Конспект с презентацией интегрированного урока по истории и литературе в 4 классе по теме: «Петр Великий. Российская империя (окружающий мир). Алексеев С.П. «Капитан бомбардирской роты» (литература)»


Интегрированный урок в 4 классе
по окружающему миру и литературе.
Автор: учитель начальных классов МОУ «Михайловская СОШ»
Микушова Татьяна Владимировна
Тема: Петр Великий. Российская империя (окружающий мир).
Алексеев С.П. «Капитан бомбардирской роты «(литература)
Цель: Формирование у обучающихся образа преобразований (реформ) Петра Великого как
решительное изменение форм жизни.
Задачи:
1.Познакомить обучающихся с переломным моментом в истории нашего государства –
становлением Российской империи.
2.Формировать у обучающихся образ Петра I, как царя-реформатора, разносторонне
развитого человека, неординарной, но противоречивой личности; дать представление
обучающимся о реформах Петра.
3.Развивать познавательные интересы обучающихся, самостоятельность мышления,
умение ориентироваться в тексте, расширять словарный запас детей.
3.Воспитывать любовь к Родине, вызывать интерес к важнейшим событиям прошлого.
Средства обучения:
1.Учебник «Окружающий мир». Авторы: Поглазова О.Т., Шилин В.Д.
2.Рабочая тетрадь для 4 класса, часть 2.
3.Презентация в программе PowerPoint.
4.Компьютер.
5.Раздаточный материал.
Ход урока:
1.Психологический настрой:
Учитель: Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте удачи друг
другу и мне. Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит нам открыть
много нового.
2.Интеллектуальная разминка: (на слайде)
1)Соотнести имена исторических деятелей и события:
Александр Невский Первый русский царь
Рюрик Куликовская битва
Дмитрий Донской Основание древнерусского государства
Иван Грозный Покорение Сибири
Ермак Ледовое побоище
2)Найти «лишнюю» историческую личность. (Ермак. Остальные - правители).3)Из оставшихся назовите отличную от остальных персону. (Иван Грозный – первый русский царь).
3.Постановка темы:
Учитель: Послушайте строчки и скажите, о ком из великих людей написал А.С.Пушкин.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник.
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник. (О Петре 1).
Учитель: Сегодня на уроке мы снова будем знакомиться с жизнью и деятельностью великого человека, внесшего огромный вклад в развитие России - Петра 1. Мы с вами вновь отправляемся в историческое путешествие по «реке времени». Посмотрите, ребята, на карту.
(на слайде)
Учитель: 1.Что произошло с течением «реки времени»? (Река ударилась о скалу и изменила свое направление.) 2.Почему «река времени» сделала поворот? ( Произошло что-то важное для истории.)
Учитель: Вот об этом важном мы и будем сегодня говорить на уроке.
(на слайде)
Тема нашего урока: «Петр 1, царь и человек».
4. Открытие нового знания: “Яркое пятно”
Ученик: Появление на свет Петра связано с таинственным предсказанием. Два монаха по звездам предсказали царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын Петр и что именно он один из всех 12 детей наследует престол и станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников.
Учитель: Прочитайте текст № 1:
В ночь 30 мая 1672 года над Москвой на темном небе ярко засияла звезда. В этот момент у царя Алексея Михайловича родился сын. Наутро люди говорили, что царский сын будет великим человеком. Маленького царевича назвали Петром.
Ранние детские годы Петра протекали беззаботно и весело, но на четвертом году жизни Петр потерял отца.
Учитель: Что же интересного узнали из этого текста? (ответы детей)
(на слайде – маленький Петр)
Учитель: А теперь познакомьтесь с текстом № 2, а последнее предложение дополните:
После смерти старшего брата царем был провозглашен Петр. Но так как ему было 10 лет, то власть перешла в руки его старшей сестры Софьи. Итак, государством реально стала править Софья, так как Петр___________________(был несовершеннолетним).
Учитель: Петр рос непохожим на своих братьев. Ему чужды были капризы, неинтересны придворные няньки. Он любил игры со сверстниками.
Ради забавы Петру построили крепость со стенами, башнями, рвом и подъемным мостом. А как называется эта крепость, можно узнать, найдя пару к слову «забавный».
