Методический материал для школьных библиотек

ГУ «Аятская средняя школа
имени академика Т.Б.Даркамбаева»







Проект развития школьной библиотеки



«Библиотека - информационный и культурный центр школы»




















с.Аятское
2013 – 2016 г.

Оглавление
1. Паспорт проекта. 4
2. Паспорт школьной библиотеки...6
2.1. Общие сведения. 6
2.2. Кадровая обеспеченность библиотеки образовательного
учреждения. 6
2.3. Ресурсная база библиотеки образовательного учреждения. 7
2.4. Состояние материально-технической базы..7
2.5. Справочно-информационный фонд. 8
2.6. Нормативные документы . 8
2.7. Режим работы библиотеки.. 9
3. Информация о читателях... 10
3.1. Численность учащихся по годам..10
3.2. Количество читателей из числа учащихся.. 10
3.3. Характеристика социального статуса семей учащихся..10
3.4. Информация о читателях-педагогах.11
3.5. Информация о привлечённых читателях. 11
3.6. Социальные партнёры13
4. Проблемный анализ деятельности школьной библиотеки..14
4.1. Профессиональные затруднения библиотеки 14
4.2. Дидактическая оснащённость библиотеки 15
4.3. Эффективность управления. 15
4.4. Оптимальность организационно-воспитательной структуры
библиотеки 16
4.5. Характеристика требований социума 17
5. Концептуально-прогностическая часть 18
5.1. Назначение концепции.. 18
5.2. Гипотеза .19
5.3. Ожидаемые результаты.20


6. Реализация проекта по этапам. .21
6.1. Первый этап. Диагностический .21
6.2. Второй этап. Практический. 22
6.3. Третий этап. Обобщающий (презентационный)23
7. Прогностическая часть 24
7.1. Совершенствование качества работы школьной библиотеки. 24
7.2. Обеспечение дополнительных информационных услуг. 24
8. Возможные трудности и риски24
9. План реализации проекта.25



















1. Паспорт проекта

Название проекта: «Библиотека - информационный и
культурный центр школы»

Полное наименование :
Школьная библиотека ГУ «Аятская средняя школа
имени академика Т.Б. Даркамбаева»

Юридический адрес: Казахстан, Костанайская область,
Денисовский район, 110503,
с.Аятское, ул. Клубная

Контактная информация:
Телефон: 8 (714) 34 - 97 – 6 – 00
e-mail: www.madina.buzhumova.69@mail.ru
Электронный адрес:

Сроки реализации Проекта: 2013 – 2016 гг.

Составитель Проекта: шк. библиотекарь Бужумова Мадина Мурзатаевна










Цель Проекта: создание организационно-методических условий для освоения и применения современных требований к содержанию и организации деятельности школьной библиотеки, направленных на создание библиотеки как информационного и культурного центра школы.

Задачи Проекта:

1. Приведение работы школьного библиотекаря в систему, подчинение ее целям Программы развития;
2. Рост профессиональной компетентности библиотекаря;
3. Совершенствование традиционных и освоение новых технологий, которые позволят формировать информационную культуру школьников.
4. Создание условий для развития информационных ресурсов
школьной библиотеки;
5. Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения;
6. Создание условий для включения читателей в исследовательскую
и проектную деятельность;
7. Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся и педагогов;
8. Знакомство школьников с рациональными приемами и способами самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами;
9. Создание электронного каталога;
10. Создание странички «Школьная библиотека» в Интернет - ресурсах

Целевая аудитория: педагоги, учащиеся школы, родители



2. Паспорт школьной библиотеки

2.1 Общие сведения

Школьная библиотека существует с 15 августа 1975 года. Три раза переезжала в разные кабинеты внутри школы. В 2005 году школьная библиотека переехала в новый кабинет и находится на первом этаже, занимает площадь 46,8 мІ. Помещение приспособленное, обеспечивающее сохранность библиотечных фондов. В библиотеке имеется 7 стеллажей, 1 книжный шкаф, кафедра выдачи литературы. Помещение регулярно проветривается, имеется свободный доступ к книжному фонду. Книги расположены по разделам с учётом специфики образовательного учреждения.

2.2 Кадровая обеспеченность библиотеки
образовательного учреждения

№ п/п
должность
Кол-во
образование
Учебная нагрузка
стаж
Возраст
Разряд
библ.

1.
Библиотекарь
0,5 ставки
1
Высшее
68 часов
17
45 лет
10







2.3. Ресурсная база библиотеки
образовательного учреждения
(количество книг)


2013 -2014 уч.г.
2014 – 2015 уч. г.
2015 – 2016уч. г.

