Развернутое планирование по обществознанию по теме Конфликт в межличностных отношениях

Конфликт в межличностных отношениях.
1. Виды конфликтов:
а) внутриличностный конфликт (в качестве конфликтующих сторон выступают разные части нашего «Я», которые входят в столкновение);
б) межличностный конфликт (противоборство двух или более людей, обусловленное разнонаправленными целями, мотивами, позициями, интересами);
в) межгрупповой конфликт (субъектами конфликта являются социальные группы, преследующие различные цели, имеющие разные интересы, ценности);
г) нереалистический или субъектный нецеленаправленный конфликт (отсутствует реальная цель достижения результата деятельности, «конфликт ради конфликта»).
2. Структура и динамика межличностного конфликта:
а) Первая модель описания конфликта:
- конфликтная ситуация (основа для конфликта);
- объект конфликта (то, чем хотят овладеть оппоненты - власть, авторитет, должность и т. д.);
- участники или оппоненты («носители» противоположностей, разнонаправленных тенденций, целей интересов и т. д.);
б) Вторая модель описания конфликта:
- стороны (участники) конфликта;
- условия протекания конфликта;
- образы конфликтных ситуаций, которые имеются у участников до начала инцидента;
- возможные действия участников конфликта, направленные на оппонента, или стратегии поведения;
- исход конфликтных действий, который зависит как от выбора стратегии поведения, так и от содержания всех остальных структурных элементов;
в) Динамика конфликта (стадии):
- возникновение объективной конфликтной ситуации;
- объективная ситуация осознаётся в качестве таковой хотя бы одним из участников;
переход к конфликтному взаимодействию (острая стадия)
эскалация (разрастание);
консенсус - полное или частичное разрешение конфликта.
Стороны в конфликте:
оппоненты;
свидетели;
подстрекатели;
пособники;
посредники.
4. Поведение личности в конфликте.
а) Пять основных стратегий взаимодействия в конфликте в процессе его разрешения:
- соперничество (ориентация на свои интересы, получение результата только для себя);
- сотрудничество (одновременная направленность на удовлетворение интересов другой стороны и своих собственных);
- компромисс (частичный отказ от собственных интересов и частичное удовлетворение);
- избегание (уход от удовлетворения собственных интересов, что не позволяет другому участнику удовлетворить свои интересы);
- приспособление (отказ от собственных интересов в пользу удовлетворения интересов другого человека).
б) Способ поведения в конфликте определяется:
- ценностями;
- ценностными ориентациями личности;
- преобладающими установками сотрудничающей личности (группы);
- эмпатией;
- конфликтогенной направленностью личности (эгоистическими мотивами).
5. Способы успешного разрешения конфликтов.
а) Пути конструктивного разрешения конфликта:
- переговоры;
- помощь посредника;
- миротворчество (примирение сторон);
б) Метод преобразования конфликта в сотрудничество:
- поиск времени для беседы с оппонентом и основных правил, которые помогут понять друг дуга;
- подготовка условий (места, времени, обстоятельств), помогающих развитию диалога;
- определение основной проблемы, разделение её на ряд подпроблем и обсуждение возможных решений, начиная с самых простых;
- заключение договора или конкретного соглашения, лучше в письменном виде, поскольку со временем информация искажается и забывается, что может стать источником нового конфликта.





















Default Paragraph Font Table Normal
No List