Рассказ из книги по истории родного края Почему царь Федор Алексеевич Романов возжелал Флорищеву пустынь посетить



2. ПОЧЕМУ ЦАРЬ ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ РОМАНОВ ВОЗЖЕЛАЛ
ФЛОРИЩЕВУ ПУСТЫНЬ ПОСЕТИТЬ …
Яковчукова Г.В.Не многие из нас, уважаемый читатель, могут с уверенностью сказать, что хорошо знают историю своей малой родины. И даже когда на протяжении долгого времени мы с увлечением ее перелистываем, изучая страницы прошлого и настоящего, каждый раз открываем для себя все новые и новые интересные факты. Я не исключение, и так же, как вам, мне не хватает смелости признаться в исключительности своих знаний. Вот и сейчас, задумав приоткрыть заявленную тему, я до конца еще не знаю, куда она может меня увести, что нового и неизвестного для себя открою. Единственное, в чем я не сомневаюсь - непременно расскажу вам все, что узнаю интересного, -861060-382270путешествуя в историческом времени, а еще лучше, если мы отправимся туда вместе. Вы готовы?
Нам предстоит осуществить удивительный полет фантазии, воображения, исторической памяти, чтобы перенестись в далекий XVII век, когда престолом государства правил десятый царь Российский, второй представитель династии Романовых – Алексей Михайлович Романов (Тишайший). Почему именно о нем пойдет повествование в начале моего рассказа и как это имя связано с историей Свято-Успенского монастыря Флорищева пустынь, вы узнаете, если будете внимательно следить за развитием событий в моем повествовании…. До пятилетнего возраста молодой царевич Алексей оставался на попечении у царских «мам». С пяти лет под надзором Б. И. Морозова он стал учиться грамоте по букварю, затем приступил к чтению Часослова, Псалтыри и Деяний святых апостолов, в семь лет начал обучаться письму, а в девять — церковному пению. С течением времени у ребёнка (11—12 лет) составилась маленькая библиотека. Из книг, ему принадлежавших, упоминаются, между прочим, Лексикон и Грамматика, изданные в Литве, а также Космография. Любовь к чтению, потребность в знаниях будут сопровождать Алексея Михайловича всю его жизнь.
В числе предметов «детской потехи» будущего царя встречаются: конь и детские латы «немецкого дела», музыкальные инструменты, немецкие карты и «печатные листы» (картинки). Таким образом, наряду с прежними образовательными средствами, заметны и нововведения, которые сделаны были не без прямого влияния Б. И. Морозова. Последний, как известно, одел в первый раз молодого царя с братом и другими детьми в немецкое платье. На четырнадцатом году царевича впервые торжественно «объявили» народу, а c шестнадцати лет, потеряв сначала отца (Михаила Федоровича Романова), а в скором времени и мать (Евдокию Лукьяновну Стрешневу), он вступил на московский престол. Шел 1645 год, а через некоторое время 16 января 1648 года совершилось бракосочетание Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской. От этого брака родилось восемь дочерей и пять сыновей. Но только шесть дочерей и двое сыновей (царевичи Федор и Иван) пережили отца.
С первых лет своего царствования Алексей стремился сделать Кремль, «восхищающим взор красотой и величием, множеством куполов, сверкающих золотом». По его распоряжению в царском дворце стены оклеили позолоченной кожей, а вместо русских лавок поставили стулья и кресла. По иноземному образцу был построен Коломенский деревянный дворец (сгоревший спустя век и сохранившийся лишь на рисунках XVII - XVIII вв.), поражавший многих его видевших. У нас с вами теперь тоже есть такая возможность. Посмотрите на рисунок воссозданного дворца. Чем не сказочный терем – теремок! Так и хочется продолжить – жили-были царь с царевной…
  Вот только не сказку сегодня хочу рассказать своему читателю. Не отвлекаясь от интересного, исторически грамотного, правдивого повествования, давайте вернемся к фактам, которые помогут нам лучше узнать не только историю России, но и историю еще одной малой родины.
