Человек в системе общественных отношений

Практическое занятие № 4.

Тема: Человек в системе общественных отношений.

Цель: систематизация знаний и умений по теме «Политическая сфера общества», воспитание политической культуры, сознательного отношения к участию гражданина в политической жизни общества, развитие политического мышления, умения осуществлять поиск социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; работать с документами, тестами.
Оснащение: Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 1 10 кл., Ч.2. – 11 кл. – М., 2012; Методические указания для обучающихся к практическим занятиям.

Ход занятия:

Теоретическая часть

В науке политика рассматривается в трех измерениях:
1) как один из многих видов человеческой деятельности;
2) как сфера общественной жизни, одна из подсистем общества в целом;
3) как тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями.
Субъектами политической деятельности являются не только отдельные личности, но и большие социальные группы (классы, социальные слои, этнические общности, сословия и т. п.). Для того чтобы успешнее влиять на политику, люди создают политические организации и объединения. Наиболее приспособленными к политической деятельности являются политические партии. Самым активным субъектом политики является государство.
Субъектами политической деятельности являются политические элиты – это сравнительно небольшие группы людей, которые оказывают наибольшее влияние на принятие политических решений. Это группы лиц, концентрирующие в своих руках власть, осуществляющие политическое руководство обществом, определяющие пути и цели политического развития. В политическую элиту входят высшие государственные деятели, лидеры политических партий, руководители парламента, лица, занимающие ключевые позиции в силовых структурах государства, средствах массовой информации, и т. п.
Итак, субъектами политики выступают личности, социальные группы, политические организации, политические элиты.
Деятельность субъектов политики направлена на общество, на сохранение его целостности, а также на осуществление в нем изменений, отвечающих интересам определенного субъекта политики или всего общества. То, что политическая деятельность направлена на общество в целом, на все стороны его жизни, отличает ее от других видов деятельности. Вместе с тем в политике принято выделять различные направления, которые обычно называют по наименованию объекта политического воздействия. Объектом экономической политики является экономика, социальной социальная сфера, молодежной политики молодежь и т. п. Объектом внутренней политики является общество внутри страны, внешней мировое сообщество, международные отношения.
Политическая деятельность побуждается интересами субъектов политики, прежде всего интересами определенных социальных групп. Социальная группа стремится обеспечить такие общественные условия (учреждения, порядки, правовые нормы и т. п.), которые делают более доступными для нее материальные и духовные блага, более полное удовлетворение потребностей входящих в эту группу людей. Например, общим интересом определенной этнической группы является создание благоприятных условий для развития национальной культуры, языка, сохранения природной среды в местах ее проживания.
Движимые собственными интересами люди ставят перед собой соответствующие политические цели, которые наиболее четко формулируют поддерживаемые ими политические лидеры, партии, элиты. Эти цели, как правило, предполагают участие во власти либо воздействие на власть. Это еще один важнейший признак политической деятельности. Вот как определял понятие «политика» М. Вебер: «...Политика, судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает».
Для достижения поставленных целей осуществляются различные политические действия: организация партий, принятие правительственных решений, избирательные кампании, выступления в парламенте, политические митинги, проведение партийных съездов, обращения к народу, разработка политических программ, референдумы, государственные перевороты, визиты правительственных делегаций и др.
В ходе этих действий используются различные средства политической деятельности: мирные и насильственные, организационные и агитационные, теоретические и дипломатические.
Некоторые политические деятели следуют принципу «цель оправдывает средства». Так, экстремистские организации, заявляя о борьбе за национальные интересы, считают возможным захватить самолет с пассажирами, которые не имеют отношения к их заботам; взорвать дом, где живут ни в чем не повинные люди; брать и убивать заложников. Политический терроризм представляет большую опасность для общества.
На вопрос «Допустимы ли любые средства для достижения благих целей?» государственные деятели и политические мыслители в разное время давали различные ответы. Так, выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Николо Макиавелли (14691527) признавал заслуживающими похвалы такие качества государя (главы государства), как верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. «Ради сохранения государства, писал Н. Макиавелли, он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия». Государь должен «по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла».
Есть и другая точка зрения: средства достижения благой цели должны быть благими, иначе сама цель будет деформирована и результат деятельности окажется не столь «светлым», как первоначально провозглашалось. (Вспомните о деятельности в России революционной организации
«Народная воля».)
На самом деле политику подчас приходится выбирать: либо для предотвращения опасности проводить жесткие меры, либо своим бездействием допустить ущерб для общества.
