Статья Художественное гильоширование в школе

Методические рекомендации по гильошированию для работы с детьми среднего и старшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школе

Гильоширование (выжигание по ткани) - техника [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], подразумевающая отделку изделий  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и изготовление [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] выжиганием с помощью специального аппарата.
Техника выжигания по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (или точнее вытравка рисунков на шёлке) была известна достаточно давно. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с рисунком, полученная выжиганием (химической вытравкой) части волокон, имеет отдельное название «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]».
Автором оригинального метода обработки тканей, получившего название «гильоширование», стала Зинаида Петровна Котенкова. Впервые метод был разработан в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] было получено [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Зинаида Котенкова сотрудничала с модельером [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а также получила благодарственное письмо от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], создательницы журнала «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]».
Гильоширование стало популярно в России и за рубежом. Похожая техника существовала в Германии в 70-е гг. XIX в. и называлась пиротехникой.  Основу прорезного ажурного выжигания составляет вырезание горячей иглой сквозных отверстий различной конфигурации, формы и размера. Именно этот способ лежит в основе изготовления множества разнообразных ажурных вещей. Гильоширование лучше всего начинать осваивать именно с прорезного выжигания, так как это напоминает рисование разнообразных фигурок карандашом или ручкой. Выжигание по ткани - это выжигание отверстий различной формы, поэтому линии рисунка ни в коем случае не должны пересекаться. Иначе на изделии в месте пересечения линий рисунка образуется дыра. Также в технике выжигания невозможно выполнить сплошную длинную линию, так как в этом случае на изделии образуется длинный разрез, но в рисунках часто встречаются плавные достаточно длинные линии. В технике выжигания их можно обозначить штрихами или точками.
Практическая работа по выжиганию по ткани включает:
- знакомство с элементами основ изобразительного творчества;
- изготовление эскиза задуманного изделия (можно взять готовый рисунок или сделать рисунок самому на плотной бумаге, желательно на ватмане, темным фломастером или маркером. Также при желании можно взять рисунки для ришелье, рисунки из детских раскрасок и др.);
- изготовление шаблонов, трафаретов;
- изготовление декоративных изделий с применением различных
приемов выжигания.

Процесс изготовления изделия в технике «гильоширование»:

- выбор темы, просмотр и отбор иллюстраций по заданной теме;
- изготовление эскиза, разметка будущего изделия на листе бумаги;
- разбивка композиции на трафареты, изготовление трафаретов;
- изготовление отдельных частей изделия из ткани по шаблонам, трафаретам;
- сборка и компоновка отдельных заготовок из ткани на основе;
- сварка деталей, оформление готового изделия.