Продолжая разговор об Алексее Михайловиче Романове, очень важно понять, что так сблизило царя и первого устроителя Свято-Успенского монастыря Флорищева пустынь Илариона, этих двух, казалось бы, разных по своему положению в обществе, людей. Но прежде всего, попробуем разобраться, каким был царь российский Алексей Михайлович….
Со вступлением на престол царь Алексей стал лицом к лицу с целым рядом вопросов, волновавших русскую жизнь XVII века. Мало подготовленный к разрешению такого рода вопросов, он первоначально прислушивался влиянию бывшего своего дядьки Б. И. Морозова, но вскоре и сам стал принимать самостоятельное участие в делах. В этой деятельности окончательно сложились основные черты его характера.
Самюэль Коллинз — английский врач при царском дворе — сообщает, что «Забава его состоит в соколиной и псовой охоте. Он содержит больше трехсот смотрителей за соколами и имеет лучших кречетов в свете, которые привозятся из Сибири и бьют уток и другую дичь. Он охотится на медведей, волков, тигров, лисиц или, лучше сказать, травит их собаками. Когда он выезжает, Восточные ворота и внутренняя стена города запираются до его возвращения. Он редко посещает своих подданных… Когда Царь отправляется за
-1032510-374015город или в поле для увеселений, он строго приказывает, чтобы никто не беспокоил его просьбами».
Румяный, с проницательными голубыми глазами и темно-русой, слегка рыжеватого оттенка, бородой, крепкого телосложения, благодаря частому пребыванию во время соколиных охот на свежем воздухе, цветущий здоровьем царь Алексей Михайлович всем своим видом производил величественное и вместе с тем приятное впечатление на всех окружающих.
Редкие душевные достоинства царя пленяли даже иностранцев. Их отзывы говорят о том, что «царь одарен необыкновенными талантами, имеет прекрасные качества и украшен редкими добродетелями, он покорил себе сердца всех своих подданных, которые столько же любят его, сколько и благоговеют перед ним». При своей неограниченной власти, «..царь Алексей не посягнул ни на чье имущество, ни на чью честь, ни на чью жизнь». Он «такой государь, какого бы желали иметь все христианские народы, но немногие имеют».
Получив начальную грамотность, Алексей Михайлович Тишайший сам читал документы, писал и редактировал важные указы и первым из русских царей стал их подписывать. Знал иностранные языки – латинский и польский. Изучал богословие, философию, духовную музыку, поэтому был не только умным, но и образованным человеком своего века. При нем во дворце был создан театр, в котором царь со своим семейством часто присутствовал на многочасовых представлениях. Он был человеком порядка по преимуществу; «делу время и потехе час» (то есть всему своё время) — писал он; или: «без чина же всякая вещь не утвердится и не укрепится».
4606290-588010В домашней жизни он (как, впрочем, и его державные предшественники) являл собой образец умеренности и простоты. Три, много если четыре, комнаты рядом, одна возле другой, служили для него весьма достаточным помещением. Были они не особенно обширны, своим простором равняясь обычной крестьянской избе (три сажени в длину и столько же в ширину).
Мало кто сегодня знает, что такое сажень? Это слово, как и многие другие, ушли из нашего обихода. А между тем, «сажень» - это мера длины, которой теперь мы с вами не пользуемся. Но когда-то ею определяли даже средний размер человеческого тела. Малая сажень – от поднятой на уровень плеча руки до пола. Косая сажень – расстояние от подошвы левой ноги до конца пальцев, поднятой вверх правой руки. Можно попробовать себя измерить таким способом, сопоставив полученные данные современным размерам. В нашем же случае это старая русская мера длины, равная трем аршинам (2, 13 м).
Внутреннее убранство покоев (часть дома, предназначенная для жилья) тоже немногим отличалось от крестьянского: те же лавки вдоль стен, та же утварь (предметы обихода), и лишь кресло для самого государя — роскошь невиданная — выдавало с первого взгляда комнату царя.