основной фонд




учебный фонд




2.4 Состояние материально-технической базы

кабинет, мебель, оборудование
Коли-
чество
Оптимальное состояние
Допустимое состояние
Критическое состояние

1. стеллажи
7
+



2. кафедра выдачи книг
1
+



3. стол
2
+



4. стулья
6
+



5. книжный шкаф
1
+





Библиотечная техника:
2007 г.
2008 г.

Инвентарная книга учёта библиотечного фонда
4
4

книга суммарного учёта учебного фонда
1
1

Тетрадь учета изданий, не подлежащих записи в книгу суммарного учета
1
1

дневник библиотеки
1
1

тетрадь учёта книг, принятых взамен утерянных читателями
1
1

Тетрадь выдачи учебников по классам
1
1


2.5. Справочно-информационный фонд


2007 г.
2008 г.

алфавитный каталог
1
1

систематический каталог
1
1

электронный каталог
-
-

систематическая картотека
статей (СКС)
-
-


2.6 Нормативные документы

1. Положение о школьной библиотеке;
2. Должностная инструкция библиотекаря;
3. Правила пользования библиотекой; 4. План работы библиотеки;
5. Положение о комплектовании учебного фонда.




2.7. Режим работы библиотеки

Шестидневная учебная неделя с 1 по 11 классы


Понед.
Вторн.
Ср.
Четв.
Пятн.
Субб.

9.00 – 16.00 ч.
библиотека

16.00 –17.00 ч.

Занятия библиотеч. кружка





9.00 - 9.45ч.
9.50 – 10.35 ч.





Библио-
течные уроки









3. Информация о читателях

3.1 Численность учащихся по годам


Учебный год
Количество учащихся



Всего
Из них



Девочки
Мальчики

2013 - 2014
30
17
13

2014 - 2015
25
13
12

2015 - 2016
20
10
10


Вывод: численность учащихся снижается.


3.2 Количество читателей из числа учащихся


Учебный год
Количество читателей



Всего
Из них



Девочки
Мальчики

2013 - 2014
25
13
12

2014 - 2015
23
12
11

2015 - 2016

· 20

· 10

· 10


Вывод: количество читателей в процентном отношении имеет положительную динамику.

3.3 Характеристика социального статуса семей учащихся

№ п/п
Статистические данные
Количество

1.
Количество семей
22 семей

2.
Семейный статус:
1 ребёнок
2 ребёнка
3 и более ребёнка

0 семей
21 семей
1 семья

3.
Количество семей где:
нет матери
нет отца
отчим

1
3 семей
-

4.
Образование родителей:
высшее
среднее специальное
среднее
неполное среднее

4 чел
11 чел
7 чел
14 чел

5.
Условия жизни:
неблагоустроенное жильё
частично благоустроенное
благоустроенное

20 семей
1 семья
1 семья

6.
Наличие постоянного рабочего места школьника:
есть
нет


22 чел
-

7.
Бюджет семьи:
остро нуждающиеся

3 семьи

8.
Трудные подростки
2 человека

9.
Неблагополучные семьи
3 семьи

10.
Многодетные
1 семья

11
Опекаемые
1 семья







3.4 Информация о читателях-педагогах
Количество учителей


2013 - 2014
2014 - 2015
2015 - 2016

1. Общее
3. Средний возраст
30-40
40-50
50-60








Количество читателей из числа учителей

Уч. год
2013 - 2014
2014 - 2015
2015 - 2016

Кол-во читающих учителей








Вывод: все учителя пользуются услугами школьной библиотеки.

3.5 Информация о привлечённых читателях


Учебный год
Количество читателей



Всего
Из них



Дети
Взрослые

2013 - 2014




2014 - 2015




2015 - 2016





Вывод: количество привлечённых читателей растёт. Пользователями школьной библиотека являются не только учащиеся и педагоги школы, но и другие работники школы, детского сада, студенты, родители.


3.6 Социальные партнёры
- Сельская библиотека: совместная деятельность по формированию информационной культуры школьников;
- Детский сад: приобщение к культуре общения с книгой;
- районный отдел образования: методическая помощь;
- методическое объединение школьных библиотекарей: методическая помощь;
- курсы повышения квалификации.
- детская районная библиотека.




