Политическая сфера это одна из четырех известных вам сфер жизни общества. Она включает в себя различные формы политической деятельности; отношения между людьми, возникающие в процессе этой деятельности; организации и учреждения, которые создаются для реализации политических целей и задач; политическое сознание людей, которое направляет их деятельность в сфере политики.
Важнейшее место в структуре политической сферы занимают политические институты. Они относятся к главным социальным институтам. Политические институты удовлетворяют потребность общества в интеграции, безопасности и социальном порядке.
Каждый из них осуществляет определенный вид политической деятельности и включает в себя группу людей, специализирующихся на ее выполнении; политические нормы, регулирующие отношения внутри этих институтов, с другими политическими и неполитическими институтами; средства, необходимые для достижения поставленных целей.
Основным политическим институтом является государство. В свою очередь, государство включает в себя институт президентства, институты законодательной, исполнительной и судебной власти, институт выборов и др.
К числу важнейших политических институтов относятся и политические партии.
Партийно-политическая деятельность охватывает большое количество людей, имеет устойчивые формы, регулируется традициями, правовыми нормами и политическими принципами. Любая политическая партия это добровольное объединение людей, имеющих общие политические взгляды, добивающихся осуществления поставленных целей через завоевание власти или участие в ее осуществлении. Обычно партия выражает и защищает интересы определенной социальной общности (класса, социального слоя и т. п.).
Признаки партии: стремление добиться достижения поставленных целей через завоевание власти или участие в осуществлении власти; существование в исторически протяженном периоде времени; наличие четкой организационной структуры, закрепленной партийным уставом; стремление создать себе массовую опору; общие для членов партии идеи, изложенные в партийной программе.
В Российской Федерации партийно-политическая деятельность регулируется Законом «О политических партиях» (2001). Закон определяет политическую партию как общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Каждая политическая партия самостоятельно определяет свои политические цели, ближайшие и долгосрочные идеи, которые находят отражение в партийной программе и уставе. Однако основными целями политической партии, согласно Закону, являются:
формирование общественного мнения;
политическое образование и воспитание граждан;
выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.
Партия это организация, принципы построения которой, права и обязанности ее членов отражены в ее уставе. Она, как правило, имеет партийную программу, излагающую не только цели партии, но и пути и средства, которые должны обеспечить их достижение. Члены партии имеют различные статусы в ее структуре: это лидеры партии; партийные чиновники, работающие в центральных и местных органах партии; партийные активисты, возглавляющие партийные группы, местные организации; рядовые члены партии. Все они ведут работу, стремясь завоевать поддержку избирателей на предстоящих выборах. Для этого используются собрания граждан, партийная пресса, выступления в парламенте и в других представительных органах.
Кроме государства и политических партий, существуют и другие политические институты, придающие политической деятельности устойчивые формы, организованность и упорядоченность, благодаря сложившимся структурам, традициям, нормам.
Политические отношения это взаимосвязи и взаимодействия, возникающие между людьми в процессе политической деятельности.
Политическая власть это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.
Правовое государство – это государство, в котором вся жизнь общества подчинена закону, а закон направлен на обеспечение всеобщего равноправия и социальной справедливости.
Идея правового государства означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Верховенство права предполагает подчинение закону самого государства, его органов, должностных лиц, других организаций, граждан.
Правовое государство отличается от неправового и качеством законов: они должны быть гуманными, справедливыми, закреплять неотъемлемые права каждого человека – право на жизнь, на достойное существование и др.
Вместе с тем свобода, выраженная в правах, не может быть абсолютной, а предполагает ограничения, т. е. имеет определенную меру. При этом мера должна быть равной для всех.
Например, человек, имеющий право на жизнь, должен поступать так, чтобы не подвергать опасности жизнь другого человека, и тем более не покушаться на нее. То же самое и с правом на отдых, иначе право одного человека становится произволом, бесправием для другого, превращается в одностороннюю привилегию.
Правовое государство признает и конституционно закрепляет свободу людей, их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека. Тем самым государство исключает возможность превращения гражданина в своего верноподданного и рассматривает его как равноправного партнера. Оно защищает, охраняет от произвола права человека, которые становятся ядром всей правовой системы. Поэтому незыблемость прав человека, их охрана и гарантированность составляют еще один признак правового государства.
Разрабатывая законы, принимая на их основе другие политические решения и претворяя их в жизнь, государство берет на себя конкретные обязательства перед личностью. В свою очередь, личность обязана подчиняться общим установлениям государства, выполнять свои конституционные обязанности. Следовательно, для правового государства характерен признак взаимной ответственности государства и личности.
Правовое государство предполагает также принцип разделения властей. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений.
Гражданское общество – это совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и коллективные) интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни.