Знаменитый исследователь старинного русского быта И. Е. Забелин, опубликовавший в начале ХХ века обстоятельное многотомное исследование «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях», так описывает распорядок дня Алексея Михайловича: «Государь вставал обыкновенно часа в четыре утра. Постельничий, при пособии спальников и стряпчих, подавал государю платье и одевал его. Умывшись, государь тотчас выходил в Крестовую палату, где его ожидали духовник или крестовый поп и крестовые дьяки. Духовник или крестовый священник благословлял государя крестом, возлагая его на чело и ланиты, причем государь прикладывался ко кресту и потом начинал утреннюю молитву; в то же время один из крестовых дьяков поставлял перед иконостасом на аналое образ святого, память которого праздновалась в тот день. По совершении молитвы, которая продолжалась около четверти часа, государь прикладывался к этой иконе, а духовник окроплял его святою водою…
После моленья крестовый дьяк читал духовное слово — поучение из особого сборника «слов», распределенных для чтения в каждый день на весь год…. Окончив крестовую молитву, государь, если почивал особо, посылал ближнего человека к царице в хоромы спросить о ее здоровье, как почивала? Потом сам выходил здороваться с нею в переднюю или столовую. После того они вместе слушали в одной из верховых церквей заутреню, а иногда и раннюю обедню.
Между тем, с утра же рано собирались во дворец все бояре, думные и ближние люди — «челом ударить государю» и присутствовать в Царской Думе. Поздоровавшись с боярами, поговорив о делах, государь в сопровождении всего собравшегося боярства шествовал, в часу девятом, к поздней обедне в одну из придворных церквей. Если же тот день был праздничный, то выход делался в храм или монастырь, сооруженный в память празднуемого святого. В общие церковные праздники и торжества государь всегда присутствовал при всех обрядах и церемониях. Поэтому и выходы в таких случаях были гораздо торжественнее.
Обедня продолжалась часа два. Едва ли кто был так привержен к богомолью и к исполнению всех церковных обрядов, служб, молитв, как цари. Один иностранец рассказывает о царе Алексее Михайловиче, что он в пост стоял в церкви часов по пяти или шести сряду, клал иногда по тысяче земных поклонов, а в большие праздники по полторы тысячи.
После обедни, в комнате в обыкновенные дни государь слушал доклады, челобитные и вообще занимался текущими делами.
Заседание и слушание дел в комнате оканчивалось около двенадцати часов утра. Бояре, ударив челом государю, разъезжались по домам. Государь шел к столовому кушанью, к которому иногда приглашал некоторых из бояр, самых уважаемых и близких.
После обеда Алексей Михайлович ложился спать и обыкновенно почивал до вечерни часа три. В вечерню снова собирались во дворец бояре и прочие чины, в сопровождении которых царь выходил в верховую церковь к вечерне. После чего иногда тоже случались дела и собиралась Дума. Но обыкновенно все время после вечерни до ужина государь проводил уже в семействе или с самыми близкими людьми.
Во время этого отдыха любимейшим занятием государя было чтение церковных книг, в особенности церковных историй, поучений, жития святых и тому подобных сказаний, а также и летописей.
Оканчивая день после вечернего кушанья, государь снова шел в Крестовую и точно так же, как и утром, молился около четверти часа».
-917575-18415Не каждому дано выдержать такой распорядок дня. Часто в житейской суете забываем с молитвы день свой начинать и ею же заканчивать. Про поклоны земные и говорить не приходится. Вот почему стоит подумать, каким внутренним умиротворением, каким ясным и покойным сознанием смысла своего существования, пониманием своего долга нужно обладать для того, чтобы жить в таком одновременно неспешном и, в то же время, сурово-аскетическом ритме. Сколь глубокое религиозное чувство надо иметь, чтобы из года в год, из поколения в поколение поддерживать этот уклад, зримо являя собой пример благочестия и чинности, трудолюбия и сердечной набожности. Вера, являемая жизнью, вера опытная, неложная, глубокая — такова первооснова этого бытия. Так жила Россия, так жил и русский царь, соединяясь со своим народом связью самой глубинной и прочной из всех возможных… верой во Всевышнего.
