Статья Роль школьного краеведческого музея в патриотическом воспитании подростков


РОЛЬ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ
Учитель истории и обществознания МОУ ОШ № 79 –Ильинова Полина Геннадиевна
В настоящее время историко-краеведческое воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма. Становление личности невозможно без осознания преемственности к определенной культурно-исторической общности. Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края в МОУ ОШ № 79 играет школьный музей, который является центром воспитательной работы, эффективной формой организации и подачи краеведческого учебного материала, базой углубленного изучения истории, жизни школы, города, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность.
Музей начал свою работу, благодаря инициативе, большой организационной, научно - методической деятельности педагогического коллектива школы. Организация школьного музея стала одной из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов, историков, объединяющая не только актив музея, но и широкие массы учащихся, учителей, родителей, бабушек и дедушек, общественности. В настоящее время музейная экспозиция состоит их четырех разделов: «История школы», «История поселка Соляной», «Культура и быт прошлого века», «Военное прошлое».
Ребята, состоявшие в совете музея, провели кропотливую работу по учету музейной коллекции. Тематически-экспозиционный план составлен по отделам, стендам. Есть в нашей коллекции патефон, пластинки, школьные принадлежности прошлого века. И, конечно, особое место занимают экспонаты, посвященные истории пионерской, комсомольской организации школы, материалы из личного архива, подаренные нашими учителями. Сбор материалов ведется постоянно через систему заданий, разработкой которых занимается совет музея, учителя истории. В настоящее время группа учащихся записывает воспоминания ветеранов войны и труда, живущих в нашем поселке.
В практике работы нашего школьного музея используются экскурсии по музейным экспозициям и с посещением памятных мест поселка. Рассказ составлен таким образом, чтобы заново взглянуть, казалось на давно знакомые места по новому, которые могут приобрести иной исторический смысл. Разрабатывая тематику экскурсий, учащиеся изучали краеведческую литературу, анализировали фотодокументы, архивные материалы. В результате совместной творческой научно-исследовательской работы разработаны следующие тематические экскурсии. Для младших школьников: «Любимый край родной», «История поселка Соляной через историю ВДСК им. В.И. Ленина», «Общеобразовательная школа прошлого столетия». Для учащихся 5 – 9 классов: «На подступах к Сталинграду», «Как строился п. Соляной» и др. Разрабатывается экскурсии: «Выпускникам посвящается…». В перспективе планируется проведение экскурсий на английском языке. Предполагается расширение экспозиции музея, что в свою очередь расширит орбиту включения учеников в краеведческую работу. Школьный музей стал учебно-материальной базой в преподавании уроков истории. В практике учителей истории есть музейные уроки, посвященные краеведческим темам. Обстановка музея, просмотр мультимедийных презентаций по тематике разделов экспозиции музея делают такие уроки интересными, эмоциональными и запоминающимися. Внеклассная работа, проводимая в школьном музее, направлена на историко-краеведческое воспитание. Она раскрывает учащимся связи родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого школьника Работа школьного музея вносит что-то новое в знания учащихся по истории родного края, углубляет и расширяет их.