Роль музея в патриотическом воспитании учащихся


Редреева Людмила Николаевна
Руководитель музея МБОУ СОШ с.КарлыхановоТема:
Роль музея в патриотическом воспитании учащихся
Введение
«Историческое сознание - это духовный мост, переброшенный через пропасть времён, мост, ведущий человека из прошлого в грядущее».
М.А. Берг
Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен.
Сегодня школьные музеи помогают раскрыть значимость подвига народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, подвиг Героев Советского Союза и России - тех, на кого нужно равняться.
Музей способствует:
-воспитанию патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов;
Задачи музея:
-использование культурных ценностей для развития детей и подростков;
-содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;
-охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного края;
-активная экскурсионно-массовая работа с учащимися, наследием, тесная связь с ветеранами и общественными объединениями;
- формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности.
Основная часть
Наш школьный музей является итогом большой, увлекательной и целенаправленной работы учащихся, учителей. Музейные экспонаты начали собирать по инициативе С. А. Ушакова, работающего в то время директором школы. Первого ноября 1967 года музей боевой и трудовой славы в Карлыхановской школе был открыт. Много времени и сил по сбору материалов музея вложили учителя Т. Г. Сунагатов, Л. П. Карабатова, А. И. Патракова, А. Н.Клыкова.
Музей расположен в старом здании школы на втором этаже. Само здание построено в 1902 году, как двуклассное училище. В 1917 году в здании размещался штаб Ногушинского партизанского отряда. В годы Великой Отечественной войны был размещен детский дом. В 80-годы в здании был интернат для детей из близлежащих сел и существовал филиал Белокатайского СПТУ. С 2009 года здесь расположен историко - краеведческий музей школы.
Площадь музея 195 кв. м, состоит из 6 экспозиционных залов. Школьный музей сертифицирован в 2009 году, ему присвоено звание «Лучший исторический музей», приказ № 298 от 16.03.2009 год.
Музей имеет поощрения:
-районный конкурс по пропаганде музеев (2 место,2012г.);
- почетная грамота Дома пионеров и школьников «За достигнутые успехи в обучении и воспитании детей» (2013 год).
Дети участвуют в различных конкурсах и занимают призовые места:
- Дремина Евгения, районный конкурс исследовательских краеведческих работ «Дорогами Отечества» (2 место, 2010 год)
-Кинжабаева Гузель, районный конкурс исследовательских краеведческих работ «Дорогами Отечества» (3 место,2012 год)
- Дунаева Ольга, районный конкурс «Шежере» (обладатель гран-при, 2014 год).
В настоящее время я являюсь руководителем музея и написала книгу по материалам краеведческого музея об истории и жителях села Карлыханово «Село родное - край моих отцов» (2013 год).
Музей состоит из 6 залов, но я хочу остановиться на третьем зале, который полностью посвящен участникам военных событий.Здесь имеются письма и фотографии фронтовиков, воспоминания участников войны с биографическими справками, документальные материалы ветеранов войны и труда, воинов- интернационалистов, воевавших в Чечне, личные вещи, письма и статьи из газет.
В годы Великой Отечественной войны из нашего села ушли на фронт 538 человек, из них погибли 287 человек.
На базе школьного музея работает кружок «Следопыты», который ведет большую исследовательскую работу.
Постоянно проходят традиционные встречи с ветеранами войны и тыла, уроки Мужества, посвященные Дням Воинской славы, встречи с интересными людьми.
Экскурсионная группа проводит обзорные экскурсии по музею: «Этот день, мы приближали, как могли!», «Дети войны», «Награды Великой Отечественной войны»,«Труженики тыла села Карлыханово».
Проходят тематические выставки по разделам: «Солдатами не рождаются», «О них писали в газетах», « Ветераны Великой Отечественной войны села Карлыханово», «Письма и документы с фронта».
Оформлены стенды и альбомы: « Труженики тыла», «Нам завещаны память и слава», «Они сражались за Родину», «Они дошли до Победы», Альбом о воинах интернационалистах, воевавших в Афганистане, «Мы помним ваши имена».
Ребята составили презентации по следующим темам: «Моя героическая бабушка», «Это в памяти хранится!», « Женщины и война», « Память жива».
На материалах музея проводятся различные мероприятия и классные часы:
«День героя антифашиста», «День Российского героя», «Афганистан в наших сердцах», «О чем рассказала фотография», «Вклад моей семьи в историю страны» «Дети блокадного Ленинграда», «Участники Великой Отечественной войны-жители нашего села», «Участники Курской битвы села Карлыханово», «Он защищал Москву», «Защитники Сталинграда - мои односельчане»
В преддверии празднования 70- летия Победы разработан план мероприятий.
Всем ученикам предложено написать сочинение по следующим темам:
«Они вернулись с Победой», «Помощь фронту», «Письмо ветерану», «Пропавшие без вести», «Он был в плену».
Краеведы оформили в школе стенд «Вы вечно в нашей памяти», волонтеры по группам закреплены за памятниками в нашем селе.
Учащиеся написали исследовательские работы: «Учителя- участники Великой Отечественной войны», «Вклад моей семьи в историю страны», «Участники Великой Отечественной войны- жители села Карлыханово».
Традицией стали социально-значимые акции: « Помощь ветерану», несение Вахты Памяти, ведется поиск тех, кто пропал без вести. Учителя нашей школы постоянно используют краеведческий материал на уроках. На уроках истории работали по темам «Дни воинской славы России», «Наш край в годы войны», «Детство, опаленное войной», «Они сражались за Родину».
Заключение
Музей является центром военно-патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения, центром жизни школы и села.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.
.