Конспект урока по Истории Росси 6 класс по теме Дмитрий Донской и борьба русских земель с Ордой


Конспект урока истории для 6 класса по теме
«Дмитрий Донской
и борьба русских земель с Ордой»


Тип урока: изучение нового материала

Цели:
Образовательная: сформировать у учащихся представление о значении Куликовской битвы в истории Руси; рассказать о подготовке и ходе сражения; показать роль московских князей в деле объединения Руси и борьбе против завоевателей, показать роль Куликовской битвы в истории России.
Воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины, уважения к ее борьбе за независимость.
Развивающая: развивать умение работать с учебником, исторической картой, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Задачи:
1. Актуализировать прежние знания, связанные с темой урока (беседа по вопросам, работа с картой)
2. Сформировать новые знания (рассказ учителя, работа с учебником)
3. Организовать применение учащимися знаний и умений на практике (работа с картой, беседа по вопросам, работа с историческими источниками, решение проблемных задач)
4. Обобщить полученные знания, сделать выводы
Оборудование и материалы:
1. Карта (возможно использование разных карт по теме, я бы предложил следующую, которая может помочь в формировании у учащихся более чётких историко-географических представлений о месте русских и в частности московских земель на карте Европы и Азии 14 века, что особенно важно в рамках требований ИКС) “Восточная Европа во 2-ой половине XIV века”

2. План-схема «Куликовская битва» (использование данной карты позволит наглядно показать, что в Куликовской битве участвовали не только русские и монголо-татарские войска, но и наёмные войска из Европы - генуэзская пехота. Это позволит нам говорить о том, что Куликовская битва была одним из событий не только российской, но и европейской(мировой истории), что важно в контексте требований ИКС)

3. Проектор
4. Иллюстрации учебника
Использованные источники:
1. Учебник изд. “Русское слово” 6 класс

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.
Учитель:
На последнем уроке мы с вами говорили об усилении Московского княжества. Мы рассмотрели, как политические успехи московских князей возвысили Москву и Московское княжество стало одним из самых сильных политических центров Руси. Оно превратилось также в духовный центр русских земель. Ответьте на вопросы:
а) Назовите имена и годы правления Ивана Калиты?
б) Какими методами он добивался своих целей?
(Военными и мирными)
в) Что представляла собой Москва при Иване Калите? (важные аспекты в свете требований ИКС)
Многонациональный город
центр торгового сотрудничества
переселилось много греческих монахов
расширил Кремль, обнес его дубовыми стенами и башнями;
в Кремле стали строить каменные церкви
г) Назвать причины возвышения Москвы
выгодное географическое положение: находилась на перекрестке торговых путей и была защищена от нападений густыми лесами и землями других княжеств;
2) умелая политика московских князей;
3) поддержка со стороны Церкви и перенос центра русского православия из Владимира в Москву;
случайные факторы: мало детей; избежала дробления.


III. Объяснение нового материала
Учитель:
Сегодня мы с вами продолжим разговор о возвышении Московского княжества и рассмотрим как Москва, становится центром освободительного движения русского народа против ордынского владычества. Запишите число, тему нашего урока: “Дмитрий Донской и борьба русских земель с Ордой”
Постановка цели и задач урока учащимися
Учитель: “Ребята давайте назовём вопросы, на которые нам нужно будет ответить в рамках нашего сегодняшнего урока, что мы сегодня должны узнать на уроке”.
Учитель: прежде чем перейти к изучению нового материала давайте посмотрим с вами на карту. Работа с картой “Восточная Европа во 2-ой половине XIV века” на доске.

.

1. Укрепление Москвы при князе Дмитрии Ивановиче Политику Ивана Калиты по укреплению Московского княжества продолжили его сыновья — Семён Гордый и Иван Красный. При них Москва стояла во главе всех земель Северо-Восточной Руси. После смерти Ивана Красного наследником остался его девятилетний сын Дмитрий Иванович (московский князь в 1359 – 1389 годах). Даты правления князя Дмитрия ученики фиксируют в тетради.
Работа с текстом учебника: учащиеся знакомятся с биографической справкой на странице 177-178.
Учитель : Что сделал князь Дмитрий для укрепления своего владения? Какие отношения в это время были у Москвы с Тверью и Литвой?
Учащиеся читают текст учебника на странице 178-179 и отвечают на поставленные вопросы.
В тетради фиксируются факт: возведения белокаменных стен Кремля, победа в борьбе с Тверью и отражение походов литовцев на Москву в 1368, 1370, 1372 годах.
2. Борьба с Ордой

Учитель: Золотая Орда в тот период находилась в состоянии упадка и распада. За неполных 20 лет здесь сменилось 25 ханов. Ведущую роль стали играть ханские приближённые, военачальники, знать. Степи к западу от Волги контролировал темник (военачальник) Мамай. Он не принадлежал к ханскому роду и потому не мог претендовать на престол. Но фактически Мамай сосредоточил в своих руках всю власть в западной части Орды.
Орда Мамая представляла для Руси грозную опасность.В середине 70-х годов XIV века Дмитрий Московский вступил в открытую борьбу с Мамаем.
Учащиеся составляют в тетради таблицу (со стр. 187), которая будет заполнятся по мере изучения нового материала. В таблицу вносятся события связанные с военными действиями на р. Пьяне и р. Воже
На этом этапе урока один учащийся делает небольшое сообщение о Сергии Радонежском (задание даётся заранее). Внимание к историческим личностям и их роли в истории одно из требований ИКС.

