Проект урока литературы в 5 классе по теме Портрет Герасима. Повесть Муму И.С. Тургенева.


ПРОЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ
Учитель Глазкова М.М.
Тема урока Портрет Герасима. Повесть И.С.Тургенева "Муму"
Образовательная цель Формирование духовно - нравственной культуры личности, развитие критического мышления пятиклассников на основе осмысления сюжетного содержания повести, роли крепостного права в жизни человека, причинно - следственной связи поступков Герасима.
Планируемые образовательные результаты
По окончании изучения темы ученик:
ЛР-1: объясняет ценность и значимость понятия "свобода";
ЛР-2: активно включается в выполнение всех учебных заданий;
ЛР-3: обосновывает собственную позицию в отношении характеристики главного героя повести и его поступков;
ПУД-1: выделяет существенные признаки изучаемых понятий;
ПУД-2: переводит информацию из одной знаковой системы в другую;
ПУД-3: анализирует художественный текст с применением методики ИНСЕРТ;
ПУД-4: устанавливает причинно-
следственные связи между явлениями и процессом;
ПУД-5:обобщает информацию, делает выводы;
РУД-1: планирует предстоящую
деятельность с помощью вопросов;
РУД-2: формирует учебную задачу;
РУД-3: осуществляет самоконтроль,
самооценку деятельности;
ПР-1:называет основные эпизоды
литературного произведения;
ПР-2: рассказывает о героях повести, характеризует их;
ПР-3: рассказывает о главном герое повести, анализирует его поступки и действия;
КУД-1: выполняет учебные задания в сотрудничестве с одноклассниками и учителем;
КУД-2:самостоятельно формулирует тему урока.
Программные требования
Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты
- формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
-формирование восприятия текста, как произведения искусства; -формирование уважительного отношения к иному мнению. -умение устанавливать причинно-следственные связи;
-изложение 
содержания прочитанного текста выборочно;
-формирование умения аргументировать свое мнение;
-формирование умения владеть монологической и диалогической формами речи. -формирование умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения;
- воспринимает и анализирует текст;
- характеризует литературного героя;
-сопоставляет поступки героев повести, рассуждает.
Программное содержание ПОРТРЕТ ГЕРАСИМА:
внешность, внутренний мир, отношение к труду, взаимоотношения с людьми и окружающим миром в целом.
Мировоззренческая идея Человек сам волен выбирать свой жизненный путь
Ценностно - смысловые ориентиры Духовно - нравственные
План изучения учебного материала 1.Понятия "портрет", "литературный портрет"
2. Описание Герасима (внешность и нрав)
3.Отношение Герасима с людьми и окружающим миром в целом
Основные понятия
Портрет, авторская позиция, образ персонажа, образ животного
Тип урока Урок изучения нового материала
Форма урока Урок - размышление
Образовательная технология Технология развития критического мышления
Оснащение урока Учебник Литературы 5 кл. В.Ф.Чертов М., «Просвещение» 2011, кластер, раздаточный материал
Мизансцена урока Парты стоят по кругу
Предварительная подготовка
учащихся к уроку Прочтение повести И.С. Тургенева "Муму"
Домашнее задание Приготовить пересказ эпизода «Пропажа Муму», ввести в пересказы описание жестов, поз, мимики героя.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ХОДА УРОКАДеятельность учителя Деятельность учащегося ПОР урока
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА (3 минуты)
Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок. II.СТАДИЯ "ВЫЗОВ" (10 минут)
Задание: Прочитайте эпиграф(на доске) к уроку:
"Вы сильны лишь постольку, поскольку отбираете у людей не всё. Но человек, у которого вы отобрали всё – уже не подвластен вам, он снова свободен" .А.И. Солженицын «В круге первом»
Вводная беседа:
- А что А.И.Солженицын подразумевал под словами "человек, у которого отобрали всё"?
- Что хотел сказать автор этими строчками?
- Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок?
- Когда мы слышим слово "портрет", что сразу представляем?
- Как вы думаете, а каким может быть портрет в литературе, в художественном произведении?
Задание: сформулируйте и запишите тему урока.
- Что мы знаем о Герасиме?
- Чем среди крепостных барыни выделялся Герасим?
Практическая работа: составление кластера:
ПОРТРЕТ ГЕРАСИМА:
внешность, внутренний мир, отношение к труду, взаимоотношения с людьми и окружающим миром в целом.
