КОНФЛИКТ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

«КОНФЛИКТ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ»
Метод проведения урока: Проблемное изложение
Способы проведения урока: Фронтальный, индивидуальный, групповой
Оборудование:
1. Интерактивная доска
2. Презентация для интерактивной доски
3. Раздаточный материал;
- форма опорного конспекта на каждого учащегося (Приложение 1)
- ксерокопии с заданием на каждую группу (Приложение 2)
- иллюстрации на каждую группу (Приложение 3)

Задача урока: рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии поведения.

Цели урока:

I. Обучающие:
1. Сформировать представления учащихся о понятиях: «конфликт», «социальный конфликт», «личностный конфликт», «межличностный конфликт», «межгрупповой конфликт», «конфликт с внешней средой».
2. Формирование представления о субъектах конфликтов и их роли.
3. Формирование представления о классификации конфликтов и стратегиях
поведения.

II. Развивающие:
1. Способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся.
2. Развитие навыков анализа ситуаций
3. Развитие коммуникативной компетенции

III. Воспитывающие:
1. Воспитывать толерантное отношение к окружающим
Ход урока
I этап. Организационно-мотивационный
Преподаватель: Посмотрите на доску и выберите из предложенных на доске качеств те, которые помогают человеку договориться с другими людьми, общаться, и выпишите их. Продолжение этот список. Объясните свой выбор. (Слайд 1)
На доске:
Скромность злость
Справедливость честолюбие
Честность милосердие
Стыдливость грубость
Искренность ответственность
Порядочность
Как эти качества человека проявляются в общении с другими? Что происходит, когда люди утрачивают в процессе общения качества, указанные в левой колонке?(Может привести к конфликту)
Преподаватель: Для чего мы об этом сейчас говорим? Дело в том, что неумение слышать (а не слушать) друг друга, не идти на компромисс, нарушает заимоотношения человека с людьми, ведёт к внутреннему разладу, т.е. приводит к внутренним и внешним конфликтам.
Как вы думаете о чем пойдет речь на нашем уроке сегодня? ( о конфликтах)
II. Актуализация темы. (Слайд № 2)
Постановка проблемной ситуации
Преподаватель: Бывает, что человек начинает мстить тому, кого считает своим обидчиком. Ему кажется, что удавшаяся месть поможет восстановить справедливость и принесет моральное удовлетворение. Является ли месть решением конфликтной ситуации?
III. Этап изучения нового материала
Тема урока: « Конфликт в межличностных отношениях»
(Слайд № 3, 4)
План урока
Структура межличностного конфликта
Поведение субъектов конфликта
Способы разрешения конфликта
Преподаватель: Известный немецкий философ И. Кант так охарактеризовал этот возраст: «Годы юности – трудные годы, ибо это годы выбора». Как вы думаете, что имел в виду Кант? О каком выборе он говорил? Возможные варианты ответов учащихся: выбор поведения, друзей и т.д.
II этап. Изучение нового материала
Преподаватель: Человек в ранней юности, т.е. в 16-17 лет выбирает не только друзей, профессию, но и те принципы, по которым он будет общаться с другими людьми, стиль поведения в конфликте. Конечно, стиль поведения в конфликтной ситуации закладывается гораздо раньше, ещё в дошкольный период, но оттачивается, устанавливается и осмысливается он в вашем, подростковом возрасте. Тем более что именно ваш возраст считается возрастом наибольшей конфликтности. Давайте вместе разберемся, что такое конфликты, какими они бывают и какие существуют пути выхода из конфликтов. Чтобы лучше усвоить новый материал и успешно его закрепить, в ходе урока вы будете самостоятельно заполнять опорный конспект, а в этом вам поможет работа с интерактивной доской. Вопрос классу: На ваш взгляд, что такое «конфликт»?
Возможные варианты ответов учащихся: спор, разногласия, противоречия и.т.д. (записывают в конспект в тетради, затем сверяют со слайдом и при необходимости дополняют)
Преподаватель: Вы правы. (Слайд №5)
Конфликт-это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов
Преподаватель: А что же такое «социальный конфликт»?
Возможные варианты ответов учащихся: споры между людьми, между группами и.т.д. (записывают в конспект, затем сверяют со слайдом и при необходимости дополняют)
Преподаватель: Мы с вами живем в обществе, которое неоднородно по своему социальному составу, ярко прослеживается различие в уровне доходов, власти, престиже и.т.д., что часто приводит к конфликтам между социальными силами.
Социальный конфликт – это особый вид взаимодействия социальных сил, при котором действие одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делает невозможным реализацию её целей и интересов. (Слайд № 6)
Преподаватель: Конфликты неприятны всем: и тем, кто в них участвует, и их свидетелям. Т.е. сейчас мы говорим с вами об участниках конфликтов, т.е. субъектах. Обратите внимание на следующий слайд. (Слайд № 7). Учащиеся продолжают заполнять опорный конспект.
Субъекты конфликта