Политическое участие – это действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.
Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс.
Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами. В демократическом обществе к ним относятся:
- право избирать и быть избранным в органы государственной власти, право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей;
- право объединяться в общественные организации, в том числе в политические партии;
- право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;
- право доступа к государственной службе; право на обращение в государственные органы.
Напомним, что осуществление прав имеет границы (меру) и регулируется законами, другими нормативными актами. Так, право доступа к государственной службе ограничено определенным реестром государственных должностей. Право собираться на митинги, демонстрации – указанием на то, что они должны проходить мирно, без оружия, после предварительного уведомления властей. Запрещаются организация и деятельность политических партий нацеленные на насильственное изменение основ конституционного строя, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной розни и пр.
Установленные нормативные ограничения, требования и запреты вводятся в интересах безопасности личности, общества и государства, охраны нравственности и общественного порядка.
Политическое участие бывает опосредованным (представительным) и непосредственным (прямым). Опосредованное участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное участие – это воздействие гражданина на власть без посредников.
Формы политической активности могут быть групповыми, массовыми и индивидуальными.
Так, рядовой гражданин, который хочет влиять на политику, обычно присоединяется к группе, партии или движению, чьи политические позиции совпадают или близки его собственным. Член партии, например, проявляя активность в делах своей организации и избирательных кампаниях, оказывает постоянное и наиболее эффективное воздействие на власть.
Нередко граждане, группы или коллективы, возмущенные несправедливостью государственного решения, требуют его пересмотра. Они обращаются с петициями, письмами и заявлениями в соответствующие инстанции, на радио и телевидение, в редакции газет и журналов. Проблема приобретает общественный резонанс и вынуждает власть, как уже отмечалось, изменить или скорректировать свое решение.
Не меньшую эффективность могут иметь и массовые акции. Например, в России митинги учителей, врачей, забастовки шахтеров в 1990-х гг. против несвоевременных выплат зарплаты, ухудшения условий труда и растущей безработицы. Политологи называют эти формы протестными, ибо они являются негативной реакцией людей на сложившуюся в обществе ситуацию.
Наиболее развитой и чрезвычайно важной формой политического участия являются демократические выборы. Это необходимый, гарантированный конституциями минимум политической деятельности. В рамках института выборов каждый полноправный гражданин совершает свое индивидуальное действие, голосуя за какую-либо партию, какого-либо кандидата или политического лидера. Присоединив свой голос к голосам других избирателей, сделавших такой же выбор, он напрямую влияет на состав народных представителей, а значит, и на политический курс. Поэтому участие в выборах – дело ответственное. Здесь нельзя поддаваться первым впечатлениям и эмоциям, ибо велика опасность попасть под влияние популизма.
Популизм (от лат. populus – народ) – это деятельность, цель которой обеспечить популярность в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов, апелляций к простоте и понятности предлагаемых мер. Предвыборные обещания требуют критического к себе отношения.
К выборам близко примыкают референдумы – голосование по законодательным или иным вопросам. Так, на общенациональном референдуме была принята Конституция РФ.
Политическое участие может быть постоянным (членство в партии), периодическим (участие в выборах), разовым (обращение в органы власти).
К сожалению, в каждом обществе некоторые группы граждан уклоняются от участия в политике. Многие из них полагают, что стоят вне политических игр. На практике же такая позиция, называемая абсентеизмом, укрепляет определенную политическую линию и может нанести государству ущерб.
Например, неявка на выборы может сорвать их и тем самым парализовать важнейшие звенья политической системы. Граждане, бойкотирующие выборы, порой включаются в политические процессы, особенно в конфликтных ситуациях, когда затрагиваются их интересы. Но политическое участие может вызвать разочарование, ибо оно далеко не всегда эффективно. Здесь многое зависит от того, рациональны ли политические действия или иррациональны.
Первое – это действия осознанные и спланированные, с пониманием целей и средств. Второе – действия, мотивированные главным образом эмоциональным состоянием людей (раздражением, равнодушием и пр.) впечатлениями от происходящих событий. В этой связи особое значение приобретает нормативность политического поведения, т. е. соблюдение политических правил и норм.
Так, даже санкционированный и организованный митинг может иметь непредсказуемые последствия, если его участники действуют преимущественно иррационально и не по правилам (допускают хулиганские выходки, оскорбление оппонентов, надругательство над государственными символами). Чрезвычайно опасны насильственные, экстремистские формы поведения, разновидностью которых является терроризм.
Подчеркнем, что насилие и вражда порождают только насилие и вражду. Альтернатива этому – гражданское согласие. В последнее время формируются новые механизмы политического общения людей: общественный контроль за соблюдением политических норм, прогнозирование последствий политических действий, конструктивный диалог политических сил. Это требует от участников политического процесса новой демократической политической культуры.

