Государство и российское общество в конце XIX-начале XX в

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Государство и российское общество в конце XIX – начале XX века

ФИО
Шарыгина Анастасия Игоревна


Место работы
МБОУ СОШ № 15


Должность
учитель


Предмет
история России


Класс
9 класс


Тема и номер урока в теме
Государство и российское общество в конце XIX – начале XX века, урок № 1


Базовый учебник
История России, 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт, Москва, «Просвещение», 2010

8.Цель урока:
Рассмотреть особенности развития Российской империи на рубеже XIX – XX вв., охарактеризовать социальную структуру, политический строй и уровень жизни, используя ЭОР.
9. Задачи:- обучающие
1. Сформировать знания об особенностях развития Российской империи на рубеже XIX – XX вв., используя ЭОР
знать государственное управление и особенности политического развития Российской империи на рубеже XIX – XX вв.
знать основные показатели и факторы, определяющие динамику развития Российской империи;
знать место России в мире по численности населения, структуру российского общества, используя данные документов;
знать образ жизни городского и сельского населения Российской империи на рубеже веков.

-развивающие:
1. Развивать умение анализировать графики, картосхемы, находить в них необходимую информацию, выявлять основные признаки.
2. Развивать умения интерпретации исходной информации в новые формы (в схему).
3. Развивать умение работать в группах - эффективно сотрудничать и взаимодействовать, выслушивать разные точки зрения о политическом развитии России.
4. Развивать умения делать умозаключения, выводы по итогам дискуссии, обсуждения проблемных вопросов.
-воспитательные
1. Воспитание российской гражданской идентичности, чувства переживания за судьбы российского народа.
2. Воспитание толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре.
Личностные результаты:
- формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе использования ЭОР;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- освоение социальных норм и правил поведения работы в группах;
- формирование коммуникативной компетентности в учебно – исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, поиска средств ее осуществления;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств информационно – коммуникативных технологий как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
- умение извлекать необходимую информацию из различных источников;
- умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные результаты:
- формирование основных теоретических знаний о состоянии российской империи на рубеже веков;
- овладение навыками нахождения и использования исторической информации на практике;
- формирование умений и навыков использования исторических знаний в оценке процессов, протекающих в современной России;
- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний.
10. Тип урока - изучение новой темы
11. Формы работы учащихся - частично - поисковая работа, проблемное обучение, работа в парах.
12. Необходимое техническое оборудование - компьютерный класс, мультимедийная установка
13.Структура и ход урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока
Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)

I.
Организационный момент-



- Приветствие детей
- Настрой на урок (организация на учебную деятельность)
- Организация на учебную деятельность
2 мин.

II.
Изучение нового материала















Введение проблемного вопроса.
- Российская империя на рубеже XIX – XX вв. была неограниченной монархией
Вопрос:
- Если бы в XIX веке в Российской империи была принята Конституция, удалось бы избежать революционных событий 1917 года?
- В ходе нашей совместной поисковой деятельности, вы сможете самостоятельно дать ответ на поставленный вопрос.
- Высказывание различных точек зрений: (предположительно)
да, возможно;
нет, революций избежать не удалось бы;

3 мин



информационный
ЭОР № 1
Интерактивная карта

- Демонстрирует ЭОР № 1, интерактивную карту «Российская империя в конце XIX – начале XX века»
Задание № 1
Работа с интерактивной картой «Российская империя в конце XI
· начале XX века»».
- Найдите в списке блоков названий интерактивную карту «Российская империя в конце XIX – начале XX века», покажите:
1.1. границы Российской империи:
1.2.территориальное деление государства
(губернии, автономии)
1.3.народы и народности,
- Изучают информационный ЭОР
№ 1 интерактивную карту «Российская империя в конце XIX – начале XX века »
- Изучают функции интерактивной карты.
1. 1. Находят границы Российской империи, делают вывод, что Российская империя – крупнейшее государство мира (2 место после Британской империи):
1.2. Находят на карте губернии и автономию – Великое княжество Финляндское:
1.3. Работая с текстом
5 минут




проживавшие на территории государства

учебника (стр № 5), учащиеся узнают:
- в соответствии с переписью 1897 в России проживало 128 млн человек.(3 место в мире после Британской империи и Китая),
- на территории государства проживало более 100 народов и народностей и население было многоконфессиональное