Прямые участники

Непосредственные участники

Те, чьи интересы оказались недостижимыми в неизменном виде в результате конфликтной ситуации
Те, кто своими непосредственными действиями вовлечены в конфликт взаимодействий


Преподаватель: А теперь исследуем динамику конфликта. Работая с раздаточным материалом, познакомьтесь с этапами протекания конфликта и охарактеризуйте их. ( по мере проверки задания на доске появляется таблица) (Слайд № 8)

Этапы протекания конфликта (Слайд№9)

Предконфликтная стадия
Непосредственно конфликтная

Послеконфликтная


Накопление противоречий
Это совокупность определенных действий, столкновение противоборствующих сторон
Принимаются меры для окончательного устранения противоречий



Преподаватель: И так вам предлагается самостоятельная работа в группах по 4 человека (учащиеся соседних друг с другом парт объединяются для совместной работы), на 3-5 минут.
Задание (идентично для каждой группы):
Обсудите ситуацию и попытайтесь, определить 3 стадии протекания конфликта.
Укажите, какие внешние проявления могут быть характерны для каждой из них?

Ситуация: Мать и отец много времени проводили на работе, поэтому не замечали когда прихожу я и как это время трачу. Приходя вечером уставшим домой, они видели простую картину – какие-либо домашние дела не выполнены. Таким образом, у родителей сложилось впечатление ленивого неуспевающего ребенка. С моей же стороны все было проще. Выполняя завещание родителей, я проводил все больше времени на учебе, как в школе, так и после нее. Но также нельзя было забывать о друзьях, хоть каком-то отдыхе. Тут же добавилась и личная жизнь, “съедающая” кучу времени. Расставить правильно приоритеты тогда было сложно. Я пробовал объяснить ситуацию, но понимания не нашел.
Описанные выше обстоятельства создали напряженною обстановку в общении, усталость и раздражительность. Отец и мать резко выражают свое недовольство сложившейся ситуацией, что, безусловно, меня сильно задевает. Попытки доказать свою “небесполезность” встречают новую волну “враждебных” доводов о моем бездействии в их отсутствие. Высказываются доводы, каким образом я обязан тратить свое время: столько-то времени за компьютером и учебой, столько по дому, точно по часам спать.
Так продолжалось буквально дня два-три, в течение которых правилам само собой пришлось следовать. За это время скорее всего ситуация обсуждалась внутри группы (между отцом и матерью), и возможно они поняли, что что-то изменилось и сколько мне на тот момент было лет. Суровый контроль постепенно прекратился. Обе стороны пошли на уступки, возврат к нормальному общению прошел на удивление быстро. Ожидания сторон практически полностью воплотились. Проблем в учебе не оказалось, личная жизнь воспринята с положительной стороны. Подобных споров не повторялось.

По истечении отведенного времени, представители от каждой группы высказывают свои предположения, учитель предлагает сравнить их с правильными ответами и записать в опорный конспект
(Слайд №10)
Физкультминутка (зарядка для глаз):
Преподаватель: Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
а лишь глазами осторожно
ты вдоль по линиям води.
И на бочок её клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась.
Ты молодец!

Преподаватель: Вы немного отдохнули и нам пора вернуться к нашей теме. Про-
должаем работу в группах. Обратите внимание на иллюстрации, которые
есть на партах у каждой группы, а на доске таблица с разновидностями конфликтов и их характеристиками. Ваша задача состоит в том, чтобы попробовать определить к какому виду конфликта относится каждая картинка.
Возможные варианты ответов учащихся: обсуждают и фиксируют правильнее ответы в опорном конспекте.

Классификация конфликтов (Сдайд№11)

Личностный
Межличностный
Межгрупповой
Конфликт с
внешней средой



На уровне сознания индивида, т.е.
с самим собой


Разногласия между двумя и более членами одной
группы

Между группами
индивидов

Индивид испытывает давление извне (прежде всего со стороны социальных норм и предписаний)




Преподаватель: К сожалению, конфликты в нашей жизни, как правило, неизбежны. Однако все люди ведут себя в ситуации конфликта по-разному. Наверное, и некоторые из вас участвуя в конфликте, находили пути выхода из него. Поделитесь своим опытом.
Возможные варианты ответов учащихся: Применял силу, договаривалась, уступали, прерывал спор и.т.д.
Преподаватель: Ученые –исследователи выделяют пять основных стратегий взаимодействия в конфликте в процессе его разрешения. Исследуем их и мы. Рассмотрим разные стратегии поведения в конфликте с обязательной записью в опорном конспекте. Обратите внимание на доску. Какие чувства, мысли, действия характерны для каждой стратегии?
Преподаватель: Перед вами таблица. Внимательно изучите ее и приведите в соответствие терминов с их характеристиками ( работа в парах) 3 мин.