Текст № 3
необычный потешный
забавный реформа
изменение странный, непривычный
(на слайде)
Учитель: Не только крепость, но еще и два потешных полка были у Петра. Впоследствии именно эти потешные полки стали лучшими и надежными помощниками взрослого царя. Почему? (с детства дружили, играли в одни игры, любили Петра).
Но после одной находки потешные полки для Петра отошли на второе место.
Учитель: А теперь обратитесь к тексту №4:
Однажды Петр в усадьбе своего деда обнаружил старую лодку. Это был английский ботик, предназначенный для плавания на море. Любопытный царь приказал отремонтировать для него этот бот и спустить на реку Яузу. Плавание пробудило в нем страстную любовь к мореплаванию.
(на слайде)
Учитель: Много позже Петр назвал этот ботик «дедушкой русского флота». Кто скажет, почему? (С этого ботика началась история русского флота).
Ученик: С малых лет Петр проявлял интерес к военным наукам. А после находки шлюпки Петр проявил огромный интерес к мореплаванию. Он сам изучил корабельное дело до мелочей, сам строил и водил корабли, направлял за границу русских людей для изучения кораблестроения. Благодаря стараниям Петра был создан военно-морской флот России.
(на слайде)
20 октября 1696 года Боярская дума (высший совещательный орган государства) вынесла решение: «Морским судам быть». Эта дата и считается днем рождения российского военно-морского флота. А «дедушка русского флота» продолжает работать, но только в музее.
Ф/минутка:
Поднимает руки класс – это раз
Повернулась голова – это два
Руки вниз, вперед смотри – это три
Руки в стороны пошире развернули на четыре
С силой их к плечам прижать – это пять
Всем ребятам дружно сесть – это шесть
Учитель: Но для большего развития флота нужен был выход в море. И Петр І построил город на Неве.
(прослушивание стихотворения - диск)
Здесь будет город заложен Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено,
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам,
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Такие строки написал об этом городе А.С.Пушкин.
1. О каких надменных (горделивых) соседях идет речь? (немцы, англичане, шведы, считавшие Россию «лапотной» страной, …) 2.Что означает выражение “В Европу прорубить окно”? (выход в море, связь с государствами Европы). 3.Как понять фразу «Ногою твердой стать при море»? (Иметь свой флот, быть хозяевами на берегах Балтийского моря).
(на слайде)
Учитель: А начиналось основание города со строительства Петропавловской крепости в
устье Невы на Заячьем острове.
Учитель: А теперь отгадайте загадку об этом городе:
(на слайде)
Трижды крещенный,
Ни разу не побежденный.
Учитель: О каком городе идет речь? (Санкт-Петербург)
Учитель: А что значит – трижды крещенный? (Три названия: С.-Петербург, Петроград, Ленинград)Учитель: Со строительством Санкт-Петербурга Россия получила выход в Балтийское море, а это значило, что Россия получила морские пути для торговли, так как торговые города России находились ближе к Балтийскому морю.
(на слайде)
Ученик: Датой основания города Санкт-Петербурга считается 1703 год, когда в устье Невы была заложена Петропавловская крепость. А в 1713 году Петр 1 объявил Санкт-Петербург столицей Российского государства. Еще город Петра называют «окном в Европу». Что это значит?
Работа с книгой: На с.75 прочитайте о Санкт-Петербурге. Ответьте на вопрос: Какой это был город в те времена?
Ученик:
Санкт-Петербург сильно отличался от Москвы и других старых городов России.
Создавали великолепие города иностранные архитекторы, приглашенные Петром. Сюда переселялись знатные дворяне. Здесь основана Российская академия наук. Появились первые библиотека, музей, театр. В этот город приплывали корабли с товарами. Санкт-Петербург занял видное место среди европейских столиц, показывая иностранцам, что Россия стала могущественным государством.
(на слайде)
Учитель: В русской истории Петр 1 был самым необычным царем. Посмотрите на портрет. Какой человек перед вами? Властный, волевой взгляд, пронзающий насквозь. Смотрит свысока, кажется, что на кого-то сердит. Это был богатырь: волевой, сильный, высокий – его рост составлял 2м 4см.
Учитель: А сейчас мы прочитаем отрывок из рассказа Сергея Петровича Алексеева «Капитан бомбардирской роты». (Читает отрывок Калинина Алина)
«…Вылез из возка офицер. Взглянули солдаты – капитан бомбардирской роты. Рост у капитана громадный, метра два, лицо круглое, глаза большие, на губе, словно наклеенные, черные как смоль усы.