- А что мы не знаем о нашем герое?
Задание: сформулируйте вопросы на которые необходимо найти ответы на уроке
Работа с таблицей
Тонкие вопросы Толстые вопросы
Как выглядел Герасим? Чем внешне он отличался от окружающих?Какого телосложения он был, какого роста? Какие художественные приемы использует автор для создания образа Герасима?
Работу Герасима автор называет неистомной. Какой смысл он вкладывает в это понятие? В чем же источник страданий Герасима?
Как вы думаете, почему автор выбрал собаку, а не кошку в качестве питомца главного героя? Что такое "крепостное право"?
Проверка 1 ученик читает с места вслух
Фронтально
Запись темы в тетрадь
Раздаточный материал
(приложение 2)
Фронтальный опрос
Работа в парах: письменно в тетрадях
Фронтально ЛР-2
ПУД-1
РУД-2
ПУД-5
КУД-2
ЛР-2
КУД-1
ЛР-2
РУД-3
РУД-1
III.СТАДИЯ "ОСМЫСЛЕНИЕ" (12 минут)
- Где и как мы можем узнать ответы на наши вопросы?
Краткий историографический обзор
Чтение текста о крепостном праве и прообразе Герасима (приём «ИНСЕРТ»: «v» – уже знал; «-» - думал иначе; «+» - новое; «?» - не понял, есть вопросы)
Аналитическая беседа:
- Какова историческая основа данного произведения?
- Чем характеризуется это время в России?
– Почему Тургенев изменил конец истории с глухонемым?
- Как относились к Герасиму окружающие?
Задание: Прочитайте описание каморки героя.
Аналитическая беседа:
- Почему Герасиму сразу не понравилось жить в городе?
- Как относился он к своим обязанностям?
- А теперь вспомним, ведь светлым пятном в жизни Герасима была Татьяна. Почему он не стал бороться за неё?
- Какие поступки свидетельствуют о глубоких переживаниях Герасима?
- А изменился ли с появлением Муму сам Герасим?
Задание: Прочитайте фрагменты, раскрывающие образ Муму
Аналитическая беседа:
– Объясните смысл слов: «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей»
– Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?
– Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни?
Практическая работа:
Заполнение таблицы
Пропажа Муму Возвращение Муму
Описание действий Герасима:
Бегать, искать, кликать, хватился. Описание действий Герасима:
Затрепетал
Бросился, выскочил Зажмурился
Отчаянные знаки, рисовал руками, промычал, тяжело вздыхая Вскочил, вырвался протяжный крик
Беспрестанно задыхаясь Схватил, стиснул в объятьях
Описание внешности Герасима:
Истомлённый вид, неверная походка, запыленная одежда Пробрался, оглянулся
Проверка Самостоятельное чтение текста. Раздаточный материал (приложение 3).По ходу чтения карандашом
Фронтально
Самостоятельное чтение текста
Фронтально
Самостоятельное чтение текста
Фронтально
Письменно в тетради
Выборочно 4-5 учеников ПУД-3
ЛР-2
ЛР-3
ПУД-4
ПУД-1
ПР-1
ПР-2
ПР-3
ЛР-3
КУД-1
ЛР-2
IV. СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ» (12 минут)
- Что мы можем изменить в кластере "Портрет Герасима"?
Практическая работа: заполнение кластера
Обобщающая беседа:
- Какого значение Муму в жизни Герасима?
- Что происходит в душе Герасима, понимающего, что он навсегда теряет Муму?
- Подумай, кто виноват в смерти Муму? Почему вы так считаешь?
- Почему Герасим ушел в деревню, ослушавшись барыню?
Практическая работа:
Составление синквейнаПортрет Герасима
1.Герасим 2.Трудолюбивый, могучий 3.Работает, страдает, любит 4.Сильный Герасим подчиняется воле барыни 5.Крепостной
Проверка
- О чём заставил задуматься урок?
- Что было особенно интересно на уроке? Самостоятельно зелёным цветом - новая информация
Фронтально
Запись в тетрадь
Фронтально ПУД-4
ПУД-5
ЛР-3
ПР-1
ПР-2
ПР-3
ЛР-1
КУД-1
ЛР-2
ЛР-1
КУД-1
РУД-2
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 минуты)
Содержательная оценка.
Домашнее задание:
Приготовить пересказ эпизода «Пропажа Муму», ввести в пересказы описание жестов, поз, мимики героя Запись в дневник