Для работы понадобятся следующие материалы:
Ткань.
Для изготовления изделий в технике гильоширования подходят только синтетические ткани: атлас, капрон, нейлон, плащевые ткани, кримплен, ткани с люрексом, искусственный шелк, тонкий и плотный трикотаж, бархат, панбархат и т. д. Эти ткани под действием горячей иглы не горят, а плавятся и становятся клейкими.
Непригодны для гильоширования хлопчатобумажные, вискозные и шерстяные ткани, а также смесовые ткани с шерстяными, вискозными и хлопчатобумажными волокнами, так как при обжиге они горят, а не плавятся и не обладают клейкостью.
Ткани можно применять как однотонные, так и разноцветные. В качестве основы для изделий чаще других используется белый материал. Прекрасно выглядят в изделиях материалы типа шифона производства Японии, Сирии, Кореи, но эти ткани обладают низкой клейкостью, поэтому под них надо подкладывать капрон.
Необязательно использовать новые ткани. Лоскутки, оставшиеся от пошива изделий или вырезанные из старых, вышедших из моды платьев, блузок и т.д., вполне сгодятся для аппликаций. Для отделки подойдут блестящие атласные и люрексовые ткани, синтетическая фольга, из которой изготовляют елочные украшения.
Материал должен быть чистым, хорошо проглаженным, без заминов и складок. При гильошировании материал можно кроить по долевой, поперечной и косой нитям.
На первых порах лучше всего использовать подкладочные шёлковые ткани импортного производства. Они достаточно тонкие, хорошо просвечивают и легко плавятся. Ещё не маловажное их достоинство – они недорогие.
Некоторые виды тканей для работы: ворсовые ткани, цветные ткани, сетка, прозрачные ткани, шелковые ткани, ткани с добавлением металлизированной нити.
Нейлоновые ткани используют и как основу, и как отделочные детали. В эту группу входят: синтетический атлас, рельефная плотная парча, трикотин, кримплен и другие синтетические материалы.
Из капроновых лент делают добавки, которые создают яркие пятна и оттенки на изделии, а из рулонного цветного и прозрачного капрона изготавливают цветы при помощи клея ПВА и мягкой проволоки.
С помощью прозрачного капрона можно перенести рисунок сколом с бумажного рисунка на основную ткань снизу, поэтому гильоширование делают с левой стороны (со стороны капрона), что придает изделию прочность и упругость.
Капроном может стать основой изделия. Основа изделия и отделочные детали-добавки к нему должны обладать хорошей клейкостью, которую и дает капрон.
Иногда специально под основную ткань подкладывают капроновые ленты, особенно если основная ткань ацетатная или вискозная, которые прекрасно выжигаются, но не дают синтетического клея, а это основа крепления выжигаемых тканей и деталей к ним.
Эскиз.
Какие рисунки можно использовать для работы? В принципе, любые, например, для детских изделий подойдут книжки-раскраски. Практически, все рисунки для вышивки (ручной или машинной), особенно в технике ришелье и прорезной глади. Можно брать рисунки из журналов, с больших календарей, с открыток. Главное, правильно подготовить рисунок к дальнейшей работе.
Во-первых, для работы нужен полный рисунок с четким контуром, при этом лучше всего работать с копией рисунка, нанесенной на плотную бумагу (картон). Таким образом, можно использовать один и тот же рисунок несколько раз. Такой рисунок будет называться - шаблон.
Выбираем удобный для работы вариант (калька, бумага, картон) в зависимости от того, каким образом будете работать и, какая у вас ткань. Если работаете на стекле с подсветкой (светоскоп или заменитель), то имеет смысл делать рисунок на бумаге, которая хорошо просвечивается, при этом кладем бумагу рисунком вниз, а ткань помещаем на обратную (чистую) сторону. Естественно, в таком случае для хорошей работы играют роль несколько факторов: хорошая подсветка, четкий рисунок, достаточно прозрачная (просвечивающая) ткань.
Обычная тонкая калька (под тушь) с рисунком для работы плохо подходит, т.к. ткань будет по ней скользить, поэтому её используем только для копирования и перевода рисунка.
Если работаем с очень прозрачными тканями, но без дополнительной подсветки, то тогда для работы подойдет более плотная бумага (ватман, картон) с четким рисунком.
Если готовый рисунок не устраивает вас своими размерами, то его можно уменьшить или увеличить. Сейчас можно воспользоваться копировальной техникой, например, ксероксом или компьютером и принтером, чтобы увеличить или уменьшить рисунок.
Выжигательный аппарат.
В качестве основного инструмента для гильоширования используется аппарат для выжигания по дереву типа «Узор», «Умелец», «Вязь», «Дымок» и другие. 
Правила работы с выжигательным прибором:
основным инструментом в гильошировании является выжигательный прибор;
следите за чистотой на столе, за которым работаете;
не загромождайте рабочее место лишними вещами;
следите за исправностью выжигательного прибора;
не касайтесь ручкой выжигателя железного основания прибора;
перед тем как положить ручку выжигателя, выключите прибор;
через каждые 30 мин. работы выжигательного прибора его необходимо выключать на 5-10 мин.;
работайте только на стекле или кафеле, край стекла необходимо зачистить наждачной бумагой;
начинайте работать выжигателем только после закрепления деталей булавками на основе;
нагар на игле выжигательного прибора нужно убирать мелкой наждачной бумагой или хлопчатобумажной тканью;
все детали своей работы держите под рукой, чтобы не обжечься выжигательным прибором;
будьте внимательны, не размахивайте горячей иглой;
после работы трафареты, лекала, наброски уберите на свои места;
правильно подбирайте температуру для выжигания различных тканей; перед выжиганием попробуйте клейкость ткани на обрезках;
для того чтобы рука не уставала, делайте гимнастику для рук;
включайте выжигательный прибор, только если у вас хорошее настроение.