Подобно государевым покоям, немногим отличался от крестьянского и царский стол. Блюда самые простые: ржаной хлеб, немного вина, овсяная брага, а иногда только коричная вода украшали трапезу Алексея Михайловича. Но и этот стол никакого сравнения не имел с тем, который государь держал во время постов. Великим постом, например, царь обедал лишь три раза в неделю: в четверг, субботу и воскресенье, а в остальные дни довольствовался куском черного хлеба с солью, соленым грибом или огурцом. Рыбу государь за время поста вкушал лишь дважды, строго соблюдая все семь постных седмиц ( седмица-неделя с понедельника по воскресенье).
Свято почитая все заветы старины, Алексей Михайлович любил древне - русский уклад жизни. Он был глубоко и искренне религиозен благодаря духовной атмосфере, среди которой жил царь Алексей. И его воспитание, характер и чтение церковных книг развили в нём религиозность. По понедельникам, средам и пятницам царь во все посты ничего не пил и не ел и вообще был ревностным исполнителем церковных обрядов. К почитанию внешнего обряда присоединялось и внутреннее религиозное чувство, которое развивало у царя Алексея христианское смирение. «А мне грешному, — пишет он, — здешняя честь, аки прах».
Историк В. О. Ключевский пишет о Государе: “ Он был образцом набожности, того чинного, точно размеренного и твердо разученного благочестия, над которым так много и долго работало религиозное чувство древней Руси…. Это был истовый древнерусский богомолец, стройно и цельно соединявший в подвиге душевного спасения труд телесный с напряжением религиозного чувства ”. Царское добродушие и смирение иногда, однако, сменялись кратковременными вспышками гнева.
Государь не терпел равнодушия к Богу. Однажды Царь приказал не явившихся к воскресной службе бояр взять под стражу и выбросить у всех на виду в Москву-реку в дорогих боярских одеждах, приговаривая: « Вот вам награда за то, что вы предпочли спать со своими женами до позднего утра этого благословенного дня …». Наверное, самое
время спросить – а как часто ты, мой собеседник, бываешь на воскресной службе? Думаю, за редким исключением, любишь подольше понежиться в теплой кровати и совсем не желаешь исполнить одну из заповедей Иисуса Христа – «…шесть дней работай, а день седьмой – Господу Богу Твоему».
Посмотреть, как хороша была столица государства Российского в ту пору можно на примере Царской усадьбы «Измайлово» - исторического комплекса памятников XVII-XIX вв. Усадьба расположена на уникальном рукотворном острове, созданном по повелению второго царя из рода Романовых Алексея Михайловича, отца Петра I. И, забегая вперед, скажу, что именно в Измайлово будущий устроитель Флорищевой пустыни Иларион восхитился архитектурой Покровского собора, перенеся ее в свою обитель и воплотив в пятиглавом соборе Успения Пресвятой Богородицы.

Были у царя, как и у всякого человека, свои слабости. Хоть он и получил от современников прозвание Тишайшего, но бывал по временам весьма резок и вспыльчив. Осерчав на кого-нибудь, давал, случалось, царь волю и языку — награждая провинившегося нелестными эпитетами, и рукам — оделяя чувствительными тумаками. Впрочем, гнев царский был мимолетен и отходчив — частенько после вспышки Алексей Михайлович осыпал «пострадавшего» милостями, сам просил мира и слал богатые подарки, всемерно стараясь загладить размолвку.
Сказанного достаточно, чтобы объяснить, почему россияне искренне любили своего монарха. Сама наружность государя располагала в его пользу: в живых голубых глазах светилась искренняя доброта, лицо было полно и румяно, ободряя и обнадеживая собеседника выражением добродушной приветливости, не мешавшей, впрочем, серьезности и важности, приличествующей Августейшей особе. Полная фигура царя сохраняла осанку величавую и чинную.
Думаю, мой друг, что ты начинаешь понимать как много общего между самодержцем Алексеем Михайловичем и иноком Иларионом.
Случай, происшедший в нищепитательнице (богадельне) при церкви Кивра и Иоанна на Кулижках за Варварскими воротами близ Ивановского монастыря в Белом городе Москвы еще больше их сблизил. Понимаю, тебе интересно узнать о происшедшем. Что ж, слушай…случай можно сказать мистический….