Практическая часть

Задание № 1. Установите соответствие между понятием и определением.

Понятия
Определения

1. Сознание
А) мысли и переживания участника политического процесса относительно самого этого процесса и собственной роли в нем

2. Общественное мнение
Б) влияние на большие группы людей, связанное с личными качествами человека, его авторитетом, а также с формально-должностным статусом, предполагающим обладанием властью

3. Политическое сознание
В) состояние массового общественного сознания, которое отражает отношение (явное или скрытое) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности

4. Общественная психология
Г) система теоретических взглядов в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг другу, а также цели социальной деятельности

5. Обыденное политическое сознание
Д) это целостное и сложное духовное явление

6. Идеология
Е) группа или совокупность групп, выделяющихся из остального общества влиянием, привилегированным положением и престижем, оказывающее наибольшее влияние на принятие политических решений

7. Идеолого-теоретическое сознание
Ж) тип общественного сознания, которое отражает определенные стороны жизни общества, способные вызывать интерес масс

8. Политическое лидерство
З) сознание, которое отражает существенные факторы и тенденции политической жизни, внутренние закономерные связи в системе понятий, политических идей; является результатом квалифицированной профессиональной деятельности ученых

9. Политическая элита
И) сознание, которое формируется у всех людей стихийно, в повседневной жизни, в практической деятельности

10. Массовое сознание
К) совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп

Задание № 2. Составьте схему, используя следующие понятия:
информационная элита; научная элита; владельцы банков; политическая элита; виды элиты; руководители крупных научных центров; глава государства; высший генералитет; экономическая элита; административная элита; владельцы электронных СМИ; чиновники, занимающие высокие должности; военная элита.

Задание № 3. Приведите в соответствие идеологии с их признаками.
Идеология
Признаки идеологий

А) либеральная идеология
1. Базовыми принципами являются: традиционализм, стабильность, порядок

Б) консервативная идеология
2. Идеи ликвидации частной собственности, организации общественного производства, равенства

В) социалистическая идеология
3. Идеи расового неравенства и превосходства одной расы над другой

Г) фашистская идеология
4. Главная ценность – свобода личности


Задание № 4. Познакомьтесь с предложенными цитатами. Сформулируйте мысль, высказанную автором своими словами. Выразите свое отношение к высказыванию. Приведите аргументы, подтверждающие ваше согласие и несогласие с мнением автора.

«Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над собственным государством». (Аристотель)
«Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство» (Дж.Адамс)
«Политика слишком серьёзное дело, чтобы доверять ее политикам». (Шарль де Голль).

