желание проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные умения:
раскрывать понятия «жанр», «художник-иллюстратор» и использовать их в активном словаре;
определять жанр произведения и обосновывать своё мнение;
- работать с текстом;
- рассказывать о картине, используя простой план;
- осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы;
понимание своей успешности при изучении темы.
Регулятивные умения:
выполнять учебное действие в соответствии с целью;
выполнять учебное задание, используя алгоритм;
ориентироваться в разных способах выполнения задания;
выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.
Коммуникативные умения:
формулировать собственное мнение и позицию в рамках учебного диалога;
учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или в группе;
договариваться и приходить к общему решению в рамках учебного диалога;
использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Предметные:
- Работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию);
- Рассказывать о картине, используя простой план;
- Проводить исследование иллюстрации, оформлять результаты исследования в таблице;
- Читать поэтический текст выразительно наизусть;
- Составлять рассказ на заданную тему.

Межпредметные связи
ИЗО - Тема «Герои сказок А. С. Пушкина».
Русский язык - Тема «Имя существительное», «Архаизмы».
Музыка – Тема «Опера Н.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Ресурсы:



Основные:
Информационный материал: учебник, ч. 2, с. 4243, творческая тетрадь, с. 4344.
Дополнительные:
Демонстрационный материал: иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина И. Я. Билибина.
Аудиозаписи из оперы Н.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Царь Салтан – сюита к опере, «Полёт шеля», «Ария Царевны-Лебедь».
Детские книги со сказками А. С. Пушкина и русскими народными сказками.
Интерактивный материал:
Карточки с учебными заданиями, презентация об И. Я. Билибине, презентация к уроку.

Организация пространства
Работа, в парах, индивидуальная работа, фронтальная.

Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты





Предметные
УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Проговаривают девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех» «Дело художника рождать радость и познание» К.Г. Паустовский

Организует проговаривание правил поведения на уроке.
Организует уточнение типа урока.
Уточняет понимание и нужность работы.
- Подровнялись.
Тихо сели.
На соседа посмотрели.
Дружелюбно улыбнулись.
И ко мне все повернулись.
- Я знаю, что вы ребята творческие, а творить всегда интересно. Даже если что-то сразу не получается, надо помнить: «С малой удачи начинается большой успех». Я вам желаю сегодня быть успешными!

1.Самоконтроль готовности.

2. Реакция на учителя, внимание.

3. Самоопределение:
- знаю, что буду делать;
- понимаю, хочу делать или нет;
- думаю, что могу сделать или нет.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).


II. Актуализация знаний 4-5мин.
Цели:
-Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания;
-выявление затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося








Участвуют в диалоге с учителем, формулируют вывод о значении сказок.









Дети самостоятельно пробуют дать определение понятию «иллюстрация»

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.
1. - А начнём наш разговор с зачина: «В некотором царстве, в тридевятом государстве» О чём пойдёт речь? (О сказках)
- Вы любите сказки? Почему? Обоснуйте свой ответ. (интересные, поучительные, волшебные)
- Какие бывают сказки? (волшебные, о животных, бытовые).
- Вспомните, когда вы впервые познакомились со сказкой? (мама рассказывала, бабушка.)
А где сейчас, когда вы подросли, можно познакомиться с новыми сказками? (Из книг, аудизаписей, через Интернет, к/ф, мультфильмы)
Вывод:
- Сказки нужны, их любят взрослые и дети, сказки возбуждают фантазию, многие учёные благодаря сказкам сделали новые открытия (самолёт, автомобили, TV), сказки нас многому учат.
2. – Обратите внимание на нашу выставку книг. Что объединяет эти книги? (жанр - сказки).
- Сказок на свете очень много. А какую книгу с нашей выставки вы бы выбрали в первую очередь? Почему именно эту? (Наверняка дети выберут книгу с яркой красочной обложкой, где много иллюстраций).
- Для чего нужны иллюстрации? (Дают представление о героях, событиях, предметах, создают настроение).
Что такое иллюстрация? Попробуйте сами сформулировать определение.
- Откройте стр. 42 в учебнике и сравните своё определение с научным. Оцените свой ответ. У многих из вас это первый успех на уроке.

Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно, вести диалог с использованием ранее изученного материала.

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь самостоятельно формулировать вывод из сказанного на уроке. (Регулятивные УУД).

Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (регулятивные УУД).
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания
(познавательные УУД).

III. Постановка учебной задачи .
Формулирование проблемы, 4-5 мин, планирование деятельности.
Цели:
- Подвести детей при помощи диалога к формулированию темы урока, планированию деятельности на уроке.
Участвуют в подводящем к теме диалоге.

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока и намечают план работы на уроке.


Рассказывают о художнике
Организует подводящий к теме диалог;
Организует формулирование темы, цели урока;
Организует составление плана работы на урок.



Мотивирует на дальнейшую деятельность.


1. – Кто создаёт иллюстрации? (Художник - иллюстратор).
- Одним из замечательных русских художников - иллюстраторов был Иван Яковлевич Билибин. (Портрет художника)
-Итак, какова тема урока?(«И.Я. Билибин - художник – иллюстратор сказок А.С. Пушкина»).
- Что бы вы хотели узнать на уроке? Чему научиться? (Дети высказывают свои мнения)
- Значит, нашей целью на уроке будет что? (Узнать о художнике, о его творчестве, научиться описывать его иллюстрации).
- Как мы построим наш урок? Составим план действий:
Прочитаем статьи о художнике, откроем для себя новые знания о талантливом человеке.
Познакомимся с его иллюстрациями через презентацию.
По одной из его иллюстраций составим текст-описание.

- Что вы знаете о художнике Билибине? (Дети делятся своими знаниями).
- Хотелось бы вам узнать больше?