-861060-282575Событие это отражено в «Житии» преосвященного Илариона (1632-1708 гг.) строителя Флорищевой пустыни, впоследствии – митрополита Суздальского и Юрьевского. Само событие описано «по сказанию» его непосредственного участника и свидетеля – «самовидца» монаха Марка. Описываемый эпизод приходится на осень и зиму 1666 года.
43586401502410В эту богадельню, где жили старухи с сиротами и подкидышами, «…вселился демон, впущенный туда одним чародеем. Этот демон делал старухам разные гадости, не давал им покоя ни днем, ни ночью, сбрасывал их с постелей и лавок, кричал им вслух разные нелепости; на печи, на полатях и в углах стучал и гремел», швырялся камнями, сам оставаясь невидимым. Происходящее серьезно обеспокоило царя Алексея Михайловича: «…он велел священникам молитвами действовать против злокозненного духа; но они ничего не успели и только раздразнили его, так что он стал обличать их самих в разных беззакониях». 2 ноября 1666 года в Москву прибыли вселенские патриархи. Приближенные царя указали ему на преподобного Илариона, «…который молитвами своими мог прогонять нечистых духов… Пять недель с двумя иноками там подвизался в молитвах Иларион» и, сколь не упорствовал этот «демон», «…но молитвами преподобного совершенно был изгнан из богадельни». Чтобы убедиться в успехе, Иларион еще десять недель оставался в нищепитательнице, после чего отбыл во Флорищеву пустынь. Событие это, поразившее воображение жителей Москвы того времени, закрепилось в памяти поколений в выражениях «у черта на Кулижках ( Кулишках )», «у черта на куличках», «к черту на кулички», «чертовы кулички» – в значении неведомо еще куда. Сейчас указанное место находится по нынешним меркам практически в центре столицы, недалеко от метро "Китай-город", но из-за того, что это было прежде окраина Москвы, поговорка "У черта на куличках означает "далекое место".
Флорищева пустынь, благодаря добродетельной и строгой жизни преподобного Илариона и его братии, повсюду прославлявших Отца Небесного, сделалась известной настолько, что не только простой народ, но и вельможи, и воеводы начали посещать ее, прося у подвижников молитв и благословения. Царь Алексей Михайлович тоже возжелал посетить здешние места, но 30 января 1676 года в возрасте сорока семи лет умер. По завещательным документам еще в 1674 году наследником престола стал его старший сын Федор, который и претворил в жизнь пожелание своего отца. О существовании Флорищевой пустыни Федор Алексеевич неоднократно слышал от сановных мужей, от бывшего воеводы города Вязники Ивана Михайловича Языкова. Он часто посещал обитель вместе с Гороховецким воеводой Петром Авраамовичем Лопухиным. Видя как соблюдаются в монастыре чин и дела, подвизавшихся в нем, возлюбили воеводы преподобного и его учеников так, что немедля рассказали о жизни иноков и их наставнике в царских палатах.
-861060146685 Благочестивый же царь, услышав это, радуясь, что в его царствование обрелся столь богоугодный муж, пожелал видеть его лично, чтобы получить душевную пользу, для чего скоро призвал его к себе, с честью приняв Илариона у себя.
Преподобный же со смирением и страхом воздал царю подобающую честь, как помазаннику Господню. По царскому прошению благословил Его и поучил довольно о спасении душевном. С тех пор благочестивый царь и все его приближенные полюбили преподобного. Царицы и царевны, как своего отца почитая, часто призывали преподобного к себе. При трапезе своей усаживали рядом с собой, а сами, как дети около своего отца, садились и спрашивали: как спастись, что есть грех, а что нет, зная, что всегда услышат сердечный ответ.
3381375751205Когда же царица Агафья Семеновна разрешилась царевичем Ильей Федоровичем, царь учинил преподобного игумена Флорищевой пустыни Илариона быть восприемником от купели крещения сына своего царевича (крестным отцом). Об этом же говорится и в кроильной книге царицы: 17 июля Илью крестили в теремной дворцовой церкви, восприемником был игумен Иларион, восприемницей — царевна Татьяна Михайловна. В тот же день боярыня А. П. Хитрово приняла для царевича одеяло. Фёдор Алексеевич поручил наследника заботам боярыни Анны Петровны, с детских лет пестовавшей самого царя. Кроме того, юный царь избрал преподобного себе духовным отцом и кумом. Обитель же его одарил многими царскими милостями: около пустыни и в других царских местах лесом, рыбными ловлями, сенными покосами, хлебопашной землей, мельницами и солеварнями, утвердив это на вечное владение царскими своими грамотами. Но 17 июля 1681 года новорожденный и его мать скончались. Эта утрата больно переживалась Федором Алексеевичем, который мечтал о наследнике и восприемнике. Считается, что по совету Илариона царь выбрал себе новую супругу — Марфу Матвеевну Апраксину.