информационный
ЭОР № 2
Слайд № 2
Демонстрирует информационный ЭОР № 2,слайд № 1. 1.,схема «Государственное управление на рубеже XIX – начале XX века »
Задание № 2. Анализ схемы «Государственное управление на рубеже XIX – начале XX века ».
Изучите схему, свои ответы запишите в тетрадь.
2. 1. Сравните политический устройство Российской империи:
А. середина XVIII века.
Б. начало XX века
Учитель уточняет информацию -
Российская империя оставалась самодержавной монархией. В руках императора сосредоточивалась вся полнота государственной власти – законодательной, ,исполнительной и отчасти судебной
2.2. Каковы были символы Российской империи?
Работа с документом (стр 6 учебника)
2.3. Сделайте вывод, как свод «Основных законов Российской империи» определял место императора в политической жизни России


- Проходит совместная работа с учителем.
-Изучают информационный ЭОР №2
Слайд №1. 1.
- Проводят анализ схемы.
- Выявляют основную тенденцию развития государства.
- Ответы записывают в тетрадь:
А. В середине XVIII сформировалась система абсолютной монархии в России
Б.К началу XX века политический строй Российской империи значительных изменений не претерпел
- официальными символами государства были государственный герб, гимн и знамя.
- Император – монарх самодержавный и неограниченный.


5 ми



информационный
ЭОР №3
Слайд №3

Демонстрирует ЭОР № 3, слайд № 2, схему «Государственное управление на рубеже XIX – XX веков»
Задание № 3.Работа со схемой «Государственное управление на рубеже XIX –XX веков»
Учитель дополняет информацию:
- В XIX веке автономией пользовалось Царство Польское, но она была ликвидирована после подавления польского восстания
- К началу XX века автономное положение сохранялось только в Финляндии
- на национальных окраинах усилилась централизация управления





-Изучают информационный ЭОР № 3
Слайд № 3




- Интерпретируют схему, предложенную на слайде.
Результат работы:
5 мин










информационный
ЭОР № 4
Слайд № 4 .

Демонстрирует ЭОР № 4, слайд № 4 ., картосхему « Местное управление на рубеже XIX – XX веков»
Задание № 4.
Анализ картосхемы «Местное управление на рубеже XIX – XX веков» Работа в парах.
. * Изучите интерактивную картосхему «Местное управление на рубеже XIX – XX веков», свои ответы запишите в тетрадь.

Изучают информационный
ЭОР № 4 Слайд № 2. 1.
- Самостоятельная работа с картосхемой, ее анализ.
- Работа в парах.
- Высказывают свое мнение, заслушивают других.
- Делают выводы, записывают их в тетрадь
5 мин




практический
ЭОР № 5

- Демонстрирует ЭОР № 5, диаграммы «Население Российской империи » « Городское население России», «Пять крупнейших городов Российской империи»
-Знакомит с правилами выполнения практической работы и возможностью проведения самооценки и самоанализа.
Задание № 5. Практическая работа
« Социальная структура российского общества»
- Изучают ЭОР № 6, тест
- Самостоятельно выполняют практическую работу.
- Проводят самоанализ и самооценку выполненной работы.
10 мин.

I.
Первичный контроль.

контрольный
ЭОР № 6,
тест 1, 2, 3


- Демонстрирует ЭОР № 6, тематическую контрольную работу «Российская империя в конце XIX – начале XX века»», тест 1, 2, 3
-Знакомит с правилами выполнения контрольной работы и возможностью проведения самооценки и самоанализа.


- Демонстрирует ЭОР № 6, тематическую контрольную работу ««Российская империя в конце XIX – начале XX века» тест 1, 2, 3.
- Проводят самоанализ и самоконтроль выполненной работы



5 мин.

IV
Подведение итогов урока

Подведение итогов, выставление отметок
Взаимное комментирование результатов работы и отметок
3 мин.

V
Домашнее задание.


§ 1, изучить параграф,
вопросы и задания на с 12,
дополнительное задание
подготовить сообщение об уровне экономического развития Нижнего Новгорода на рубеже веков

2 мин.


15