Задание № 5. Прочитайте текст и письменно ответьте на вопросы.
Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство. Таким образом, чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует. Когда и почему они так поступают? Какие внутренние основания для оправдания господства и какие внешние средства служат ему опорой?
В принципе имеется три вида внутренних оправданий, то есть оснований легитимности (начнём с них). Во-первых, это авторитет «вечно вчерашнего»: авторитет нравов, освящённых исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение, - «традиционное» господство, как его осуществляли патриарх и патримониальный князь старого типа. Далее, авторитет внеобыденного личного дара (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека: откровений, героизма и других, - харизматическое господство, как его осуществляют пророк, или - в области политического - избранный князь-военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь. Наконец, господство в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установления и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентации на подчинение при выполнении установленных правил - господство в том виде, в каком его осуществляют современный «государственный служащий» и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении.
Понятно, что в действительности подчинение обусловливают чрезвычайно грубые мотивы страха и надежды - страха перед местью магических сил или властителя, надежды на потустороннее или посюстороннее вознаграждение - и вместе с тем самые разнообразные интересы. К этому мы сейчас вернёмся. Но если пытаться выяснить, на чём основана «легитимность» такой покорности, тогда, конечно, столкнёшься с указанными тремя её «чистыми» типами. (М. Вебер)

Вопросы:
Как автор определяет государство? Что, по его мнению, в действительности обуславливает подчинение авторитету?
Какие три внутренних основания легитимности выделил автор? Приведите по одной авторской характеристике каждого основания.
Используя содержание текста и обществоведческие знания, укажите любые четыре внешних средства любого типа господства.

Задание № 6. Прочитайте текст и письменно ответьте на вопросы.
По своей изначальной природе и характеру политические отношения представляют собой разновидность общественных отношений.
Важнейшей отличительной особенностью политических отношений по сравнению с социальными, экономическими, идеологическими и другими отношениями является возникновение и развитие их в связи с политикой и по поводу политики. Политика при этом понимается в самом широком смысле слова как сфера деятельности различных ее субъектов, связанная с отношениями между различными слоями общества, классами, этническими группами, нациями и другими социальными общностями, в основе которой лежит проблема завоевания, удержания или использования политической, и в особенности государственной власти. Там, где невозможно захватить государственную власть, политические партии, другие объекты политики, вступая в различные отношения друг с другом, стремятся оказывать влияние на процесс формирования и функционирования государственной власти.
Политические отношения составляют важную часть всех общественных отношений. Характер их и особенности процесса из возникновения, становления и развития обуславливаются типом государственной власти (рабовладельческая, феодальная и т.п.), особенностями государственного режима (демократический, автократический и т.п.), а также другими факторами.
Находясь в неразрывной связи и взаимодействии с экономическими, социальными и иными отношениями, политические отношения оказывают на них значительное влияние, подвергаясь, в свою очередь, с их стороны обратному влиянию. В особенности это касается взаимосвязи и взаимодействия политических отношений с экономическими. Политические отношения, политика оказывают постоянное воздействие на экономические отношения, экономику. А последняя, со своей стороны, предопределяет в конечном счете тип, характер и другие основные параметры самой политики.
Важной политической категорией является категория «политической борьбы» или, как ее чаще именуют - «политического конфликта».
Политический конфликт определяется как противоборство двух или нескольких субъектов политических отношений, обусловленное несовместимостью (противоположностью) их интересов, потребностей, систем ценностей и знаний. Политический, так же как и любой иной, конфликт всегда связан с наличием определенных, как правило, весьма спорных, противоречивых внутренних и внешних обстоятельств и всегда имеет свой предмет...
В зависимости от используемых критериев политические конфликты подразделяются на различные виды. Например, в зависимости от продолжительности, от характера действующих субъектов, в зависимости от используемых ресурсов.
(М.Н. Марченко)
Вопросы:
Что, по мнению автора, обусловливает характер политических отношений в обществе?
Как, по мнению автора, политические отношения связаны с общественными отношениями в других сферах жизнедеятельности общества? Приведите два примера этой связи.
Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин, дайте определение понятия «предмет политического конфликта». Приведите любые два примера предметов политических конфликтов.
Автор утверждает, что «Политические отношения, политика оказывают постоянное воздействие на экономические отношения, экономику. А последняя, со своей стороны, предопределяет в конечном счете тип, характер и другие основные параметры самой политики». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.

15