Теперь, дорогой читатель, ты знаешь, при каких обстоятельствах игумен Флорищевой пустыни Иларион был удостоен царской милости, быть у двора самодержца.
После событий, описанных выше, еще больше укрепился царь в своих мыслях посетить преподобного в далеком Лухском полесье. Бог наградил Федора Алексеевича ясным умом, светлой душой и добрым сердцем. А вот со здоровьем царю не повезло. С детства он был болезненным, а в последние годы своей жизни страдал цингой.
Мало кто из нас сегодня знает про эту болезнь. Оказывается, такое заболевание, вызванное тяжелым и хроническим дефицитом витамина С (аскорбиновой кислоты), а проще говоря, называется по другому авитаминозом с весьма печальной историей. В прошлые века цинга была «верной спутницей» крестовых походов и кругосветных путешествий, войн и блокад городов. Как видишь, не обходила она стороной и царствующих особ. При недостатке «аскорбинки» кровеносные сосуды становятся хрупкими и ломкими, а соединительная ткань теряет свою прочность. Цинга считается
-861060-358775болезнью истощения. Чаще всего ей страдают люди, которые едят однообразную пищу. В наши дни встречаются единичные случаи, а в прошлые века это было частым явлением. Говорят, держал царь мысль, желая посетить пустынь, не только укрепить себя духовно, но и избавиться от своего недуга.
Свою поездку государь задумал осуществить летом 1677 года, но из-за тяжелого положения русской армии, участвовавшей в отражении нашествия турецких войск на Украину, богомольный поход был перенесен на осень, когда военные действия традиционно прекращались.
22 ноября царь вместе с царевнами выехал из Москвы. Посетив Флорищеву пустынь, он повелел начать в ней каменное строительство, по завершении которого возвестить себя, с чем и отбыл в царствующий град Москву.   
На сооружение храма было выделено необходимое количество денег. Государь царским своим повелением указал, чтобы немедленно со всей округи предоставлено было потребное количество кирпича (на это имеется царская грамота), кирпича, извести, а также мастеровых людей, что и было исполнено.
4206240-448310  В начале строительства каменной церкви, когда начали копать рвы для фундамента, были найдены два гроба с нетленными мощами схимонаха Мефодия и еще одного монаха, скончавшихся 28 лет назад во время эпидемии. Эти мощи были вновь погребены в строящейся церкви близ западных дверей, но где именно, достоверных свидетельств не имеется.
Уже к концу зимы строительство церкви было завершено. Она была украшена великолепным иконным писанием, в том числе четырьмя иконами, созданным царским иконописцем Симоном Ушаковым:
1) Христа Спасителя у царских врат в позолоченной ризе;
2) Успения Божьей Матери подле Спасителя в позолоченной ризе, от которой прихожане с верою получали исцеление;
3) По левую сторону царских врат Кипрской Пресвятой Богородицы, унизанная по бархату жемчугом, а по сторонам обложенная серебром, с позолоченным венцом;
4) Владимирская Божья Матерь в святом алтаре за жертвенником с позолоченным венцом.
    Много было положено труда при создании храма. Сам Преподобный с братией с восхода солнца трудились прилежно.
Когда же здание оказалось высотой от земли в аршин, мастеровые, видя огромность здания, начали роптать на преподобного, будучи недовольны пищей и питием.
