Конспект по литературе Детство И.С.Тургенева, начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму» (5 класс)


Конспект урока по литературе в 5 классе
Учитель русского языка и литературы:  Свистова Наталья Геннадьевна
Образовательное учреждение: Филиал МБОУ СОШ №2 Крюковская ООШ, Константиновского района
Класс: 5
Предмет: Литература
Тема: Детство И.С.Тургенева, начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму»
Тип урока: усвоение новых знаний
Цели урока: познакомить с детством и началом литературного пути Тургенева, окунуться в ту эпоху, в которую жил и творил писатель;
развить интерес к личности писателя и его творчеству;
познакомить с историей создания рассказа «Муму»
Образовательные:
учащиеся должны знать
-       о герое произведения, авторском отношении к нему,
-       особенности стиля Тургенева,
-       содержание рассказа;
учащиеся должны уметь
-       давать характеристику герою на основе анализа текста,
-       работать со словом, определять его значимость образную роль в тексте
Воспитательные:
воспитывать эстетическое отношение к слову, чувство ответственности по отношению к слову, уважение к труду.
Развивающие:
способствовать овладению навыками «медленного чтения», анализа прочитанного, реализовать возможность развития речи и воображения у каждого учащегося.
Задачи урока: создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей;
освоение теоретико-литературных понятий;
формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе.
Личностные УУД: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; следование в поведении моральным и этическим требованиям;
Регулятивные УУД: понимать и строить планируемые действия; проговаривать вслух последовательность производимых действий.

Коммуникативные УУД: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные УУД: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять. Извлекать нужную информацию.
Основные понятия: Литературный герой, прототип
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная,
 коллективная, работа в парах, фронтальный опрос.
Словарная работа: Аннибалова (Ганнибалова клятва), крепостничество, дворовые, челядь.
Оборудование: Фотографии усадьбы Тургенева, портрет И.С. Тургенева, учебник «Литература» 5 класс, автор Т.Ф. КурдюмоваПланируемые результаты для учащихся: познакомить с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа, показать своеобразие Тургенева-повествователя. Характеристика главного героя произведения.
Ход урока
1 этап Организационный момент
Цель: Включение учащихся в эмоциональный настрой, связанный с формулировкой темы урока. Мотивирование на результат
Планируемый результат: Самостоятельная формулировка учащимися темы и целей данного урока.
Регулятивные УУД – целеполагание, планирование, прогнозирование.
2 этап. Целеполагание.
Цель: Формулировка темы урока; формулирование целей и задач урока.
Планируемый результат: Знакомство с творчеством писателя и историей создания рассказа «Муму».
Регулятивные УУД – целеполагание, планирование, прогнозирование.
Познавательные:
-умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Деятельность учителя: Рассказ о литературной деятельности И.С. Тургенева
Интерес к литературной деятельности формируется у Тургенева еще в детстве. Образование будущий писатель получал сначала в Московском, а затем в Петербургском университетах. В конце сороковых годов Тургенев - довольно известный писатель. Настоящий успех пришел после публикации рассказа «Хорь и Калиныч» (1847). Еще в детстве, познав ужас крепостничества, Молодой Тургенев дал клятву: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел…В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца - с чем я поклялся никогда не примеряться…Это была моя Аннибаловская клятва».
«Записки охотника», рассказ «Муму» - вот первые произведения, в которых осуществляется данный молодым писателем обет.
Из истории создания рассказа «Муму»
1852 году умирает Н.В. Гоголь. Тургенев очень тяжело переживает смерть Гоголя и составляет некролог. (НЕКРОЛО́Г- Статья по поводу смерти какого-нибудь человека с сообщением сведений о его жизни и деятельности)
Он печатает его в «Московских ведомостях». За эту статью царь приказывает посадить Тургенева под арест. Под арестом « на съезжей, помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлест розог и крики крестьян, наверное, взывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях был написан рассказ «Муму».
Сообщение ученика о прототипе Герасима.
В учебнике с 194.
Учитель: Ребята, сформулируйте тему урока.
Деятельность учащихся: Формулируют и записывают в тетрадь тему урока.
3 этап Актуализация знаний
Цель: Работа с текстом. Знакомство с героями рассказа и составление их характеристик.
УУД – извлечение необходимой информации из произведения, определение основной и второстепенной информации.
Умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Деятельность учителя: Нацеливает учащихся на получение новых знаний о главном герое рассказа.
Деятельность учащихся: Аналитическое чтение начала рассказа. Читаем от начала слов: «Он не любил, чтобы к нему приходили» (3 абзац)
Вопросы для беседы:
С какими героями мы знакомимся в начале рассказа?
Что мы узнаем о барыне? В каких словах мы чувствуем отношение к ней писателя?
Почему знакомству с ней посвящен только 1 абзац, а потом автор переходит к истории Герасима?
Чем среди крестьян выделяется Герасим?
Какие слова передают отношения автора к герою?
Почему «не полюбилось ему сначала жить в городе»?
4 этап Реализация новых знаний.
Цель: Составить портрет главного героя через его поведение, отношение к своим обязанностям, окружающим и т.д. Научиться анализировать образ через его портрет в произведении.
УУД Личностные:
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;
Деятельность учителя: Герасим немой, и рассказать о себе сам не может, поэтому автор рисует портрет своего героя через его поступки, имя, поведение и т.д. Какие сравнения помогают нам понять внутреннее состояние Герасима? (немой и могучий, как дерево, как пойманный зверь, как молодой и могучий бык).
Как относился Герасим к своим обязанностям?
Как относились к нему окружающие люди?
Как описание каморки Герасима дополняет наше представление о его характере?
Деятельность учащихся: Работают в парах со схемой и составляют портрет героя и приходят к выводу.
«Портрет – изображение внешности героя: лица, фигуры, одежды, манеры поведения»