4. Проблемный анализ деятельности школьной библиотеки

4.1 Профессиональные затруднения библиотеки

Школьная библиотека, являясь многофункциональной читательской средой, отражает современные общественные процессы, создаёт новые образовательные ресурсы, при этом, испытывая множество проблем, с которыми постоянно сталкивается библиотекарь:
* практически полное отсутствие комплектования;
* значительная информационная нагрузка в обслуживании различных возрастных групп читателей – учащихся, преподавателей, родителей;
* слабая техническая оснащенность;
* отсутствие времени и сил на реализацию творческих планов и проектов.
В таких условиях очень трудно думать и говорить о модернизации, новых подходах и взглядах на библиотеку.
Но самой серьёзной проблемой современной библиотеки является
снижение интереса к чтению вообще.
Фонд школьной библиотеки стремительно ветшает и не отвечает требованиям современного образования и воспитания; недостаточность или полное отсутствие в фонде новинок; острая нехватка справочной, научно-познавательной, методической литературы.








4.2. Дидактическая оснащённость библиотеки

Библиотекарем школы накоплен богатый дидактический материал, но отвечать современным требованиям и качеству образования и воспитания он уже не может.
Новые информационные технологии используются в школе и, соответственно, в школьной библиотеке недостаточно.
Художественный фонд библиотеки изнашивается: практически 80% книг подлежит списанию вследствие их изношенности, санитарно-гигиенического состояния, морального старения, но из-за отсутствия комплектования библиотека не спешит расставаться с такой литературой.

4.3 Эффективность управления

В целом администрация школы имеет представление о стратегии развития школьной библиотеки, но еще не найден оптимальный способ решения некоторых проблем, а именно: расходов бюджета образовательного учреждения на комплектование и техническое оснащение библиотеки. Умея управлять школой в условиях сегодняшнего дня, администрация пока не в полной мере понимает потребности школьной библиотеки. Помощь администрации заключается в моральной и психологической поддержке перспективного развития школьной библиотеки.








4.4 Оптимальность организационно-воспитательной
структуры библиотеки
Существующая библиотечная структура, как показывает анализ, не может обеспечить продуктивного развития школьной библиотеки. Нет тесной связи между методическими объединениями. Работа с детьми и родителями также требует улучшения, поиска новых форм.
Содержание и формы методической работы также не могут удовлетворить в полной мере.
Сильными сторонами библиотеки являются:
-творческий тандем библиотекаря и администрации;
-стремление библиотекаря к развитию;
-готовность учащихся, их родителей к изменениям в сфере информатизации школьной библиотеки.
Недостатки в сложившейся библиотечной системе школы:
- низкое качество комплектования;
- недостаточное использование современных технологий в работе школьной библиотеки;










4.5 Характеристика требований социума

Современная социокультурная ситуация предъявляет следующие требования:
- Библиотекарь должен быть не только специалистом в работе с учебной, методической, специальной, художественной литературой, но и уметь работать с различными возрастными группами читателей: учащимися, родителями, педагогами.
- Читатель должен обладать не только эрудицией, но и стремлением к развитию нравственного, интеллектуального, эстетического начала. Это – главные составляющие в формировании грамотности, общей культуры, духовной основы современного человека, его творческого потенциала.
- Cодержание работы библиотеки не должно ограничиваться выдачей книг, а должно развивать ценностно-смысловые ориентиры, информационную культуру читателей.
-Технология воспитания - должна быть ориентирована на субъективные отношения, на диалогическое взаимодействие, которое предусматривает активное включение читателей в процесс работы библиотеки.
- Результат работы библиотеки не может ограничиваться только позитивной динамикой книговыдач, а должен проявляться в сформированности личности, способной широко и творчески мыслить, в умении ориентироваться в информационном пространстве.
- Условия жизнедеятельности библиотеки должны способствовать наиболее полной реализации творческих и личностных способностей, удовлетворению индивидуальных интересов и профессиональному самоопределению ребенка. Главный результат деятельности библиотеки - это способность молодых людей, заканчивающих школу, ориентироваться в информационном пространстве.



5. Концептуально-прогностическая часть.

5.1 Назначение концепции
Систематизация положительного опыта деятельности школьной библиотеки;
Выявление основных направлений развития и деятельности библиотеки;
Формирование библиотеки как информационного и культурного центра школы;

Актуальность
Проблема модернизации школьной библиотеки, повышение мастерства библиотекаря, расширение информационного пространства общеобразовательного учреждения является в настоящее время наиважнейшей. Поэтому необходимо создать все условия для развития школьной библиотеки как информационного и культурного центра школы, роста профессионального мастерства библиотекаря. Необходимым условием модернизации библиотеки является творческий тандем администрации школы и библиотеки, развитие фандрайзинговой системы привлечения дополнительных финансовых средств; расширение опыта работы библиотекаря; включение мероприятий, направленных на развитие информационной культуры школьников в рабочий план библиотекаря.
Опыт необходимо систематизировать, придать форму экспериментальной деятельности, более четко структурировать деятельность. Основной потребностью нашего времени является ориентирование учащихся в информационном пространстве.