Основные стратегии взаимодействий в конфликте (Слайд № 12)

Стратегия поведения

Характеристика

Избегание
А. Стремление к доминированию и в конечном счете устранение одной из сторон в конфликте. Максимальная настойчивость в удовлетворении собственных интересов

Конкуренция
Б. Уступка противоположной стороне в достижении ее интересов вплоть до их полного удовлетворения и отказа от своих интересов

Приспособление
В. Стремление к интеграции интересов всех участников конфликта. В содержании интересов каждой из сторон входит удовлетворении основных интересов другой стороны

Сотрудничество
Г. Взаимные уступки, согласие на частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частных интересов другой стороны

Компромисс
Д. Это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании или фактическом отрицании конфликта. Это минимальный, практически нулевой степенью настойчивости в удовлетворении собственных интересов


(ответ: А-2, Б-3, В-4, Г-5, Д-1)

Преподаватель: Ученые говорят, что конфликта не следует бояться. Каждый конфликт можно разрешить рационально и конструктивно. Путями конструктивного разрешения конфликтов являются: переговоры, медиация, арбитраж. (Слайд №13,14,15,16) При этом, решение конфликта может быть полным, когда исчерпана причина конфликта и «образ врага» трансформируется в образ друга. И частичным, когда изменяется только его внешняя форма, сохраняется причина породившая противоборство.
III. Подведение итогов урока в виде заполнение кластера (Слайд № 17)

Преподаватель: Итак, мы сегодня на уроке познакомились с такими понятиями как «конфликт» и «социальный конфликт», «субъект конфликта». Выяснили, что существуют разнообразные виды конфликтов. Обсудили, каковы могут быть стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Какая самая лучшая, решать вам самим.
Преподаватель: В завершении нашего урока еще раз обратимся к проблеме нашего урока. Может ли месть стать методом решения конфликта? Почему?
(Возможный ответ учащихся: Нет, не исчерпана причина конфликта)
И всё-таки, стоит заметить, что побеждает не тот, кто последним скажет что-то оскорбительное, а тот, кто сумеет пресечь ссору. Войну можно победить только отказом от неё.
IV. Постановка домашнего задания.(Слайд №18)
Написать эссе на тему « Если мира в тебе нет, то мира и вокруг тебя быть не может»
















Приложение 1


Опорный конспект по теме «Социальные конфликты»

«Конфликт» –

«Социальный конфликт» –


Субъекты конфликта












Стадии протекания














Классификация конфликтов

Личностный
Межличностный
Межгрупповой
Конфликт с внешней средой











Стратегии поведения

Избегание
Уступки
Подавление
Компромисс
Сотрудничество












Приложение 2


Ситуация: Мать и отец много времени проводили на работе, поэтому не за-
мечали когда прихожу я и как это время трачу. Приходя вечером уставшими
домой, они видели простую картину – какие-либо домашние дела не выпол-
нены. Таким образом, у родителей сложилось впечатление ленивого неуспе-
вающего ребенка.
С моей же стороны все было проще. Выполняя завещание родителей, я про-
водил все больше времени на учебе, как в школе, так и после нее. Но также
нельзя было забывать о друзьях, хоть каком-то отдыхе. Тут же добавилась и
личная жизнь, “съедающая” кучу времени. Расставить правильно приоритеты
тогда было сложно. Я пробовал объяснить ситуацию, но понимания не на-
шел.
Описанные выше обстоятельства создали напряженною обстановку в обще-
нии, усталость и раздражительность. Отец и мать резко выражают свое недо-
вольство сложившейся ситуацией, что, безусловно, меня сильно задевает.
Попытки доказать свою “небесполезность” встречают новую волну “враждебных” доводов о моем бездействии в их отсутствие. Высказываются доводы, каким образом я обязан тратить свое время: столько-то времени за компьютером и учебой, столько по дому, точно по часам спать.
Так продолжалось буквально дня два-три, в течение которых правилам само
собой пришлось следовать. За это время скорее всего ситуация обсуждалась
внутри группы (между отцом и матерью), и возможно они поняли, что что-то
изменилось и сколько мне на тот момент было лет. Суровый контроль посте-
пенно прекратился.
Обе стороны пошли на уступки, возврат к нормальному общению прошел на
удивление быстро. Ожидания сторон практически полностью воплотились.
Проблем в учебе не оказалось, личная жизнь воспринята с положительной
стороны. Подобных споров не повторялось.













15