Вывод: Знакомство с Герасимом показало нам натуру трудолюбивую, сильную, независимую, но одинокую и трагичную. Автор симпатизирует своему герою и подталкивает к этому читателя.
5 этап Рефлексия
Цель: Подведение итогов работы. Учащиеся приходят к выводу, что Герасим достоин уважения и восхищения.
УУД
Коммуникативные: Умение оценивать свою работу и работу товарищей.
Познавательные: Рефлексия, контроль и оценка результатов деятельности
Деятельность учителя:
Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим. Учитель: Случайно ли имя героя в рассказе? Почему Герасим? Обратимся к толковому словарю.
Деятельность учащихся: Отвечают на поставленные вопросы.
(Имя Герасим – греческое имя, которое обозначает почтенный, т.е достойный почтения, уважения.)
Учитель:
Чему научились сегодня? Что узнали нового?
Понравилось ли вам работать с текстом, открывать его тайны?
Как по вашему мнению, достоин ли Герасим уважения?
  Оценки.
6 этап Домашнее задание
Цель: Контроль усвоения знаний на уроке
Планируемые результаты: Самостоятельный выбор домашнего задания.
УУД
Познавательные: Выбор наиболее эффективных способов решения
Регулятивные: Контроль, самооценка.
Деятельность учителя: Информация о домашнем задании:
   перечитать историю Герасима и Татьяны;
  индивид.задания:
а) рассказ Татьяны о Герасиме;
б) выразительное чтение разговора дворецкого с Татьяной
Словарная работа
Антресоль – верхний низкий этаж (полуэтаж).
Дворня – челядь, дворовые, слуги.
План.
1. Барыня. «Скупая и скучающая старость».
Замечательный – 1) выдающийся,
необыкновенный по своим качествам; 2) заслуживающий внимания, примечательный
«…около 12 вершков роста»
Вершок – старинная мера длины, равная 4,4 сантиметра.
Аршин – старинная мера длины, равная 0,711 метру.
2 аршина (рост среднего человека) + 12 вершков = 195,5 см
Богатырь (от прилаг. «богатый») – тот, кому много даровано Богом
Тягловый мужик – платящий подати
Неистомная(работа) – непрерывная, непрекращающаяся
Перед нами стоит цель: познакомиться с впечатлениями детства Тургенева; с историей создания повести.А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок?