презентация по биологии на тему Наследственность и изменчивость организмов (9 класс)


Наследственность и изменчивость организмов Образовательная ценность темы определяется местом и значением генетики в современной биологии. Анализ наследственных структур и их функций на разных уровнях организации жизни вскрывает соотношение различных форм движения материи, случайности и необходимости в передаче наследственных свойств, возможности и действительности в формообразовательных процессах. Цели изучения темы:1. Формировать у учащихся новые понятия о гибридологическом методе исследования наследственности, о правилах и законах Менделя, гипотезе чистоты гамет, генотипе и фенотипе, аллельных генах, гомозиготных и гетерозиготных организмах, законах Моргана, перекресте хромосом, генетике пола;2. Обобщить и развитьранее усвоенные понятия о половом размножении, мейозе как цитологической основе закономерностей наследственности и чистоты гамет, генах и хромосомах как материальных носителях наследственности;3. Научить учащихся осмысленно решать генетические задачи. Раздел Наследственность и изменчивость организмов включает темы: Закономерности наследования признаков - 8 часов Закономерности изменчивости - 3 часа Селекция растений, животных и микроорганизмов – 3 часа 1. Тема урока: Основные понятия генетики Цели урока: рассмотреть историю становления генетики как науки, изучить основные методы и понятия генетики.История становления генетики, Генетика как наука, методы генетики, предмет изучения.Основные генетические понятия. Генетика – наука о закономерностях наследования признаков у организмов.Ген - участок молекулы ДНК (или участок хромосомы) , определяющий возможность развития отдельного элементарного признака, или синтез одной белковой молекулы.Аллели представляют собой различные варианты состояния одного и того же гена, расположенные в одинаковых локусах (участках) гомологичных хромосом. Генотип – совокупность всех генов данного организма.Фенотип – совокупность всех внешних и внутренних признаков организма, определяющих его индивидуальные особенност.Гибридизация- скрещивание двух организмов с различной наследственностью. 2. Тема урока: Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя. Цели урока: Изучить основные понятия и символику, применяемую в генетике, суть гибридологического метода.Основные понятия и символика в генетике.Г. Мендель – основоположник генетики.Гибридологический метод изучения наследственности. Честь открытия основных закономерностей наследования признаков, наблюдающихся при гибридизации, принадлежит Грегору (Иоганну) Менделю (1822–1884) – выдающемуся австрийскому естествоиспытателю, настоятелю августинского монастыря Св.Фомы в г. Брюнне (ныне г. Брно в Чехии). 3. Тема урока: Первый закон Г. Менделя. Второй закон Г. Менделя. Закон чистоты гамет. Полное и неполное доминирование. Цель урока: изучить закономерности и суть моногибридного скрещивания, случаи полного и неполного доминирования.Моногибридное скрещивание. - полное доминирование - неполное доминирование2. Закон чистоты гамет Мендель начал с опытов по скрещиванию сортов гороха, различающихся по одному признаку (моногибридное скрещивание). Для этих опытов он использовал сорта гороха, различающиеся по ряду признаков: Признаки Альтернативные варианты признаков Доминантные Рецессивные Форма зрелых семян Круглые Морщинистые Окраска семядолей Желтая Зеленая Окраска семенной кожуры Серая Белая (полупрозрачная) Окраска цветков Пурпурные Белые Форма зрелых бобов Выпуклые С перехватами Окраска незрелых бобов Зеленые Желтые Расположение цветков Пазушное Верхушечное Высота растения Высокие Низкие Наличие пергаментного слоя Имеется Отсутствует Закон единообразия гибридов первого поколения Все гибриды первого поколения единообразныАллельный ген, проявляющийся в первом поколении, называется доминантным ( А); аллельный ген, не проявляющийся в в первом поколении, называется рецессивным (а). А - Доминантный признак а - Рецессивный признак 2 закон Менделя (закон расщепления) При скрещивании гибридов первого поколения между собой у гибридов второго поколения наблюдается расщепление в определенном числовом соотношении: по фенотипу 3:1, по генотипу 1:2:1 Второй закон Г.