-880110-581025    Иларион при всей своей заботливости и трудах никогда не оставлял церковной службы и келейного своего правила, и в этом случае, видя ропот и негодование рабочих, обратил свой глас к Божьей Матери. Неутешно плакал, прося помощи и заступничества. Когда, после правил, вся братия вышли из церкви, инок, оставшись один, сел и начал размышлять о строительстве церковном. Впав в некий тонкий сон, увидел саму Владычицу Богородицу, вещающую ему: «Перенеси образ мой, называемый Владимирский, и поставь его в новозастроенной каменной церкви, и аз ти тамо сама буду помогати».
450151517145Придя в себя и уразумев посещение Божьей Матери, он, от исполнения духовной радости, отправился к братии. Видя Илариона в духовном восторге, они поняли, что ему было какое-то явление. Преподобный зажег свечи и кадила и, облачившись со всей братией в святые ризы, перенес святую икону Владимирской Божьей Матери из паперти теплой Троицкой церкви в летнюю деревянную Успенскую церковь с подобающею честью. Затем, совершив всенощное бдение, рассказал всей братии о явлении ему Пресвятой Богородицы и ее благоволении на перенесение своего образа на место вновь строящейся церкви. Внимая, братия со страхом и умилением преклоняли колена свои вместе с преподобным перед иконой Владычицы Богородицы, благодарили Господа и Его пресвятую Матерь за такое к ним милосердие.Во время перенесения и всенощного бдения такая была у всех духовная радость, что никак не могли удержаться от слез: те сами изливались из глаз и орошали лица монахов. После совершения божественной литургии и молебного пения перенесен был образ Пресвятой Богородицы Владимирской, поставлен в строящейся церкви на подготовленном месте, где и находился до завершения строительства храма, как божественное ограждение и покров. С того времени не только преподобный и братия начали еще более усердно трудиться на строительстве храма, но и мастеровые, видя перед собой образ Божьей Матери, перестали роптать. Еще больше усилилось их рвение, когда удостоились видеть в одну ночь явление от иконы Пресвятой Богородицы: «…ибо видели они в нощи около новосозидаемой церкви светоч световидный, светящийся подобно златой обьяри, и лучи на все страны испущающий». Это явление видел и сам преподобный с братиею и все работники, потому все, с благоговением взирая на икону Владычицы, в деле своем трудились каждый с радостью и благодарением, с любовью и усердием. Храм был построен за короткое время, своим величием и красотою удивляя каждого, входящего в обитель.
В сентябре 1681 года царь Феодор III Алексеевич с огромной свитой совершил второе паломничество во Флорищеву пустынь, прежде малоизвестный монастырь, где в присутствии государя митрополит Смоленский и Дорогобужский Симеон (Милюков) совершил торжественное освящение нового собора, построенного на средства казны.
Специально к приезду царя монахи прорубили в заклязьменских лесах прямую, как стрела, дорогу от града Ярополча (нынешних Вязников) во Флорищи. До сих пор местные жители называют уже малозаметные лесные просеки в вековых сосновых борах "царской дорогой". Царь был впечатлен обаянием и духовной силой флорищевского игумена. Вкладом царя в храм стал иконостас, написанный в мастерских Оружейной палаты Московского Кремля. Уезжая из монастыря, царь повелел Илариону в скором времени -937260127635прибыть в столицу.
В течение лишь одного года Илларион был возведен в сан архиепископа, а потом и митрополита, датированную от 25 марта. Получив под управление огромную тогда Суздальскую епархию, в состав которой входили и Флорищи. Илларион стал первым суздальским митрополитом. Прежде архиереи этого старинного города подобной чести не удостаивались ни разу. В Суздале митрополит Илларион также сделал многое. В частности, памятником ему стали архиерейские палаты, которые сегодня занимает Владимиро-Суздальский музей.
Перед отъездом из Флорищевой пустыни Иларион поставил во главе братии своего ученика Иринарха и завещал, чтобы настоятели пустыни всегда избирались из монахов, принявших в пустыни пострижение и здесь жительствующих.
После смерти царя Феодора Алексеевича (27 апреля 1682) царская семья продолжала почитать Илариона. К нему в Суздаль приезжала царица Прасковья Феодоровна с дочерьми Анной Иоанновной (впоследствии императрица), Екатериной и Прасковьей. По преданию, сохраненному монахинями суздальского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря, Иларион предрек Прасковье Феодоровне, что ее дочь Анна станет правительницей, но это совсем другая история.