-Так-то ты воинское добро бережешь! Дорогу не смотришь, коней не жалеешь!
…Потом подошел к пушке, снял нарядный с красными отворотами кафтан и полез под колеса. Поднатужился капитан, подхватил богатырским плечом пушку. Дрогнула пушка, вышло колесо из пролома, стало на ровное место.
Расправил капитан плечи, улыбнулся, крикнул солдатам: «Благодарствую, братцы!» - похлопал сержанта по плечу, сел в возок и поскакал дальше».
Учитель: 1.О каком случае написано в этом рассказе? Кем оказался капитан бомбардирской роты? Что можно сказать о царе Петре по этому рассказу? (Сильный, высокий, волевой, трудолюбивый, энергичный, выносливый, бережливый).
(на слайде)
Учитель: Петр 1 – личность в русской истории неоднозначная. Одни говорят, что он сделал для России много хорошего, вывел ее вперед. Другие вспоминают его крутой нрав, загубленные им души. Но что бы ни говорили, Петр 1 был великой личностью.
(на слайде)
Ученик: Петр 1 – царь-реформатор. Он сделал очень много для России:
-ввел в 1700 году новый календарь;
-13 января 1991 года учрежден День Российской печати - дата связана с днем рождения первой российской газеты, учрежденной Петром I;
-создал первый музей - кунсткамера;
-основал морскую академию;
-в 1724 была основана Академия наук (открылась в 1725);
-при нем стали строится школы, аптеки, сахарные заводы;
-стали добывать руду;
-основан первый русский орден — Святого апостола Андрея Первозванного;
-Петр 1 завез в Россию картофель, табак.
Учитель: А кто знает, что означает слово реформатор?
Реформа – это преобразование, изменение, переустройство чего-нибудь. А реформатор – это человек, который изменяет, преобразует жизнь.
5.Рефлексия:
Молодцы, ребята! Все сегодня хорошо поработали. Мы сегодня много нового узнали о
Петре 1.
Давайте подведем итоги. Ответьте на вопросы:
Учитель: 1.Заслужил ли Петр 1 титул Петра Великого? (Заслужил. Он все делал для блага
России, во время его правления многое произошло впервые). 2. Каким был Петр 1?
(на слайде)
Петр 1:
1.Царь-реформатор
2.Царь-работник
3.Всю жизнь учился и заставлял учиться своих подданных
4.Знал множество ремесел
5.Говорил на нескольких иностранных языках
6.Мог управлять кораблем
7.Был великим полководцем
Учитель: Можно коротко сказать: Петр 1 – правитель, моряк, строитель, солдат. (на слайде)
3.Что изменилось в России во время Петра 1?
(на слайде)
-Созданы новые армия и флот
-Строились заводы и мастерские
-Открывались школы
-Печатались книги и газеты
-Россия стала империей
Учитель: Благодаря преобразованиям Петра1 Россия превратилась в одно из сильнейших государств Европы.
В 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги торжественно присвоил царю титул Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского.
Россия была провозглашена империей, а так называли только большие и сильные государства.
4. Чем Петр 1 отличался от других правителей? (Первый Император России).
5. Какой же вывод мы можем сделать о правлении Петра 1?
«Петр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение…Руси, чувствовавшего жгучую потребность нового, потребность преобразования…»
Историк Е.М.Соловьёв.
БЛАГОДАРЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯМ ПЕТРА I РОССИЯ ПРЕВРАТИЛАСЬ В ОДНО ИЗ СИЛЬНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВ ЕВРОПЫ
(на слайде)
Учитель: И в наше время Петр 1 не забыт. Именем «Петр Великий» назван последний из четырех и единственный в строю тяжелый атомный ракетный крейсер третьего поколения.
(на слайде)
Учитель: Понравился вам урок? Тогда на фигурках, которые у вас на столах нарисуйте свои впечатления от урока - одну из трех видов рожиц – веселую, грустную или безразличную, оцените свою работу на уроке – поставьте оценки с обратной стороны. А человечков мы «посадим» на кораблик и отправим в далекое плавание за новыми знаниями.
А я дарю вам всем человечка веселого, так как мне урок понравился.
6.Домашнее задание: 1)В учебнике – с.72-77
2)В тетради - № 24 (с.24)
3)Составить рассказ о Петре 1 от своего имени: «Я, Петр 1, ….»
(на фигурках)