Умение зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока.
Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.


Уметь определять и формулировать цель и задачи на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).
Уметь определять круг своего незнания (Познавательные УУД).
Уметь планировать свою работу по изучению незнакомого материала (Познавательные УУД).
Умение самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала (Познавательные УУД).
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

IV. Открытие нового знания (построение   проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут

Работа по учебнику.

Рассказ об авторе.
Работа со статьёй на индивидуальных карточках.
Дети задают друг другу вопросы по статье.





Показ презентации учеником.
Участвуют в диалоге.


Определяют жанр и сюжет иллюстраций.



Участвуют в диалоге.







Формулируют план действий при составлении текста.


Работают в парах: выстраивают на карточках алгоритм текста-описания.

1. - Давайте познакомимся на стр. 43 учебника с некоторыми сведениями о художнике.
- Что для себя открыли из этой статьи?
- Прочитаем более полную статью о Билибине (на индивидуальных карточках – см. Приложение). Возьмите карандаш, по ходу чтения делайте пометки, что вас особенно заинтересовало или было непонятным.
Вы узнали что-то новое о художнике?
- Какие ваши предположения по содержанию текста подтвердились во время чтения?
- Задайте друг другу вопросы по этой статье.
чтения.)
Проводится словарная работа, выясняется смысл непонятных слов.
– А теперь познакомимся с иллюстрациями И.Я. Билибина. (Показ презентации).
По ходу показа обращается внимание на сюжеты иллюстраций, орнамент, оформление обложек книг, на заставки, стоящие перед началом сказок, и виньетки, которыми заканчиваются сказки.
- Вам понравились иллюстрации? Обоснуйте свой ответ.
В каком жанре исполнены иллюстрации? (сказочно-былинном).
Какие сюжеты использовал автор? (из русских народных сказок, из сказок А.С. Пушкина).
1-2 мин Физкультминутка

3.- Давайте остановимся на одной из иллюстраций И.Я. Билибина.
- Внимательно рассмотрите иллюстрацию. ( «Царь Салтан встречает корабельщиков»). О чём она вам рассказала?
- К какой сказке художник выполнил иллюстрацию?
- Какое бы вы дали название картине?
Представьте, что вы экскурсовод в художественном музее. Вам надо описать эту иллюстрацию. Как бы вы построили план работы над текстом? (Предположения детей).
Соотнести иллюстрацию с отрывком из авторского текста.
Составить алгоритм описания картины.
Поработать над словарным запасом, необходимым для описания.
Составить сам текст.
- Всё правильно! Начнём с текста. Какой сюжет использовал автор? (Встреча Царя Салтана с корабельщиками).
- Составим алгоритм описания картины. (Дети на карточках в парах из разбросанных фраз выстраивают пункты плана. (См. Приложение).
- Проверьте, как вы справились с работой, соотнесите с образцом. (См. Приложение «План»).

- А теперь поработатаем над словарным запасом, необходимым для описания. (См. Приложение «Шкатулка слов»)
- В итоге по опорным словам (См. Приложение «Опорные слова»), по выстроенному плану и с использованием «Шкатулки слов» составьте текст-описание.
Самостоятельное чтение (слежение, слушание) в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность чтения).
Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли.
Проверка своих предположений о содержании текста, рефлексия: почему прогноз оказался неточным? какой информации оказалось недостаточно? и т.д.



Умение ориентироваться в учебнике (Познавательные УУД).
Умение извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, а, иллюстрация и др.) (Познавательные УУД).
Умение анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты (Познавательные УУД).
 Умение планировать свою работу (Познавательные УУД).
Умение самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; умение отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников (Познавательные УУД).



V. Первичное закрепление – 4-5 минут
Цель: проговаривание нового знания,   фронтальная работа, работа в парах;
комментирование, коррекция. Самоконтроль, самопроверка.



-Поработаем над каждым пунктом плана. Дети строят предложения, высказываются, по необходимости предложения корректируются.

Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Умение представлять информацию в виде текста (Познавательные УУД).

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4-5 минут.
Цель:
- Фиксирование нового знания в устной речи;
-формировать умение использовать информацию;
-формирование умения составлять текст-описание.






Находят в тексте приемы олицетворения и сравнения, заполняют таблицу





Записывают в дневник домашнее задание
Организует групповую работу над текстом
Подводит
-Организация самопроверки;
Организация самооценки




Организует запись задания на дом в дневник

Самостоятельная работа над текстом






Оцените свою работу
Домашнее задание.
Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.
Проявление внимания к суждениям товарищей.
Уметь работать самостоятельно
Уметь давать самооценку своей работе

Уметь пользоваться информацией, полученной на уроке
Уметь находить ответы на вопросы в иллюстрациии; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Умение представлять информацию в виде текста (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).


VII.   Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут.
Сначала детям предлагаются задания, которые содержат
новый алгоритм, новое понятие.
Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется  вместе с изученными ранее.



Игра «Я экскурсовод». Дети показывают своё умение описать иллюстрацию к сказке «О царе Салтане» перед аудиторией.
Проводится самоанализ собственного выступления.
Проводится обмен мнениями о выступлениях, высказываются пожелания
Уметь пользоваться информацией, полученной на уроке
Уметь давать самооценку своей работе

Умение представлять информацию в виде текста (Познавательные УУД).
Умение анализировать, сравнивать выступления (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).


VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:
- зафиксировать новое содержание урока; осознании обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности
Какую задачу ставили на уроке?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем ещё надо поработать?





Уметь делать выводы и умозаключения.
-Уметь анализировать свою работу
-уметь оценивать свою деятельность на уроке














Умение самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для углубления знаний по этой теме (Познавательные УУД).
Умение отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников (Познавательные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).






Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
( Личностные УУД)


15