Говоря о Флорищевой пустыне, нужно отметить, что с того времени как это место стал опекать царь, небольшая обитель, затерявшаяся в глухих Гороховецких лесах, превратилась в крупный монастырь, владевший богатым хозяйством и обширными угодьями в разных губерниях. Культурные, жилые и хозяйственные здания, возведенные в конце 17 века, занимали почти квадратную территорию площадью около 3 гектаров.
308229080010Города, поселки и деревни, как и люди, имеют свою судьбу:   переживают лихолетья,   совсем обезлюдев, стареют и умирают или преображаются и хорошеют. Их история, складывающаяся многими десятилетиями и веками, богата традициями и обычаями, которые вызывают живой интерес у каждого, кто неравнодушен к судьбе своего Отечества, своей малой родины.
Вот и Флорищевой пустыне после описываемых событий, многое еще предстоит пережить. После отъезда своего фактического основателя она претерпела и новые взлеты, и серьезные падения, расцвет и забвение, но по благодати Божьей, трудами праведными радует нас сегодня Свято-Успенский мужской монастырь. О том, какой путь ему предстоит еще пройти, в моих следующих рассказах не менее интересных и увлекательных. А по другому и быть не может, ведь это родной край, дорогой сердцу уголок – кладезь духовности и красоты.
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
Аналой – высокий столик с наклонной верхней плоскостью, использующийся как подставка для книг, икон и т.п. во время богослужения в православном храме.
Алта́рь  — жертвенник, первоначально место для жертвоприношений на открытом воздухе. В христианских храмах - столы (''престолы'') для совершения таинства. Алтарем называют также всю восточную часть храма, отделенную алтарной преградой, а в православных храмах с 14-15 вв. – иконостасом.
Богомолье – посещение особо почитаемых отдаленных церквей, монастырей, скитов для поклонения церковным реликвиям, святыням.
Бояре – высший служебный чин в Русском государстве XIV—XVII вв., а также лицо, пожалованное этим чином. В бытовом отношении, все феодалы-помещики в XVII в. для зависимого от них населения являлись боярами.Думные чины в Русском государстве в XVI—XVII вв. должностные лица — бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки, имевшие право участвовать в заседаниях Боярской думы и в работе думских комиссий. Они замещали высшие дворцовые должности, принимали участие в дипломатических переговорах, разбирали местнические споры. Все думные звания были отменены в 1711 г. после создания Сената.
Духовное слово – слово, обращенное к душе.
Заутреня – ранняя (на рассвете, до обедни) церковная служба у православных
Иконостас – перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стен храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.
Крестовый дьяк, крестовый поп существовали при царской (крестовой) церкви в XV - XVII в. на Руси и получали царское жалованье; их обязанности состояли в чтении псалмов, канонов и пении на клиросе.
Ланиты – щеки.
Обедня – церковная служба, совершаемая утром или в первую половину дня
Почивать – предаваться полному покою, бездействию.
Пост – воздержание от принятия определённой пищи и питья.
Постельничий – в России конца 15 — 17 веков должностное лицо великокняжеского, а затем царского двора, ведавшее внутренним распорядком великокняжеских (царских) покоев, «государевой постелью», Постельной казной, Мастерской палатой, в которой шили платье и белье для государя и его семьи. Постельничий управлял слободами дворцовых ткачей, хранил печать «для скорых и тайных царских дел», часто ведал личной канцелярией государя. Постельничий обычно входил в число особо приближенных советников государя.
Спальник – придворный чин в Русском государстве в XV— XVII вв., находился в подчинении у постельничего. Спальники дежурили в комнате государя, раздевали и одевали его, сопровождали во время поездок. Обычно спальниками становились молодые люди знатного происхождения.
Стряпчий – старинный русский дворцовый чин. Наименование заимствовано от слова "стряпать”, т. е. делать, работать.
Челобитная –прошение, заявление, жалоба в Русском государстве в 15 – начале 18 вв.
Чело – в старину называли человеческий лоб.
Челобитная –прошение, заявление, жалоба в Русском государстве в 15 – начале 18 вв.