3. Куликовская битва
Учитель: Мамай начал готовить новый поход на Русь. Он хотел полностью восстановить власть Золотой Орды над Русской землёй. Князь Дмитрий Иванович принял смелое решение идти навстречу мамаевской рати и стал ускоренно продвигаться к Дону.
Учитель: ребята прочитайте тест учебника и ответьте на вопросы: Кто стал союзниками Мамая и Дмитрия Ивановича? Чем объяснить быстроту действий Дмитрия Ивановича, ускоренное продвижения его войск? Работа с текстом учебника учащиеся читают самостоятельно учебник на стр. 180-181 и отвечают на поставленные вопросы)
Учитель: русское войско подошло к Дону. На военном совете мнения русских разделились: переправляться через реку или нет? Согласно летописям, русские князья решили перейти Дон, чтобы отрезать себе путь к отступлению. Значит, оставалось или погибнуть, или победить. Было решено принять бой на Куликовом поле, у впадения в Дон реки Непрядвы.
Работа с картой на странице 183 и картой на доске.
Учитель: откройте страницу 183, найдите схему Куликовской битвы. Учащимся предлагается смоделировать ход Куликовской битвы с опорой на карту учебника. Предварительно паре учащихся даётся задание прочитать соответствующий текст в учебнике, эти учащиеся должны будут проверить правильность предположений одноклассников о том, как проходила Куликовская битва.
Учитель: Чем карта в учебнике отличается от карты на доске? Учащиеся дают свои ответы.
В тетрадях фиксируется дата: 8 сентября 1380 года – Куликовская битва (продолжаем заполнять таблицу). Во время чтения, обращаем внимание на иллюстрацию картины “Поединок Пересвета с Челубеем”. Художник М.И. Авилов. 1943 г.(привлечение разных видов источников, разным памятников культуры - требование ИКС). Вопрос у учащимся: Какое значение сыграл этот поединок для боевого духа русских войнов?
Учитель: Современники назвали Куликовскую битву «Мамаевым побоищем», а Дмитрия Ивановича стали называть Дмитрием Донским.
Формулируем выводы по куликовской битве, фиксируем их в тетради.
Учитель: Значение Куликовской битвы огромно, несмотря на то что ордынское владычество вскоре было восстановлено. Москва окончательно стала центром складывавшегося единого государства. Русские люди ощутили себя не только москвичами, ростовцами или суздальцами, а жителями всей Русской земли, единым народом, способным противостоять Золотой Орде и добиться независимости.
Память о Куликовской битве сохранилась в разных литературных источниках: Это “Краткая летописная повесть о Куликовской битве”, “Пространная летописная повесть о Куликовской битве”, Задонщина, “Сказание о Мамаевом побоище” и другие. Учитель: давайте познакомимся с фрагментами данных источников в учебнике и ответим на вопросы. Учащиеся по цепочке читают источники на стр 185-186 и отвечают на вопросы к ним. (привлечение разных видов источников, разным памятников культуры - требование ИКС)

4. Нашествие Тохтамыша
Учитель: После поражения и бегства Мамая правителю восточной (заволжской) части Орды хану Тохтамышу из рода Чингизидов удалось объединить большую часть золотоордынских земель. Тохтамыш вознамерился восстановить ордынскую власть на Руси. Летом 1382 года войско Тохтамыша скрытно двинулось на Русь (продолжаем заполнять таблицу). Впервые после Батыева нашествия сам хан возглавил поход на Русь. Тохтамыш стремился застать обескровленную после Куликовского сражения Русь врасплох.Это удалось. Ордынцы осадили столицу. Москвичи оказывали ожесточённое сопротивление. На защиту Москвы поднялись простые горожане, ремесленники. Оборону города возглавил литовский князь Остей, внук Ольгерда. С белокаменных стен по врагу ударили тюфяки, так в те времена называли пушки. Впервые для защиты Москвы было использовано огнестрельное оружие. Тогда Тохтамыш пошёл на обман. Москва была разгромлена и сожжена. Русь снова была вынуждена платить дань Орде, но владимирское великое княжение отбирать у Дмитрия Донского хан не стал
Формулируем совместно с учащимися итоги и значение событий правления Дмитрия Донского:
1. Русский народ поверил в свои силы
2. Возрос авторитет Москвы
3. Ускорился процесс объединения русских земель
4. Укрепилась вера в неизбежное падение ордынского владычества
5. Золотая Орда стала избегать открытых сражений с русскими
IV. Обобщение изученного материала
- Сколько лет правил Дмитрий Донской?
- Когда произошла Куликовская битва?
- Определите роль Москвы в организации борьбы против Золотой Орды?
- В чем проявился полководческий талант Дмитрия Донского?
V. Рефлексия

- Был ли мне данный урок интересен? Чем?

VI.Домашнее задание: параграф 27, ответить на вопросы; работа с документом на странице 185-186.