5.2 ГИПОТЕЗА
Переход от традиционной к модернизированной системе деятельности школьной библиотеки:
- развитие информационных ресурсов библиотеки;
- использование современных технологий в организации деятельности школьной библиотеки;
- инновационный характер деятельности;
- внедрение фандрайзинговой системы привлечения дополнительных финансовых средств
- повышение мастерства библиотекаря через структуру методической учебы;
- диагностика деятельности школьной библиотеки.

Организация деятельности школьной библиотеки:
Освоение современных технологий в организации деятельности школьной библиотеки; интерактивных методов подачи информации; включение читателей в исследовательскую и проектную деятельность.

Управление системой развития библиотеки:
Изменение организационной работы школьной библиотеки; разработка системы развития информационного пространства библиотеки.










5.3 Ожидаемые результаты
Создание школьной библиотеки как информационного и культурного центра школы, ориентированного на создание положительного образа выпускника для его успешной социализации.
Выпускник должен обладать следующими качествами:
1. Иметь представление об информации как источнике знаний;
Уметь ориентироваться в информационном пространстве;
Обрабатывать и использовать информацию в соответствии с учебными и познавательными задачами;
Обладать информационной культурой, адекватной современному уровню развития информационных технологий;
Уметь творчески, позитивно мыслить;
Быть патриотом своей страны;
Быть физически и духовно развитой личностью;
Обладать коммуникативной культурой.
Обладать культурой положительных мыслей, чувств, речи, быть толерантным.
Быть готовым к продолжению образования.






6. реализация Проекта развития по этапам.

6.1 Первый этап. Диагностический
2013 -2014 уч. год.
Аналитико-диагностическая деятельность. Выявление проблемы, ее обоснование и актуальность.
Проведение диагностики работы школьной библиотеки;
Изучение опыта работы библиотек других школ.
Пересмотр книжного фонда библиотеки;
Списание изношенной, морально устаревшей литературы;
Развитие фандрайзинговой системы привлечения дополнительных финансовых средств;
Формирование основных фондов библиотеки;
Участие в районных конкурсах.

Ожидаемый результат:

- аналитическая справка по итогам анализа и диагностики.
- включение положительного опыта библиотек в рабочий план библиотекаря;
- систематизация библиотечного фонда;
- система привлечения дополнительных финансовых средств на комплектование и развитие информационной культуры читателей;
- корректировка Проекта развития школьной библиотеки.





6.2 Второй этап. Практический
2014 – 2015 уч.г.
1. Изменение плана работы школьной библиотеки.
2. Знакомство и внедрение новых технологий в деятельность школьной библиотеки;
3. Изучение опыта работы библиотек других школ.
4. Поиск и обновление основной идеи внеурочной деятельности, отбор форм реализации содержания данной деятельности.
Работа над привлечением читательской аудитории,
Включение школьников в исследовательскую деятельность.
Оснащение библиотеки современным библиотечным и компьютерным оборудованием;
Знакомство с автоматизированной информационной библиотечной системой;
Использование Интернет-представительства для распространения положительного опыта работы школьной библиотеки;

Ожидаемый результат:
перспективный план работы школьной библиотеки;
применение ИКТ на библиотечных уроках и мероприятиях;
структура организации внеурочной деятельности;
привлечение новых читателей в школьную библиотеку;
работа над библиотечными проектами;
работа над созданием электронного каталога;
- описание, обобщение и представление результатов работы школьной библиотеки на конференциях, методических объединениях, в Интернет-представительстве.



6.3 Третий этап. Обобщающий (презентационный)
2015 - 2016 уч. год.
Анализ и систематизация материалов согласно программе.
Создание школьной библиотеки как информационно-культурного центра школы;
3. Использование современных технологий в деятельности школьной библиотеки;
4. Создание электронного каталога;
5. Интенсивное использование Интернет-представительства;
Разработка основных идей и направлений проектно-исследовательской деятельности.

Ожидаемый результат:

- аналитическая справка реализации Программы работы школьной библиотеки;
- школьная библиотека – информационно-культурный центр школы;
- демонстрация результатов проектно-исследовательской деятельности с выходом на региональный уровень.
- внедрение в действенную практику электронного каталога;
- распространение положительного опыта работы школьной библиотеки, направленной на формирование информационной культуры школьников на конференциях, методических объединениях, в Интернет-представительстве.