Менделя на языке хромосом. Закон чистоты гамет При образовании половых клеток в каждую гамету попадает только один ген из аллельной пары. А а А а 4. Тема урока: Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя. Анализирующее скрещивание. Цель урока: изучить закономерности наследования при дигибридном скрещивании, анализирующее скрещивание.Дигибридное скрещивание и его закономерности.Полигибридное скрещивание.Анализирующее скрещивание. 3 закон Менделя (закон независимого наследования признаков) При скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по двум и более парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях. Условия выполнения законов Менделя Законы И. Менделя являются фундаментальными законами генетики (подобно законам Ньютона в физике). Однако они (как и любые законы природы) выполняются только при наличии определенных условий:1. Подразумевается моногенное наследование. Это означает, что за один признак отвечает один ген. Тогда выстраивается логическая цепочка: «один ген – один полипептид; один полипептид – один фермент; один фермент – одна реакция; одна реакция – один признак».2. Гены, отвечающие за развитие разных признаков (например, А и В) не влияют друг на друга, не взаимодействуют между собой.3. Гены, отвечающие за развитие разных признаков (например, А и В), не сцеплены между собой, а сочетания их аллелей образуются случайным образом в равных соотношениях.4. Выполняется правило чистоты гамет (правило чистоты гамет не является законом). 5. Равновероятность встречи гамет и образования зигот. 6. Жизнеспособность особей не зависит от их генотипа и фенотипа. 7. Законы Менделя носят статистический характер: отклонение от теоретически ожидаемого расщепления тем меньше, чем больше число наблюдений. 8. Каждому генотипу соответствует определенный фенотип. 9. У всех особей с данным генотипом признак выражен в равной степени. 10. Изучаемые признаки не сцеплены с полом. При несоблюдении перечисленных условий наследование признаков приобретает более сложный характер. В скрещивании может участвовать любое количество пар генов. Если три – тригибридное, если много – полигибридное скрещивание.Сколько и какие типы гамет может образовать организм генотипа Аа Вв Дд ЕЕ ? А В в Д д Д д Е Е Е Е а В в Д д Д д Е Е Е Е 1) АВДЕ; 2) АВдЕ; 3) АвДЕ; 4) АвдЕ; 5) аВДЕ; 6) аВдЕ; 7) авДЕ; 8) авдЕ 5. Тема урока: Сцепленное наследование генов. Цель урока: изучить механизм сцепленного наследования генов и его закономерности.Группы сцепления.Сцепленное наследование.Закон Т. Моргана. Сцепленное наследование генов Гены, расположенные в одной хромосоме, называются сцепленными и наследуются совместно. Закон Томаса Моргана. АВав АВ ав 6. Тема урока: Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом.Генетика пола: - статистические закономерности; - хромосомное определение пола.2. Наследование признаков сцепленных с полом. Генетика пола Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга, называются половыми.Пол, который образует гаметы, одинаковые по половой хромосоме, называют гомогаметным ( ХХ)Пол, который образует гаметы, неодинаковые по половой хромосоме, называют гетерогаметным ( ХY). Наследование признаков, гены которых находятся в Х- или У-хромосомах, называют наследованием, сцепленным с полом.Сцеплением генов с полом называют локализацию генов в половой хромосоме. У человека признаками, сцепленными с полом, считается: -гемофилия; -дальтонизм. Наследование признаков, сцепленных с полом. ХХ ХY Х Х Х Y ХХ ХY ХХ ХY 7. Тема урока: Взаимодействие генов. Цель урока: доказать, что генотип – система взаимодействующих генов; изучить основные типы взаимодействия неаллельных генов.1. Генотип – система взаимодействующих генов.2. Типы взаимодействия неаллельных генов.3. Генотипическая среда. Взаимодействие генов 1. Комплементарность – возникновение нового признака при взаимодействии двух неаллельных генов.2. Полимерия – зависимость развития признака от действия многих генов, эффект которых суммируется.3. Эпистаз – подавление генов одной аллельной пары другой. 8. Тема урока: Решение генетических задач и составление родословных. Цель урока: на конкретных примерах рассмотреть наследование признаков, условия их проявления1. Моногибридное скрещивание. При скрещивании двух растений гороха с пазушными цветами получено 62 растения с пазушными и 22 растения с верхушечными цветами. Каковы генотипы родительских растений? Сколько гомозиготных растений среди потомков?Скрещивание между собой двух морских свинок, отличающихся вихрастой шерстью, дало 18 вихрастых и 5 гладких потомков. Какая часть вихрастых потомков гомозиготна по этому признаку? 