Рабочий стол с лампой.
Наилучший вариант - работать на специальном столике: светоскопе или копировальном столике.
Копировальный столик состоит из деревянного каркаса, и оргстекла, составляющего его верхнюю часть. Внутри каркаса вмонтированы две обыкновенные лампочки (желательно по 25W), которые включаются при помощи выключателя, находящегося на каркасе. В каркасе обязательно должны быть отверстии, чтобы конструкция не перегревалась.
Копировальный столик служит для лучшего просвечивания рисунка сквозь ткань. Сначала на столик кладут рисунок изделия, на него – ткань и выжигают.
Инструменты (ножницы, картон, фольга, пинцет с острыми кончиками маленькие кусочки ткани, мелкую наждачную бумагу или натфель).
Бархатная бумага
Бархатную бумагу можно использовать в качестве фона для изготовления декоративных панно, закладок для книг, предметных и сюжетных аппликаций.
Картон
Глянцевая плотная бумага, открытки, упаковочные пакеты из-под молока и соков применяют для изготовления шаблонов.
Фольга
Чаще всего шаблоны-трафареты для работы вырезают маникюрными ножницами из фольги, реже из картона. Листы фольги размером 20 см х 30 см продают в наборах для чеканки в канцелярских магазинах. Можно использовать пустые баночки от напитков (пива), для чего отрезаем верхнюю и нижнюю плотные части, полученный цилиндр разрезаем вдоль и распрямляем. Металлический лист тонкий и хорошо режется ножницами.
Разные крышечки
Пластмассовые, полиэтиленовые крышки (майонезные крышки, крышки из-под масла, упаковочные крышки из-под кофе, какао, косметических кремов), используют в качестве основы для миниатюрных декоративных панно круглой или прямоугольной формы.
Бижутерия
Кроме того вам понадобятся пуговицы для изготовления сердцевинок цветов, блестки для украшения изделий, бисер.
Клей
При работе с бархатной бумагой, картоном, при изготовлении шаблонов используют клей ПВА и резиновый клей.
При выполнении объемных панно (типа флористики), цветов, брошей и прочих украшений применяют клей ПВА, «Момент» или «Феникс».
Калька
Кальку применяют для перевода рисунков изделий и их выкроек.
Итак, возможности гильоширования очень широки. С помощью горячей иглы можно создавать великолепные изделия с применением аппликации: салфетки, декоративные панно, закладки для книг, открытки, записные книжки, а кроме того кружевные изделия в стиле ришелье: воротники,
шарфики и т. д.
Главное - это творить, работать, проявлять свою фантазию и выдумку, а отточенность техники придет со временем.

Используемая литература:
Андрианова Т.Н., Макарова О.Н. Декоративное выжигание по ткани. Психология жизненного успеха. – М.: Просвещение, 2010. – 156 с.
Горяинова О.В. Гильоширование, или выжигание по ткани. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2012. – 205 с.
Кулик И.А. Выжигание по ткани. Серия “Рукодельница” – Ростов – на - Дону, “Феникс”, 2013. – 98 с.
Смотрова Н.А. “Выжигание по ткани. Гильоширование”- Практическое пособие. С-П.: Корона принт, 2009. – 145 с.
Фокина Л.В. Орнамент. Учебное пособие. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2010. – 96 с.
Постнова М.В. Гильоширование: искусство выжигания по ткани. – СПб.: Лениздат, 2007. – 96 с.
Ресурсы интернета [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]