7. Прогностическая ЧАСТЬ.
сОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
7.1 Совершенствование качества работы школьной библиотеки
- Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним.
- Совершенствование материально-технической базы;
- Использование современных технологий в деятельности;
- Воспитание потребности в самообразовании, овладении новыми способами деятельности;
- Привлечение к исследовательской проектной деятельности учащихся и педагогов.
- Вовлечение новых пользователей школьной библиотеки;
- Свободное ориентирование выпускников в информационном пространстве.

7.2.Обеспечение дополнительных информационных услуг
- Изучение спроса на информационные услуги среди читателей школьной библиотеки;
- Проведение анкетирования среди учащихся,
- Применение информационных средств для разработки мероприятий и уроков по формированию информационной культуры школьников.
- Введение в план работы библиотеки участия в районных конкурсах.
8. ВОЗМОЖНЫЕ ТРУДНОСТИ И РИСКИ
    
- отсутствие готовности учащихся к исследовательской работе;
- отсутствие познавательного интереса у учащихся;
- отсутствие достаточного уровня мастерства у библиотекаря;
- отсутствие поддержки социальных партнёров и родителей.
- некомпетентное использование компьютерной техники (в зоне свободного доступа)  План реализации проекта

Этап
Сроки
Деятельность

Ответственные
Результат

Диагностический 2013 – 2014 уч. г.


2013 – 2014 уч. год
Сентябрь – октябрь 2013 г.



Ноябрь – декабрь 2013 г.


В течение года



В течение года




Проведение диагностики работы школьной библиотеки: анкетирование школьников и их родителей по вопросам деятельности библиотеки, отношения к чтению.
Анализ состояния деятельности школьной библиотеки.

Пересмотр книжного фонда библиотеки;



Изучение опыта работы библиотек других школ на методических объединениях, семинарах, в Интернет - представительстве

Изучение новых технологий и внедрение их в деятельность библиотеки

Школьный библиотекарь












Школьный библиотекарь




Результаты мониторинга.
Аналитическая справка.
Выявление проблемы.
Постановка цели и задач проекта.
Списание изношенной, морально устаревшей литературы;
Внесение коррективов в рабочий план библиотекаря

Развитие социального партнёрства
Мероприятия для школьников по внедрению информационной культуры



Практический 2014 – 2015 уч. г.

Сентябрь 2014 г


Октябрь 2014 -февраль 2015 г.




В течение года.







В течение года


1. Конкретизация цели и задач проекта.


2. Обновление основной идеи внеурочной деятельности, реализация содержания данной деятельности через активное использование ИКТ: мероприятия, направленные на информационную работу с книгой


3. Работа над привлечением читательской аудитории;







4.Включение школьников в исследовательскую деятельность.


5.Использование Интернет-представительства; распространение положительного опыта работы школьной библиотеки.








Школьный библиотекарь







Инициативная группа читателей







Творческие группы

Изменение плана работы школьной библиотеки.
Знакомство школьников со способами самостоятельного поиска информации, применение ИКТ на библиотечных уроках и мероприятиях, посещение детского сада, организация выставки книг, привлечение уч-ся к созданию информационных стендов
Работа над проектами, умение вести результативный поиск информации;
выступления на методических объединениях, семинарах, конференциях



Обобщающий (презентационный) 2015 – 2016 уч. г.

2015 – 2016 уч. год.




В течение года












Март – май 2016 г.
1. Разработка основных идей проектно-исследовательской деятельности.





2. Активное использование современных технологий в деятельности школьной библиотеки;

3. Интенсивное использование Интернет-представительства;


4. Создание электронного каталога;

5. Создание школьной библиотеки как информационно-культурного центра школы;

6. Обобщение и систематизация результатов проекта: диагностика результатов,
творческий отчёт библиотекаря по результатам работы.

7. Представление результатов проекта.

Творческая инициативная группа по реализации проекта.


Школьный библиотекарь











Школьный библиотекарь


демонстрация результатов проектно-исследовательской деятельности с выходом на районный уровень.
распространение положительного опыта работы школьной библиотеки, направленной на формирование информационной культуры
Внедрение в действенную практику электронного каталога


Презентация результатов работы на районном уровне в рамках научно-практических семинаров.













13PAGE 15


13PAGE 142515
Беляева Татьяна Владимировна - школьный библиотекарь



Заголовок 415