2. Неполное доминирование При скрещивании красноцветковых растений с белоцветкоыми первое поколение оказалось срозовыми цветками , во втором поколении было 90 красноцветковых, 93 белоцветковых и 184 розоцветковых. Каковы генотипы всех растений?У шортгорского скота чалая масть (окраска между белой (А) и рыжей (а) ) проявляется у гетерозигот. Какова масть телят, родившихся от рыжей коровы и чалого быка; от чалой коровы и белого быка, отбелой коровы и рыжего быка? 3. Кодоминирование – наследование групп крови человека в системе АВО.Мать имеет вторую группу крови, отец тоже вторую. Какие группы крови можно ожидать у детей?В роддоме перепутали двух мальчиков (Икс и Игрек). Родители одного из них имеют 1 и 2 группы крови, родители второго – 1 и 3. Лабораторный анализ крови показал, что у Игрека – 1, а у Икса – 2 группа крови. Определите, кто чей сын? 4. Дигибридное скрещивание Черный иохнатый кролик, гомозиготный по обоим признакам, скрещивается с белой гладкой крольчихой. Определите генотип и фенотип гибридов первого поколения. Темноволосая кареглазая женщина,гетерозиготная по первой аллели, вступила в брак с светловолосым кареглазым мужчиной, гетерозиготным по второму признаку. Каковы вероятные генотипы детей? 5. Наследование признаков, сцепленных с полом. У бабочек женский пол определяется ХУ-хромосомами, а мужской – ХХ. Признак «цвет кокона» сцеплен с полом. Белый цвет кокона – доминантиый, Каким будет потомство от скрещивания белококонной линии с темнококонной (самка – бел.; самец – темн.)? 1. Тема урока: Наследственная (генотипическая) изменчивость Цель урока: изучить явление наследственной изменчивости, его закономерности и зволюционный смысл.Изменчивость как свойство живых организмов.Виды изменчивости.Наследственная изменчмвость, ее значение.Мутационная изменчивость. Закономерности изменчивости Изменчивость наследственная ненаследственная генотипическая модификационная неопределенная определенная фенотипическая Мутационная Комбинативная Соотносительная 2. Тема урока: Фенотипическая изменчивость. Цель урока: изучить явление фенотипической изменчивости, ее свойства.Влияние среды на развитие. Норма реакции, ее значение.Свойства модификаций. Свойства модификаций Изменения имеют групповой характер Изменения соответствуютдействиям определенногофактора среды Изменения не наследуются Пределы изменчивостиобусловливаются изменчивостью генотипа 3. Тема урока: Лабораторная работа . Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой. Цель работы: ознакомиться с закономерностями модификационной изменчивости, методикой построения вариационного ряда и вариационной кривой.Оборудование: листья дуба, вишни, сирени.Ход работы:1. Измерьте при помощи линейки длину листовых пластинок. Результаты занесите в таблицу: Номер листовой пластинки Длина листовой пластинки 2. Постройте вариационный ряд, расположив листья в порядке возрастания длины листовой пластины.3. Постройте вариационную кривую. На оси абцисс откладываем значения отдельных величин - длину листовой пластинки, по оси ординат – значения, соответствующие частоте встречаемости длины листовой пластинки. 1. Тема урока: Центры многообразия и происхождения культурных растений. Цели урока: изучить задачи селекции как науки, показать центры многообразия и происхождения культурных растений 1. Селекция как наука. 2. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Задачи селекции Улучшениекачества продукции,сортов и пород Повышение урожайности Сортов и продуктивностипород Экологическая пластичностьсортов и пород Создание сортов и пород, пригодных для механизированного или промышленноговыращивания и разведения Повышение устойчивости к заболеваниям 2. Тема урока: Методы селекции растений и животных Цель урока: изучить основные методы селекции растений и животных, выявить особенности селекции животных. 1. Методы селекции растений и животных 2. Особенности селекции животных. Основные методы селекционной работы скрещивание Искусственный отбор родственное неродственное массовый индивидуальный Внутри-породное Межпородное(межсортовое) Отдаленнаягибридизация 3. Тема урока: Селекция микроорганизмов Цель урока: рассмотреть основные методы селекции микроорганизмов, выявить значение селекции микроорганизмов.1. Методы селекции микроорганизмов.2. Биотехнология и генная инженерия.