Методика работы с исторической картой на уроках истории


Методика работы с исторической картойна уроках историиМетодика работы с исторической картойна уроках историиКолокольникова Елена ВитальевнаМОУ «РСОШ №9» Г. Рыбница, 2012 год Историческая карта - пространственное изображение исторических явлений и событий определенного исторического периода. Историческая и географическая картыИсторическая карта создается на основе географических карт, содержание их также состоит из условных знаков и обозначений, но цель совершенно иная. Цель исторической карты: с помощью условных обозначений и знаков изобразить исторические события, явления, процессы, определенные временные периоды, границы древних государств и т.д. в их изменении, протекании, динамике. Главное содержание исторической карты - -локализация (определение местоположения) исторических событий, явлений, процессов Виды исторических карт по охвату территории (мировые, материковые, локальные);по содержанию (обзорные, обобщающие, тематические);по масштабу (крупномасштабные, среднемасштабные и мелкомасштабные). Функции исторической картыинформационная;иллюстративная;воспитательная Уровень использования карт на уроках истории:Эпизодический;Систематический;Синхронный. Картографические знания ученика это - Умение пользоваться легендой картыТесное единство исторических и географических знаний – историческая география Правила работы с исторической картой для учителя:Перед работой с картой:1. Дать словесное описание географического местоположения пункта или рубежа, места события, опираясь на уже известные ученикам ориентиры или обращаясь к физической карте (без подписей объектов). 2. При описании границ называют не только физико-географические ориентиры, но также соседние государства и народы. 3. Показ объекта сопровождают указанием сторон горизонта (восточнее и западнее, севернее и южнее), названием географических ориентиров и признаков . При работе с картойОпределив словами, местоположение объекта и показав на карте, учитель записывает название на доске, а ученики находят этот объект на карте учебника. Стоять у настенной карты надо так, чтобы не заслонять источник света и показываемый объект. Объект показывают указкой или ручкой, повернувшись лицом к классу. Указку берут в ту руку, которая ближе к карте. Методика обучения предполагает одновременную работу по настенной и настольной картам. По словесному описанию находят объект сначала на настольной карте, потом на настенной; выполняют задание по настольной карте, а отчитываются о выполнении по настенной; учитель объект показывает на настенной карте, а ученики определяют его название по настольным картам. Планируемый результат работы с картой:В результате работы с исторической картой учащиеся должны знать: что название карты отражает тему и ее основное содержание;что историческая карта отражает действительность в определенный хронологический период;что на карте могут быть показаны разновременные события; что сменявшиеся события могут изображаться на одной исторической карте, причем последовательность во времени передается как соседство в пространстве; карты имеют масштаб; что условные обозначения расшифровываются в легенде карты; В результате работы с исторической картой учащиеся должны уметь: узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство; определять последовательность и время, отображенных на карте событий; сопоставлять обозначенные на карте явления; сравнивать размеры территорий; находить на карте и называть включенные в легенду знаки; находить изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство; сравнивать расстояния на карте с известными расстояниями; выделять изменения в территории, новые черты и хозяйстве; применять карту при анализе причин и следствий событий; анализировать социально-экономическое, политическое развитие народов мира;